Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была 28 апреля 22:27

Кабардино-Балкария — Россия Июнь 2023

С момента выбора тура в Приэльбрусье я не сомневалась, что если наш альплагерь «Уллу-Тау» и не будет размещаться у подножия великолепного Эльбруса, то за неделю у меня непременно будет возможность увидеть эту белоснежную гордость Кавказа и возможно даже не один раз. Наивная… В первый же день мои желания были низвергнуты в разряд фантазий нашим инструктором. Но, как говорится, надежда теплится и просто так от нее невозможно отказаться. Единственный день, когда появилась реальная возможность встречи с Эльбрусом, наконец-то настал, но разбросанные по небу в хаотичном порядке облака настораживали и заставляли нервничать.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Начало тропы по грунтовке по ущелью Адыр-Су я уже описывала, когда рассказывала про первый походный день, да и ущелье Куллумкол была возможность рассмотреть сквозь пелену дождя от водопада Койавган.

Но одно дело любоваться панорамой ущелья и окружающими его вершинами издали, а совершенно другое дело подниматься по нему, преодолевая крутые и затяжные подъемы.

Итак, когда самая легкая часть пути была пройдена, свернув направо, мы углубились в хвойный лес. Шагая по едва заметной тропе, вскоре вышли к огромной площадке, сплошь покрытой огромными булыжниками разной величины.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Растянувшись на несколько десятков метров, наша группа старательно пыталась преодолеть это первое сложное препятствие. Осторожно перешагивая с валуна на валун, перепрыгивая через маленькие каменюки и иногда практически переползая по огромным камням, мы наконец-то подобрались к лесному массиву, расположенному с левой стороны поляны, но путь преградила не широкая речушка. Предполагалось найти переправу, перебраться на другой берег и уже по нему продолжить путь. Предложенный природой вариант, в виде упавших деревьев, на первый взгляд был не так уж и сложен.

Но перебравшись, практически сразу же всем стало ясно, что по отвесному склону, сдобренному сыпучим песком и поваленными деревьями продвигаться совершенно невозможно и тут впереди кто-то заметил совершенно замечательную переправу — деревянный мостик, а от него тропинку.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Пришлось возвращаться в исходную позицию.

Переправа дубль два удалась гораздо легче первой и вскоре начался затяжной и как вскоре показалось, совершенно бесконечный подъем по отлично проторенной тропе.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Склоны живописного ущелья Куллумкол были сплошь покрыты изумрудной зеленью, поблескивающей на припекающем солнце. Кое-где встречались крошечные полянки ярких горных цветов, справа, спрятавшись за природным валом, извещая всем о своем движении, спешила вниз река.

Впереди путь нам преграждали нависшие над долиной мрачные черные тучи, словно предупреждая, что если не остановимся и не повернем назад-нам не поздоровится!

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

После небольшого привала, устроенного прямо на узкой тропе,

вновь продолжили путь и чем выше уводила нас тропа, тем прекраснее открывались панорамы. Далеко внизу остался лес, река приблизилась к тропе и суетно скользя по камням, все время что-то пыталась нам рассказать.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

А поведать ей было что, ведь именно там, где плотным покрывалом между склонами гор нависла грозная туча и должен был предстать перед нами во всей своей красе величавый Эльбрус. Правда это несколько иной ракурс, чем мы привыкли видеть, но такие мелочи неважны. Но красивая картинка показывается лишь в хорошую погоду и при отличной видимости, а нам досталось то, что отражено на нижнем фото. Увы, надежды не оправдались.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Но в любом случае для расстройства не было причин, ведь вокруг нас окружала такая потрясающая красота и погода, несмотря ни на что была восхитительная, самая удобная для аналогичных высокогорных походов. Затяжной подъем вывел группу на более-менее горизонтальную поверхность. Появилась возможность на одновременное исполнение несколько очень важных дел: идти свободно и легко, особо не напрягаясь, одновременно любуясь великолепием горных пейзажей и с наслаждением полной грудью вдыхать чистейший хрустальный воздух.

Тропа вновь стремительно поползла вверх, на этот раз уже по настоящему горному склону, по сыпухе. Приходилось внимательно смотреть под ноги, лавируя между мелкими «живыми» камнями, при прикосновении к которым они стремительно срывались с места и кубарем катились вниз.

И опять, чем выше мы поднимались — тем интереснее становились пейзажи: где-то далеко позади осталось зеленое ущелье Адыр-су, а вокруг поднимались каменные зубчатые вершины, ярко выделяющиеся на сером небосклоне. Вдруг на одном из склонов что-то мелькнуло, а присмотревшись я разглядела несколько крошечных фигурок туров. Они с грациозной легкостью то поднимались вверх, то спускались вниз по скалам. Порой мне казалось будто они вот-вот сорвутся вниз, но животные отлично приспособлены к горной местности и поэтому отлично чувствуют себя на самых крутых склонах.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Пока я разглядывала туров и стараясь приблизить камеру сделать пару кадров, первые и самые выносливые из нашей группы уже маячили где-то вверху.

Я двинулась за ними, стараясь как можно меньше смотреть вверх и не пытаться прикидывать расстояние, оставшееся преодолеть. Хотелось верить, что это последний подъем и дальше будет лишь ровная поверхность.

Поднявшись на самый верх, все без сил попадали на небольшой полянке, но сразу же потянулись к рюкзакам, доставая теплую одежду — с ледяного ущелья на нас дул холодный пронизывающий ветер. Затем был устроен отдых и сладкий перекус-различные экзотические сухофрукты восполнили утраченные силы.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

И только когда дыхание нормализовалось, я огляделась и поняла, что мы попали в совершенно иную горную зону, чем та, по которой только что шли. Не смотря на середину июня здесь до сих пор главенствовал холод, река еще почти полностью была покрыта льдом,

со снежных склонов свисали голубоватые языки ледников.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Немного отдохнув, мы вновь отправились вперед.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Тропа иногда близко подходила к реке и тогда мы слушали ее беспокойные переливы, сетующие на прикрывающий ее ледяной панцырь.

Но стоило ей вырваться на волю, тогда радости не было предела и река неслась вниз стремительно и беспокойно, спеша как можно быстрее умчаться вниз, в теплую зону.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Иногда тропа уходила левее и поднималась по склону, усыпанному огромными каменными глыбами, словно совсем недавно сорвавшимися с вершин. Тогда приходилось с усилием подниматься по природной лестнице с высокими ступеньками, и вся нагрузка ложилась на ноги. Хотя в тот день им вообще досталось по полной программе.

Именно здесь, в каменном царстве, появились веселые желтые полянки, радуя туристов своим удивительным стремлением к жизни. Они росли в самых невероятных местах, иногда пробиваясь, протискиваясь на свет прямо из-под огромных камней.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

А мы все шли и шли и, казалось, что не будет ни конца, ни края этой каменной тропе. Мне казалось, что я не дойду, что я упаду и останусь ждать группу здесь, на тропе. Но стоило пару-тройку минут передохнуть, и вновь, радостная и счастливая я стремилась вперед.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Самый последний рывок по очень крутому каменному склону дался мне ну очень сложно, поэтому документальное подтверждение отсутствует. Но как же замечательно было чувствовать себя в финале маршрута, практически на крыше мира, на высоте 3220 метров над уровнем моря и рассматривать пройденный сложный маршрут.

Глядя на медленно поднимающихся ребят, я облегченно вздыхала и радовалась, что сама уже на верху и мне больше не надо напрягаться.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Теперь можно расслабиться и посмотреть, что же нам приготовила природа в этом удаленном прекрасном уголке и где же виновница торжества нашего сегодняшнего похода — озеро Живое? Крошечный водоем в виде капельки, заботливо окруженный горными вершинами, еще тоже был заботливо закутан ледяным покрывалом.

Лишь края озерца выбились из общего плена, четко очерченные на фоне снега они показывали нам свой яркий голубовато-изумрудный цвет.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Названо озеро Живым неспроста. Говорят, что его воды способны подарить небывалый заряд энергии и даже исцелить от болезней. Живое озеро считается мощным местом силы и согласно легенде, дарит здоровье и новую жизненную энергию.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Вода в озере не пугающе холодная: в зависимости от погоды и времени года ее температура колеблется от 14 до 18 градусов, поэтому в ней можно смело купаться. Горная водица очень бодрит и снимает накопившуюся за подъем усталость.

Из нашей группы никто не рискнул испробовать на себе целительные свойства Живого озера, но словно специально маленькая группа, неожиданно появившаяся на склоне, целенаправленно спустилась вниз и показала нам мастер-класс.

Отвлекшись от группы,

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

я вновь отдалась созерцанию великолепной природы, поражаясь ее гармонии и потрясающей красоте.

Все здесь было уместно: и мрачная облачность, укрывающая от нас вершины, и ледники, сползающие по склонам вниз,

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

и яркие сполохи желтых цветов.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

А затем нам всем предстояло переделать массу наиважнейших дел: кто-то занялся фотосессиями,

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

свободные ребята готовили поляну для пикника,

а самые уставшие благостно созерцали на этот прекрасный мир.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Время, предусмотренное на нахождение на вершине склона, пролетело как одно мгновение и вот уже мы собираем рюкзаки, прощаемся с озером и готовы отправиться в обратный путь. Если все сложится удачно, то можно посетить еще одно озеро-Мертвое. Сверху его практически не видно, лишь парой крошечных лужиц оно выглядывает из-за насыпного холма, и я засомневалась, стоит ли тратить на него время?

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

На обратном пути, спустившись раньше других, мне представилась возможность запечатлеть, какой крутой каменный склон вел к озеру и что тропа по нему специально, для облегчения движения, устроена зигзагом.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

А затем, при ближайшем рассмотрении и исследовании реки на предмет природного ледяного мостика, стало ясно, что таковые отсутствуют и перейти на другую сторону реки нет никакой возможности. Ну и ладно, решили все, если видели Живое озеро, то зачем нам Мертвое!

И как это обычно бывает в жизни, по закону неправильного жанра, едва мы спустились чуть ниже, как ветерок разметал хмурые тучки, раздвинул их в стороны, пропуская вперед голубое небо. И все окрестности предстали перед нами в совершенно ином, более радостном виде.

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Но такое веселье было недолгим, ветерку не хватило сил и вскоре мрачные тучи опять главенствоали над долиной Куллумкол.

На очерном привале, расслабленно разметавшись на замечательной полянке, кто-то заметил парящие в воздухе вздушные шарики. Что бы это значило? Оказывается, парнишка из Архангельска решил запустить мыльные пузыри и поднять всем, особо притомившимся, настрение!

Приэльбрусье, 4-й походный день: по ущелью Куллумкол к Живому озеру

Затем, преодолев сложный переход через поляну, усыпанную камнями, все, почувствовав приближение лагеря и отдыха, вдруг вспомнили о хлебе насущном — кто еще не был дежурным и кто сегодня готовит ужин? Скрываться не было смысла — подошла моя очередь и Лены из Москвы!

С поставленной задачем мы справились-плов получился сытным и вкуснейшим!

Активная часть тура: 11,5 км, перепад высот 2380–3220 м (840 метров), продолжительность похода 9 часов.