- Гданьск: Королевский тракт, Мариацкая улица, Журавль
- Мальборк — цитадель тевтонского ордена
- Гданьск — кирпичная готика и поездка к Вестерплате
- Гданьск — панорама города
Кратко о Гданьске — это город с богатой историей, который был основан чешским миссионером Войчехом, аж в 997 году. В период польской феодальной раздробленности фактически находился в ведении тевтонского ордена. В 1361 году после заключения Торуньского мира, город вошел в состав Ганзы — когда Любек (столица Ганзы) носил характер склада, Бремен был ключом, Гамбург — замком, а Гданьск сравнивали именно со львом, бережно охраняющим полные закрома Ганзы. После поражения тевтонцев под Грюнвальдом в 1410, и фактическим уходом крестоносцев из региона в 1454 году Гданьск вошел в состав Польши. Король Казимир Ягеллончик щедро наградил город привилегиями. В конце 16 века до города добралась реформация, и город постепенно становится протестантским. Преследуемые гонениями протестанты из Франции и Голландии переезжали в Гданьск. И соответственно это отразилось на архитектуре города.
После раздела Польши Гданьск достался Пруссии, и был переименован в Данциг, что тоже повлияло на архитектуру города. В июне 1919 года, в силу Версальского Договора, появляется Вольный Город Гданьск, над которым попечительствует Лига Наций. Однако Польше был выделен выход к морю, к северу от Гданьска. В деревеньке Сопот строится порт-дублер Гданьска, который на данный момент образует вместе с Гданьском конгломерат. Город сильно пострадал в войну, так как рядом находилась база Кригсмарине, а также работали судостроительные верфи, потому город бомбили активно, да и немцы яростно оборонялись. Как бы то ни было, здания восстановлены преимущественно в голландском стиле чем в немецком, что связано с настроениями послевоенного периода. Конечно глубина домов изменилась, были внесены изменения в планировку в конструкцию, но в целом проделана впечатляющая работа по восстановлению города, это не современный Кёльн со старыми собором и ратушей, и не кусок старого Дрездена, а полноценный город обликом 16 века, с голландскими домами и архитектурой схожей со всеми городами Ганзы. К сожалению, конечно если присмотреться, то можно легко отличить новое от старого — по типу кладки, и величине кирпича, и структуре окраски фасадов, но в целом все выглядит более гармонично чем стекляшки по соседству с готикой.
Путь прогулки по городу начался от Зеленого моста и Зелёных ворот. На месте современного моста когда то был деревянный мост через реку Молтаву, окрашенный в зеленый цвет, на дороге ведущей к Эльблонгу и Кенигсбергу. После войны советскими инженерами был сооружен современный мост, уже без окраски, но название сохранилось. Это вероятно самые старые ворота Гданьска, которые были построены в 1564—1568 гг. Регнером из Амстердама и жителем Дрездена Гансом Крамером, как и Гданьская резиденция Польских королей. От них до Золотых ворот располагается Королевская дорога (улица).
Сразу за воротами раскинулась площадь Длинного рынка (Dlugi Targ) на который выходят фасадами дома гильдий, а также от ворот начинается и Королевская дорога (Длинная улица — Ulica Dluga), называемая также Королевским Трактом, которая являлась самой длинной городской улицей европейского средневековья.
Эта улица была местом проведения парадов, праздников и триумфальных въездов в город польских королей. Проезд по Королевскому Тракту Гданьска королевской свиты, насчитывающей несколько тысяч человек, занимал иногда до восьми часов. Дома восстановлены в голландском стиле, и в действительности очень напоминает Амстердам. Я обратил внимание на водоприемники, они выполнены в виде голов рыб, чудовищ, либо просто оригинальной формы. Приятная глазу мелочь создающая дополнительную веру в подлинность дома.
В Гданьске родился Фаренгейт, создатель первых точных термометров, разработавший шкалу температур, названную впоследствии его именем. Эта шкала была повсеместно принята в англосаксонских странах и используется там до сегодняшнего дня. У его дома установлен памятник в виде термометра со шкалой.
Конечно основной достопримечательностью Длинного рынка является Двор Артуса — по сути Дом Черноголовых, это было местом встреч купцов Ганзы и важным центром социальной и торговой жизни.
Около Двора Артуса установлен фонтан Нептуна — фактический символ города. Инициатором его создания был бурмистр Гданьска Бартоломей Шазманн. Фигура Нептуна символизирует связь Гданьска с морем. Ее изобразили Петер Гусен и Иоанн Рогге, а отлита она была в 1615 году в Аугсбурге. Фонтан впечатляюще выглядит в композиции с Двором Артуса и Ратушей.
Ратуша по сути является еще одним символом Гданьска. Первые упоминания о ней появились в раннем средневековье, а во второй половине XV века, Гданьск уже стал центром власти для всей мотлавской агломерации. Точная дата возведения здания ратуши неизвестна, однако здание неоднократно перестраивалось. 3 октября 1556 г. в Ратуше произошел сильный пожар. Устранение результатов пожара продолжалось несколько лет, это послужило началом перестройки здания в стиле эпохи Возрождения. Сначала в 1559—1560 гг. был выполнен новый великолепный купол для башни, на пике которого в 1561 г. установили позолоченную статую правящего тогда в Польше короля Сигизмунда II Августа. Внутри купола расположили 14 играющих колоколов, называемых карильоном.
Привожу пример разницы стилей, часть здания (левую) оставили в немецком стиле, а правую вернули оригинальный голландский стиль.
А также вид Королевского траката в 1912 году.
С другого конца королевского тракта находятся Золотые ворота, которые были построены в 1612–1614 годах Яном Страховским по проекту архитектора Абрахама ван дер Блока в стиле голландского маньеризма. Ранее на этом месте размещались готические ворота, построенные в 13 веке. Рядом с Золотыми воротами расположено позднеготическое здание Братства Георгия. Обе стороны Золотых ворот украшают фигуры, которые символизируют общечеловеческие добродетели: мир, свобода, счастье и слава находятся на западной стене, а согласие, справедливость, осторожность и благочестие — на восточной стороне.
Во время Второй мировой войны Золотые ворота были уничтожены, восстановительные работы были закончены в 1957 году. В настоящее время здание считается одной из главных достопримечательностей города.
Рядом расположен памятник Яну Гевелиусу оформленный в виде траекторий планет Солнечной системы, в центре модели солнечной системы установлены водные часы. Ян Гевелий был учеником Петра Крюгера, который заинтересовал его астрономией. Гевелий был также изобретателем — он создал перископ и микрометрический винт. В своем доме на улице Коженной он создал астрономическую обсерваторию. Гевелий исследовал там движение небесных тел, чертил карты луны и звездного неба. Его гостями и покровителями были польские короли Ян Казимир и Ян III Собеский, которого он увековечил, назвав один из открытых лично созвездий «Щитом Собеского». Его великий труд «Селенография» был принят во всей Европе с неоспоримым признанием. Память о знаменитом астрономе сегодня — это эпитафия и надгробная плита в Костеле Св. Катажины и памятник перед Ратушей Старого Города.
Рядом снова увидел «водные ворота», только если в Кракове они были временными, то тут основательно выполненные из бетона. Рядом установлено дерево, подаренное Гданьску на тысячелетие. Ну и все это на фоне башни, которая также использовалась как тюрьма.
Интересное все-таки здание Большого арсенала, с внешней стороны крепостной стены хоть и выделяется на фоне ворот, но не представляет ничего особенного. А вот с внутренней стороны стены очень и очень впечатляет. Арсенал был возведен в стиле голландского маньеризма в 1600–1609 годах. Автором проекта был фламандский архитектор Антони ван Оберген, в сотрудничестве с Яном Страковским. Если говорить в целом то Арсенал выполнен в стиле других архитектурных памятников Гданьска
Большой арсенал одним фасадом смотрит на Угольный рынок, другим — на Пивную улицу, третьим — на Ткацкую улицу, и отсюда он необыкновенно красив. Стены из красного кирпича, декорированные золотыми и белыми элементами, изысканно смотрятся в солнечную погоду. Залы и помещения Арсенала использовались как склад огнестрельного и холодного оружия, пушек, различных орудийных приспособлений, военного снаряжения вплоть до XIX века. В настоящее время первый этаж Арсенала занимает обширный торговый центр, второй этаж отдан во владение Национальной академии изобразительных искусств.
Пройдя чуть дальше мы вышли к Мариацкому собору, который является самым большим храмом из кирпича в Европе, строительство которого велось поэтапно в 1343—1502 гг. Длина строения вместе с подпорами башни составляет 105 м; своды достигают 29 м. Высокую 77,6-метровую башню украшает смотровая площадка, с которой открывается восхитительная панорама города. Площадь собора составляет 155000 кв. м, длина 105,5, ширина в трансепте 66 м. На 27 опорах держится восхитительный свод в форме звезд и кристаллов. Свод уходит к небу на высоту 30 м.
К сожалению внутреннее убранство готического собора сильно пострадало во вторую мировую войну, и внутри храм не впечатляет так, как должен был бы.
За собором расположена небольшая улочка с названием Мариацкая которая считается одним из самых красивых мест в Гданьске. Начинается у собора и заканчивается у Мариацких ворот. Очень уютная, напоминающая Дроссельграссе в Рюдесхайме, и улочки Роттенбурга. Несколько удивительно такую увидеть в Гданьске. Ранее на Мариацкой улице селились только состоятельные люди, являющиеся членами городского совета, ссужающие горожан деньгами, обрабатывающие драгоценные камни.
Хотя почти все дома на улице были разрушены во время второй мировой войны, их реконструировали с удивительной точностью в 60-е годы XX столетия, поэтому их внешний облик ничем не отличается от первоначального. Этот воссозданный уголок Средневековья всегда привлекал сюда художников и кинематографистов.
Выйдя на набережную Молтавы мы отправились наверное к самому известному зданию Гданьска — Журавлю на Молтаве — портовому крану. Это здание XIV века, величественно было одним из самых передовых сооружений своего времени в Европе. Портовый кран использовался для разгрузки и погрузки судов, а также выполнял оборонительную функцию, поскольку являлся портовыми воротами города. Также он служил для установки мачт на корабли. Свою нынешнюю форму он приобрел уже в средневековье, в 1442–1444 годах. По сути своей, он представляет собой подъёмный кран, состоящий из двух круглых башен и почерневшей от времени деревянной надстройки между ними. На крыше находится медный журавль — символ бдительности, отсюда и название — Журавль.
Экспозиция, устроенная внутри Журавля, объясняет механизм его действия — остроумный и простой. Раньше передняя стена Журавля нависала над кромкой воды. По канату грузы весом до 4 тонн опускались и поднимались крюками на стену высотой 27 метров. Канат крепился на оси, а уже её в движение приводили люди, передвигающиеся в двух огромных колёсах диаметром более 5 метров, по принципу белки в колесе. В центре Журавля имеется окно, через которое и следили за движением груза.
Далее мы зашли в кафе которая располагается на крыше одного из зданий. Вид на Молтаву открывается конечно впечатляющий.
После такого бодрого утра с прогулкой по Гданьску я направился в Мальборк, о котором можно почитать в отдельном посте.