Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был сегодня 12:06

Гданьск — Польша Август 2015
Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Начнем прогулку от здания вокзала, которое хоть и напоминает старину, было построено в 1900 году.

У вокзала установлен памятник «Киндертранспорту» в память об участниках спасательной операции «Киндертранспорт», которая состоялась за 9 месяцев до начала Второй мировой войны. Тогда была проведена перевозка и размещение на территории Великобритании детей, признававшихся на основе Нюрнбергских расовых законов евреями, из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и вольного города Данцига (ныне Гданьск). Из Данцига с 3 мая по 25 августа 1939 года были отправлены четыре транспорта еврейских детей, родители которых не могли покинуть город. Благодаря усыновлению британскими семьями, более ста детей Данцига (Гданьска) избежали истребления.

Автор памятника — израильский скульптор Франк Майслер, уроженец Гданьска, будучи десятилетним ребёнком, был спасён на одном из таких транспортов, его родители вскоре были убиты нацистами.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Рядом же находится и броневичек являвшийся памятником события начала 80х годов в Польше.

Здание библиотеки в стиле кирпичной готики.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

На фоне канала возвышается храм святой Катаржины, возведенный, в 1185 году, который считается одним из самых древних сооружений города. Основная часть костела с боковыми часовнями возводилась в XIV–XV столетиях. Внушительная трехнефная постройка стала казаться еще более величественной, когда в 1636 году рядом с ней была возведена 76-метровая колокольня с куполом в стиле Возрождения, автором которой являлся Якуб ван ден Блок. Этот свод в виде шлема часто называют «короной Гданьска», он возвышается над остальными постройками города.

Я был очень удивлен наличием традиционных для Голландии каналов в Гданьске, на берегу которого довольно оригинальные дома непохожие на фахверк и не на стандартные дома голландского типа, ни даже на кирпичную готику.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

А это здание «Маленькой мельницы», которая является одним из крупнейших сельскохозяйственных зданий средневековья. Мельница была построена рыцарями-монахами Тевтонского ордена в 1350 году. Среди множества промышленных зданий того времени, мельница считалась одним из крупнейших в Европе.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Буквально напротив в старом здании тюрьмы размещен музей янтаря. Насколько я знаю раньше музей янтаря располагался в здании ворот про которое я рассказывал в предыдущем материале о Гданьске.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Ну и куда же без рынка, правда внутрь я не пошел, но торговля активно велась и снаружи.

А вот Zabka — интересно есть ли скрытый смысл называть продовольственный магазин «Жабка»?

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Магазин если что по-польски «SKLEP».

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Удивило покрытие, где поверх брусчатки просто положили слой асфальта, а когда слой стерся, то обнажились «пятна» с брусчаткой. Кроме того, параллельно Мариацкой улицы не восстановлен квартал домов. Там до сих пор ведутся раскопки, хотя планируется начать строительство оригинальных домов по чертежам.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Я прошел по улице Святого Духа и через ворота Святого Духа вышел на набережную, где сел на корабль и поплыл к Вестерплате.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Я нашел местечко в трюме почти на носу корабля, откуда открывался отличный вид на достопримечательности на Молтаве. Уютно примостившись на бочке я начал съемку достопримечательностей «по пути».

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Сухогруз послевоенной эпохи с морским музеем, экскурсиями и выставками, посвященными судостроению. Рядом находится Национальный морской музей.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Корабль проплыл преимущественно около портовой зоны Вислы. Многие строения в запустении, хотя в целом порт очень живой — огромные танкеры в избытке. На фото разные промышленные строения с газгольдерами и элеваторами.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Проплыли также мимо крепости Вислоуйсьце — историческая крепость, расположенная в Гданьске в устье реки Вислы. Во времена тевтонских рыцарей в 14 веке там, где Висла впадает в Балтийское море, стоял деревянный сторожевой дом, сожженный в 1433 году. В 1482 году на этом месте была построена кирпичная башня с фонарем. Основной функцией башни был контроль движения по реке и защита доступа в порт Гданьска. Фундамент крепости был сделан из больших деревянных ящиков, наполненных камнями, которые находились под водой. В 1609 году был построен форт Каре с четырьмя бастионами. Форт окружен рвом с водой. В 1622–1629 годах крепость служила базой польского флота.

В разное время крепость подвергалась нападениям: ее безуспешно осаждал Стефан Баторий в 1577 году, она была обстреляна шведами в 1734 году, в 1807 году пострадала от Наполеона, а в 1814 году от прусских войск.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Немного информации про начало второй мировой — официально боевые действия начались в Гданьске, который в то время был свободным городом, но формально там руководили нацисты. И первый удар пришелся на Вестерплате.

Вестерплатте — полуостров, расположенный на берегу Балтийского моря недалеко от города Гданьска в устье Вислы. В 1924 году Лига Наций, под юрисдикцией которой находился Гданьск, дала свое согласие Польше на создание транзитного склада военного оружия на Вестерплатте, а спустя несколько месяцев и на создание военного гарнизона. Германия потребовала от Польши передать полосу вдоль Балтийского моря, по сути что являлось поводом для начала Второй мировой. В гарнизоне на момент атаки находилось 176 служащих, которые были вооружены одной 75-миллиметровой пушкой, двумя противотанковыми пушками, четырьмя минометами, а также несколькими пулеметами. Никаких реальных укреплений на полуострове не было, лишь гауптвахты, спрятанные в лесу. Командиром гарнизона в тот период был назначен майор Хенрик Сухарский.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Атака на полуостров началась 1 сентября ударом немецкой артиллерии с корабля Шлезвиг-Гольштейн, продолжавшимся 10 минут. Ожесточенные бои велись до 7 сентября, когда немецкие войска начали штурм Вестерплатте. После взятия гарнизона раненых польских военных доставили в Медицинскую академию Гданьска, а остальные солдаты и офицеры были распределены по лагерям, где они работали на заводах и фабриках. Вестерплате сегодня — мемориальный комплекс посвященный Второй мировой войне.

Сойдя на берег и сделав пару фотографий я решил не лезть к обелиску и сел обратно на корабль в Гданьск.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Портовая канцелярия и открытое море!

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Путь обратно в Гданьск пролегал по другому рукаву Вислы.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Великолепнейшая набережная с Староградскими воротами, Журавлем на Молтаве и другими строениями эпохи Ганзы.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Примечательно что «экскурсию на трех языках (польский английский немецкий) проводил старый морской волк, а на обратном пути он играл на гитаре и пел песни, причем талантливо.

Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате

Думал написать весь второй день прогулок по Гданьску в один пост, но не вышло, и так «многабуков», в следующем рассказе будет «город с высоты».