Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 11:35
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Барнаул — Россия Октябрь 2022

«И вот я в качестве туристки
Приехала в сибирский край.
Ландшафт здесь вовсе не гористый,
Хоть это все-таки Алтай».

Как ни странно, вся моя сибирско-казахская поездка затевалась прежде всего ради Барнаула. Да, если взять Астану, Петропавловск не считаю, в нем была транзитом несколько часов, Новосибирск, Омск и Барнаул, наверняка последний в этом списке займет последнее место и в рейтинге интересных городов. Еще и удаленность его… И вот туда-то год назад переехала моя подруга, и переехала аж из Москвы. «Надо же, а я в Барнауле никогда не была» — «Так приезжай!». И я охотно отправилась на восток, прекрасно осознавая, что вряд ли выбралась бы в этот город просто так, ради посмотреть, а навестить подругу детства — это уже причина))

Поездка на восток. Барнаул

Из Новосибирска в Барнаул целый день ходят мини-автобусы, но я выбрала поезд, вернее, два согласованных поезда — так это у них называется, когда одним платежом едешь сначала до безвестного Черепанова, перекантовываешься там недолго (ах, какая полка буккроссинга на станции, я там дивную книжечку 50-какого-то года про цирк для подружкиной дочки-школьницы подобрала!), а с Черепанова уже в Барнаул.

И вот я на месте. Подруга живет в коттеджном поселке, не близко, поэтому логично сразу около вокзала зайти в железнодорожный музей. Называется он здесь очень пышно — Выставочный центр Алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги,

Кроме привычных макетов вокзалов и поездов, интерьеров вагонов и просто жилья понравились картины Федора Христенко, развешанные и в залах, и на лестнице.

Вот перестану ездить, засяду на печи и расскажу обо всех музеях отдельно и подробно. А пока движемся дальше, в город.

Поездка на восток. Барнаул

Увидеть можно здесь немало.
Нет только гор, они южней.
Здесь Обь берет свое начало,
И город отразился в ней.

Такси с утра крадется робко,
Стоят причудливо весьма
Многоэтажные коробки
И деревянные дома ©

И пусть я иду пешочком, а не крадусь на робком такси — с поэтом согласна, и тех, и тех домов хватает.

Дом архитектора (1908 г.), ул. Анатолия, 106а

Рядом с нужной остановкой нахожу еще один музей — одна из моих любимых тем, ни в какой другой с тяжеленьким рюкзаком не пошла бы, отложила на потом, а в этот, с интригующим названием Клуб-музей коллекционеров (Ленина, 107) зашла… типа на полчасика, а бродила все полтора. Потому что очень люблю ретромузеи. Нет, не так, ведь по сути своей музеи все ретро, не считая Музея будущего в Дубае)) Люблю музеи советского быта, «Сделано в СССР» и как они еще называются, нравится мне эта социалистическая атмосфера! Вновь обратившись к личному рейтингу, поставила бы его между питерским Музеем соцбыта и софийским или сочинским (впереди однозначно новосибирская «Галерея времени» и иркутский эпохи СССР, а позади даже не буду говорить какой).

При мне пришел хозяин музея и поделился своими печалями: посетителей мало, хотя расположение отнюдь не закоулочное, ходят в основном экскурсии школьников, если сподвигнуть учителей, а чтоб просто семьей с детьми — нет такого. О туристах и говорить нечего, их вообще здесь мало… И не поспоришь: при мне не было больше никого ((А ведь экспозиции прекрасные, к тому же любой экспонат можно купить — потому и название такое. Я даже приценилась к сувенирным башмачкам в свою коллекцию, но разбивать пару не хотели, а брать оба не позволяло отсутствие места в рюкзаке и дома на полках))) На мой дилетантский взгляд, не хватает здесь интерьеров — одни стеллажи, пусть и переполненные. В вышеупомянутых музеях можно зайти в реальную комнату из детства, сесть в кресло и почитать журнал 50-х годов, это очень привлекает…

Для первого дня впечатлений накопилось достаточно, и я с чувством выполненного долга поехала в поселок Южный. Остаток дня провели с подругой, место там душевное, рядом со знаменитым ленточным бором. В снимках бора, правда, особого смысла нет, ибо смотришь на него — ну лес и лес, у нас не хуже)) Чтобы осознать его уникальность, ленточный бор надо фотографировать с дрона…

* * *

Следующий день посвящен уже более основательному знакомству с городом. Для начала еду с утра в краеведческий музей, ввиду ремонта временно занявший небольшой домик на Красноармейском проспекте.

Музеи краеведения — это сгустки истории, природы, экономики, быта города, стараюсь побывать в них в начале любой поездки. Здесь к тому же сгусток сгустили вообще до предела, разместив только основные экспонаты и не в просторных залах, а в нескольких комнатках.

Музей ждет своего часа открытия, ждет долго и будет ждать еще бог весть сколько, сказали мне смотрительницы. Ну ничего, я прошла комнатки за полчаса и вышла на угол, где ждала меня вторая подруга. Лена живет здесь с детства, хотя «живет» сейчас — это сильно сказано)) Если быть точной, последнее время на месяц барнаульской жизни у нее приходится по два месяца разъездов, человек — заядлый путешественник. Вот она и поводила меня по городу лучше всякого гида: знаний не меньше, чем у хорошего экскурсовода, но в отличие от него Лена не выбирала одни только распиаренные места.

Поездка на восток. Барнаул

Вот очень типичный частный дом по адресу ул. Пушкина 47/15. В Барнауле интересная система адресов — через дробь идет номер дома на перепендикулярном данной улице проспекте. То есть в данном случае это Пушкина, 47 и одновременно Социалистический пр., 15. Построен в 1936-м, сначала был жилым, теперь здесь просто конторки и продуктовый магазинчик. Но как хорош, если взглянуть с другого ракурса, правда?

И таких крепких построек возрастом лет по сто здесь немало.

Есть и жилые — с окнами на уровне тротуара… Вот дом мещанки Оболенской, с 1994 по 2006-й был в статусе памятника архитектуры.

Улица Анатолия — необычное название на ней моя местная подруга и живет; была Новолинейной, Павловской, Комиссарской, в 1927-м переименовали окончательно в честь революционера Матвея Ворожцова. Понятней не стало, да?)) Анатолий — его партийная кличка.

Гимназия Будкевич (1904 г., второй этаж надстроен в 1912-м), пр. Красноармейский 14/96. Мария Будкевич - предпринимательница из Бийска. В сибирских городах, как я уже заметила, дома, принадлежавшие дамам, не такая уж редкость

Прерву прогулку еще одним музеем — в нем даже Лена не была, сходили вместе. Это был этакий квест, ибо филиал Клуба-музея коллекционеров с самостоятельным названием Музей радиотехники СССР на Калинина, 10 запрятался мало того что во дворах, так еще и в глубоком цоколе.

Мы осторожненько спустились по лестнице, соответствующей облику обшарпанного двора, заглянули внутрь — тихо и пусто. Ну как пусто? — людей нет. Зато есть множество предметов той самой радиотехники СССР, множество! Большой зал, полки, полки, а на них телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели без конца и края.

Мы бродили вдоль всего этого великолепия, вспоминали советское детство и жалели лишь об одном: некому рассказать что-то интересное об экспонатах… Компенсацией можно считать лишь отсутствие платы за вход — платить было тоже некому. Наглядевшись, вышли наверх и пришли к заключению: да, не заплатили. Но ведь и не унесли ничего, а это было так легко! Наверное, опыт подсказал владельцам коллекции, что заходят сюда люди, как говорится, с интеллектом, раритеты не потырят)))

Поездка на восток. Барнаул

Теперь немного пейзажей иного вида. Около Оби разбит парк Нагорный со всеми причитающимися порядочному парку скульптурами, газонами, стендами.

Арт-объект Хоровод - жаль, качество снимка не позволяет разглядеть, что фигуры выполнены не из металла или гипса, а сплетены из веток

Пожалуй, на середине рассказа пора уже раскрыть смысл его названия. Да, Барнаул — Центр Вселенной, что подтверждается вот этим земным шариком в парке и соответствующей табличкой на втором слайде.

Центр Вселенной — весьма рельефный, и, как это всегда бывает, кажется, что рельеф все время идет в гору, а под гору что-то и не видно)) Поднимаемся по долгим-долгим пролетам к обской набережной и изучаем город сверху.

Старый город

Такие панорамы всегда скрадывают неприглядность облезлых стен, разбитых дорог. Увы, неприглядных местечек в Барнауле немало. Я раньше не очень понимала, когда Лена говорила: «Не люблю я здесь жить, вот и рвусь все время куда-то». И ведь мы их специально не искали, просто гуляли, а они попадались, и отнюдь не на окраине, а в Центральном (!) районе ((

Район речного порта

Очень удачное сравнение одного блогера вспомнилось мне: Барнаул — это куст малины в зарослях сорняков.

Глядя на этот ландшафт, лучше и не скажешь!

Поездка на восток. Барнаул

Впрочем, каждый видит… ну не то чтобы то, что ищет, но ведь, действительно, можно поискать что-то порадостнее)) Закончим этот день все-таки на более живописной ноте, а завтра будет другой Барнаул.

* * *

С утра был намечен музей «Город». Несмотря на незатейливое название, музей большой и популярный. Лена, естественно, уже посещала его, и я отправилась одна — пришла к открытию, но кроме меня были еще посетители.

Он схож с краеведческим, однако здесь есть не только привычные интерьеры, макеты, предметы быта. Зал «Небо для всех», например, рассказывает о летчиках и космонавтах вообще и Германе Титове в частности — космонавт № 2 родился в Алтайском крае, и аэропорт Барнаула носит его имя.

И еще два интересных зала: экспозиция «Школа каллиграфии» сразу же напомнила Музей каллиграфии в Шардже))

А выставка работ Алексея Полякова и позабавила, и заставила задуматься. Рада, что попала на нее — проходила выставка всего месяц. Я потом расскажу отдельно о музее и о ней поподробней.

Рядом с «Городом» находится еще один музей — истории, литературы и искусства Алтая, сокращенно ГМИЛИКА. Его я отложила на следующий раз, здесь мы просто встречаемся с Леной…

Поездка на восток. Барнаул

…и гуляем уже по более современному Барнаулу — с преобладанием застройки второй трети ХХ в. Это бывшая Богородице-Одигитриевская церковь на ул. Льва Толстого. Конечно, не послевоенное здание, а 1899 г., но как смотрится! Вот что значит попасть в хорошие руки — сейчас здесь частная клиника коррекции зрения.

С Толстого переходим на Короленко, 50/Горького,30 — центр наполнен «писательскими» улицами. Стиль модерн.

Дом Яковлева и Полякова, 1913 г.

Ул. Гоголя, 76 — доходный дом Аверина, считается «первым барнаульским небоскребом». Стиль эклектика.

Затем до-олго идем по проспекту Ленина. Пышность постепенно сменяется более строгими линиями, проспект активно застраивался в прошлом веке, и смена вождей заметно отражалась на смене архитектурных стилей. Продолжим «эклектикой».

Дом купцов Мальковых (1924 г.) — теперь Дворец бракосочетаний.

Поездка на восток. Барнаул

Часовня Александра Невского открыта и освящена в 1872 г., в 2006-м восстановлена. Типичная история…

Теперь непременный сталинский ампир. Один из символов Барнаула — дом «Под шпилем».

Еще одно интересное здание той же эпохи — Алтайский архитектурно-строительный колледж (1954 г.)

Поездка на восток. Барнаул

Более ранняя постройка 30-х годов.

Напротив памятник первым переселенцам Алтая от благодарных потомков (2012 г.)

А сюда переехал Художественный музей на время ремонта. Русский стиль

Вравращаемся на Ленина. С конца 50-х ампир отменен, архитектурных излишеств все меньше. При развитом социализме дома украшают панно.

Панно "Небо Родины" (1935 г.)

И восхитившая меня аптека неподалеку — в 1913 г. здесь построили костел, потом, как водится, религиозную постройку сочли неуместной и ненужной. С 2019 г. аптеку собираются переделать и вернуть храм католикам.

Увы, даже на центральной улице встречаются облупившиеся здания. А ведь как хорош дом с эркерами — очень люблю этот архитектурный элемент и всегда мечтала жить в квартире с эркером…

Год постройки 1954-й.

Да что говорить о рядовой постройке, если даже на университете — классическом, не переименованном пединституте — вывеска просто плачет: почините меня, пожалуйста!.. Еще один образец сталинского ампира.

Поездка на восток. Барнаул

И все же все не так грустно! Напоследок — ар-деко 41-го года.

Дом союзов, 4-этажный на пр. Ленина и 3-этажный на ул. Анатолия

Я не показала еще «конструктивистские» дома — это другой район, три неполных дня на весь город не хватило, ведь половину времени я провела в домашних и кафешных посиделках с подругами (а по дням поездку ограничивали события с привязкой к конкретным датам — «Лебединое озеро» в Омске и концерт хора Турецкого в Челябинске). Но я вернусь сюда точно: и дочка еще в новосибирскую командировку поедет, а я с ней, и обе подруги ждут. Я схожу в ГМИЛИКУ и Горную аптеку, на обский пляж и в Алтайский музыкальный театр…

Поездка на восток. Барнаул

Здесь есть чем заняться — как-никак центр Вселенной!..))