Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был 15 апреля 9:04

Мальборк — Польша Август 2015

Мальборк (Malbork) — цитадель тевтонского ордена

Мальборк, по-немецки Мариенберг, город Марии, был основан в 1276 году, как столица тевтонского ордена. Замок является крупнейшим замком в мире, его площадь составляет более 20 га. Замок не разу не был взят. Даже после поражения под Грюнвальдом, уцелевшие рыцари смогли отсидеться за стенами замка. А польская корона получила замок только потому что у тевтонцев не хватило денег платить жалование наемникам.

К сожалению, во время второй мировой войны комплекс очень сильно пострадал, но работы по восстановлению начались почти с июля 1945. А в 1997 году Мальборк был включен в список наследия Юнеско.

Сам Мариенберг представляет собой комплекс из трех линий обороны (Нижний, Средний и Верхний замки), включающих в себя ров, стены и ворота с подвесным мостом. Въезд в замок был размещен иначе, чем это делалось в других замках, построенных Орденом. Согласно проекту, он проходил от тогдашнего Переднего замка (в настоящее время Среднего замка) через северо-западный угол. Такое решение было обусловлено топографией места (высокий хребет полуострова с длинным пологим склоном был почти идеальным местом для проложения въездной дороги).

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Еще с поезда, при переезде через реку открывается захватывающий дух вид на замок. Путь от станции к замку проходит через стандартный туристический городок. Подойдя к кассе замка и купив путеводитель, я пошел на первый ярус. Почему путеводитель, а не аудиогид? Несмотря на вторую половину дня, в замке все еще было прилично народа, а мне хотелось пофотографировать и идти с темпом удобном мне, пропуская неинтересные витрины, и задерживаясь в исторических помещениях. С другой стороны, я начал не по предписанному маршруту, а где то с середины, и в итоге прошел музейные залы выставки сначала, а уж затем пошел по разным помещениям.

Нижний замок поражает воображение масштабами. Ширина рва больше чем ширина футбольного поля, а толщина стен такая, что их нельзя было пробить из орудий. По нижнему замку ходить не было времени, так как купил сразу обратный билет на поезд в шесть вечера, потому сразу направился в средний замок.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Пройдя сквозь достаточно узкие ворота, я попал в аналог хаба, где досматривались гости и велись дела с торговцами, а дальше — еще ворота, так что защита замка просто великолепная.

Интуитивно отправился к строению справа, прошел через галерею Апокалипсиса, и зашел в помещения. Там оказалось что-то вроде выставки оружия, а также моментов истории замка. На самом деле хоть это может и интересно, но мне хотелось взглянуть на сам замок, так что я быстро обошел вокруг экспозиции и вышел на улицу. Оказывается, есть маршрут, по которому ходят экскурсии, и я начал с 15ой точки. Решив восполнить упущенное, я перешел через двор и зашел, как оказалось в Дворец Великих Магистров.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Внутри располагались архив, канцелярия, мастерская по созданию рукописей и другие помещения.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Наиболее впечатляет летний рефекторий который использовался как трапезная и как зал для приемов. Рядом расположена часовня.

Выйдя обратно к внутреннему двору Среднего замка, я отправился к Верхнему замку. У моста установлен памятник четырём магистрам ордена.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Верхний замок наиболее хорошо укреплен и вход находится на приличной высоте, так что без моста попасть внутрь было бы невозможно.

Во дворе Верхнего замка по центру установлен колодец. К сожалению, из-за ремонта я не смог попасть на смотровую площадку донжона, но тем не менее остальные помещения были открыты. Орден чеканил свои монеты, а в наше время кузнецом продавались копии, выполненные на оригинальных матрицах.

Я не удержался и купил набор монет, тем более что и лавка была обставлена исторично, и кузнец был в одеяниях ордена, и монеты продавались в кожаных мешочках.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Согласно маршруту, я начал осмотр с кухни. Обставлена по средневековому, хотя после рижского Rosengrals не является прям откровением, но все же очень атмосферно.

Наибольшее впечатление от внутреннего убранства замка оставил Зал капитула — место где руководители Ордена проводили выборы, обсуждали устройство ордена. Это огромный зал, по периметру которого установлены скамьи и трон Великого магистра, на котором я даже посидел и сфотографировался. От зала по периметру Верхнего замка идет галереи.

Далее походил по жилым помещениям замка, и честно это лучшее воспроизведения быта рыцарей что я видел, хотя побывал во многих замках.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Из окон открывается великолепный вид на Дворец Великих магистров.

Вернувшись к центральному двору, я обошел по периметру галереи и попал в трапезную.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Здесь же расположен макет замка в период его максимального расцвета.

Отправившись дальше по маршруту, я спустился вниз к стене верхнего замка к оранжерее и мемориалу. Замок также был оборудован мельницей, и мог автономно прокормить гарнизон в течении шести месяцев осады.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

Оранжерея впечатляет размерами и каким-то умиротворением, спокойствием, если по замку в целом ощущалась некоторая суета, то в оранжереи все тихо, спокойно, поют птицы — благодать.

После оранжереи я решил осмотреть замок со стороны реки Ногат, для этого нужно было выйти из замка. Выход тоже оригинально оформлен через помещения среднего замка и через ров к реке У стен замка раскинулся лагерь реконструкторов. Почти все лето тут проводятся реконструкции, главная из которых — осада Мальборка после поражения тевтонцев под Грюнвальдом.

Мальборк — цитадель тевтонского ордена

С моста открывается впечатляющая панорама на Мальборк, сразу становится явно насколько огромен замок, и насколько важным было место для Ордена.

На этом красивом снимке хочется завершить рассказ о Мальборке, наверное самом впечатляющем замке который я посещал в своей жизни.