Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 11 марта 21:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Омск — Россия Октябрь 2022

В казахско-сибирской поездке один день заложила на Омск — не просто выйти из нашего поезда и пересесть на казахский, а пожить хотя бы сутки. Как раз и поезда подходящие были: в полночь прибывал один, а в 10 следующего вечера уходил другой. Единственное, что смущало, — это как быть с отелем. Селиться на ночь до утра где-то в городе, потом оставлять рюкзак, возвращаться, ехать на вокзал — ничего особенного, конечно, просто на вечер у меня планировался театр, заезжать после него в отель в городе было чревато, мало времени. В общем, проще написать не о кучке мелких неудобств, а об одном большом удобстве. Это Smart Hotel KDO Omsk. Он находится прямо в здании вокзала, т. е. с поезда я заселилась сразу же. И главное — там нет фиксированного чек-ина и чек-аута, а час заезда фикируется по факту. Тарифы разные — сутки, полсуток и даже шесть часов. Первый выгоднее в пересчете на часы. Может, кто-то уже знает об этой сети по всей стране, а я впервые останавливалась вот так, прямо на вокзале. Для транзитников — самое то. В полночь заселился — до полуночи номер за тобой.

Поездка на восток. Омск

Отель находится в правом крыле, на двух верхних этажах. Коридор, блоки по два номера, конференц-зал и даже тумбочки с цветами. Почему-то опечатанные)) А что из окна — железнодорожные пути, так на одну ночь даже романтично)) Хоть и шумновато… но не шумней, чем в поезде.

Еще и кувшин на столе совсем как дома ))

В общем, выспалась я хорошо и с утра побежала в город. Как и от любого вокзала, транспорт ходит во все концы. Первой моей точкой интереса была станция «Библиотека им. Пушкина». Сразу вспоминается старый анекдот: «Слово есть, а … нет?!«)) Так и здесь: станция есть, а метро нет. История, в общем-то, не из веселых. В 92-м (нашли время, да?) начали в Омске строить метрополитен. Как начали, так и закончили. 3 года назад активисты даже памятник поставили, с надписью: Спасибо, что закопали в землю 13 миллиардов рублей. Этого хватило как раз на одну станцию и ее консервацию. Используется она как обычный подземный переход. Ну не ради него, конечно, я туда поехала. В последние годы там действует что-то типа бесплатной галереи. Ценные полотна, ясное дело, не развешивают, а вот арт-объекты на тему городской жизни можно посмотреть.

Саму библиотеку им. Пушкина пропустить тем более невозможно. Начнем с того, что дом тоже чуть не попал в разряд недоделок. Проект нового здания областной библиотеки появился в начале 80-х, на строительство ушло десять лет, и все же в 95-м году она открылась. На мой взгляд, постройка одна из самых интересных в городе. Барельеф можно рассматривать долго!

3 этажа занимают читальные залы, а в 12-этажной башне разместилось книгохранилище

И один из самых интересных в Омске, мне кажется, — это Музей миниатюрной книги. Ему всего пять лет, аналогичный в нашей стране есть только в столице. Областная библиотека за сто лет собрала 1000+ миниатюрных книг. Выдавать их на руки как-то сложно, а держать в загашниках неправильно. Объединившись с местным Левшой, художником-микроминиатюристом Анатолием Коненко, открыли экспозицию, где представлены и старые бумажные томики, и новые работы мастера — из бересты, дерева, камня, папируса…

Библиотечные книжечки рассортированы по большей части в хронологическом порядке. Есть полки с произведениями Есенина, Маяковского, Пушкина. Первый экземпляр — Антология польской поэзии — вышел аж в 1883 г. Творения Анатолия Коненко выложены не по годам, скорее, по темам. Есть в виде пеньков, бревнышек и гармошки. Есть мини-макеты целых комнат с книжными стеллажами. Мне понравились шахматная доска, за которой играют …комары, и стол, около которого расселись бабочки. Размеры мебели под стать насекомым)) А книжечку размером 0,9×0,9 мм можно рассмотреть только в микроскоп!

Очень рекомендую гостям Омска этот музей — к библиотеке все равно пойдете, она и в центре, и здание посмотреть нужно. Зайдите на первый этаж, музей бесплатный, главное — дождаться, чтоб открыли (сотрудники обычно работают в библиотеке).

…После музея я погуляла вокруг библиотеки и пошла к Успенскому собору.

Рядом с ним, на лавочке в сквере Пионеров, была назначена встреча с местной приятельницей.

Свято-Успенский кафедральный собор был построен в 1898 г., в 1935-м, как водится, взорван (( Восстановлен на народные деньги и открыт заново в 2007 г.

Мы отправились бродить по центру. Исторический центр Омска достоин внимания, пусть и нет здесь живописных деревянных домов, как в других городах Сибири.

Поездка на восток. Омск

Зато много интересных памятников и скульптур, особенно на улице Ленина, параллельной центральному проспекту Карла Маркса. Наверное, по отдельности некоторые арт-объекты смотрятся еще и лучше: например, фигуры голливудского актера и Ван-Гога у входа в ресторан Bevitore как-то не очень сочетаются, пусть и сделаны обе из меди. И даже общая тема «любителей выпить» (имеется в виду, конечно, не сам Рутгер Хауэр, а его персонаж) не спасает. Это как объединить меня с актером на том основании, что родились в один день только в разные годы…))

Книга - источник знаний

Погуляли отлично, увидели много чисто омских арт-объектов и один растиражированный по многим городам, но Степаныча покажу позже. После плотного обеда посидели напоследок в сквере Врубеля…

Сквер Врубеля, скульптура Встреча

…затем я, уже одна, пошла к Омской крепости — сердцу города.

Юбилейный мост через Омь

Кто добросовестно пролистал слайды, заметил памятный знак «Держава» («Шар Бухгольца»). Кто не заметил — этот же шар запечатлен на обложке расказа. На этом месте в 1716 г. был заложен первый камень первой крепости. Почему первой? На левом берегу, за Омью, обороноспособность крепости была невысокой. Во время ледостава и ледохода снимался наплывной мост с Оми и крепость оказывалась отрезанной от тыла. Через полвека начали строить вторую крепость — на правом берегу. Она-то и подразумевается в наши дни под Омской крепостью.

Поездка на восток. Омск

В 2009 г. после реконструкции крепость открылась для празднования Дня города. Сейчас на территории не так много народа, привыкли местные жители к историческому месту. Часть построек сохранилась: ворота, гауптвахта, кирха, комендантский дом.

Около Тобольских ворот к 350-летию Петра I совсем недавно, в прошлом мае, установили памятник императору.

Поездка на восток. Омск

Назад я пошла через Тарские ворота.

Поблизости стоит Воскресенский собор (1773 г.) — первый каменный храм города. Около него — памятник Достоевскому есть среди десяти слайдов выше. Федор Михайлович был сослан по делу петрашевцев в ссылку, которую отбывал в Омском каторжном остроге четыре года. В середине XIX в. великий писатель нередко бывал в Воскресенской церкви. Кафедральным собором она стала уже в 1895 г. А в 1891 здесь молился будущий император, последний российский император Николай II — по пути из России в Японию.

Поездка на восток. Омск

Нда, у каждой медали две стороны — насколько банально, настолько же и верно. Знакомиться с историческими местами воочию — очень впечатляюще, но не всегда просто и никогда — быстро. Музей позволяет сократить дни до часов, а часы — до минут. Однако впечатления, как и объекты, чаше всего вторичны, не считая экспонатов, которые на улице не встретишь, вроде жилых интерьеров, костюмов, предметов быта и т. п. Идеальный вариант, пожалуй, это золотая середина — что-то смотришь вживую, что-то — в витринах и залах.

Это я к тому, что оставшееся до театра время провела в Историко-краеведческом музее. Отличный музей, с разнообразными экспозициями, и выбирать можно, что смотреть, что нет — отдельные билеты в разные залы. Что-то пришлось пропустить, иначе не успела бы на балет, но временную выставку «Свадьба: традиции и современность» посетила с удовольствием. Открыли ее к сентябрю — классическому свадебному месяцу. Отдельно собрали экспонаты по национальностям: русская, казахская, немецкая, украинская свадьбы. И по хронологии, конечно.

Теперь по постоянным экспозициям.

Поездка на восток. Омск

Как всегда, обо всем вкратце, самую суть, а подробности в отдельном отзыве. Когда-то же перестану я ездить — сяду и буду гулять по музеям уже виртуально…)))

«Этническая панорама Сибири» представлена роскошно. Как раз то, о чем я говорила: дух края — это не только сохранившиеся крепости, храмы и башни. Одежда, посуда, реконструкция жилищ — в омском музее их вдоволь: русская изба и казахская юрта, немецкий дом, крестьянское подворье и даже чум северных народностей.

Капище манси - вообще нечто! ))

Историческая экспозиция «Сибирский град Петров» развернулась на три зала.

Завершающий — «Третий век Омской истории» — заинтересовал больше всего. Основные вехи ХХ века показывают в каждом краеведческом учреждении. А вот фрагмент «шарашки», как и рассказ о деятельности Туполева и Королева в Сибири, нечасто встретишь, разве что в тематическом музее.

В общем, экспозиции более чем достойные. Просторно, насыщенно, увлекательно. И то сказать, основан музей аж в 1878 году, было время наполняться и развиваться! Опять же, по сравнению с учреждениями культуры, о которых я не так давно писала в цикле «Белорусский вояж», здесь сохранилось гораздо больше артефактов по причинам объективным. Омск не бомбили, как Брест или Минск…

Да, вот здесь, пожалуй, самое время перестать перечислять «сходила туда, а теперь сюда», передохнуть и поделиться общими впечатлениями от города — а то скоро уже в театр, потом сразу на вокзал))

Любочка - один из символов города, любимый городской персонаж

Меня Омск не разочаровал совершенно, и не потому, что ничего хорошего не ждала. Напротив: как-то априори относилась к нему позитивно, потому и задержалась здесь на сутки. В молодости мама жила в Омске достаточно долго; у дочки лучшая подруга, с которой они с садика дружили, после школы поселилась в Омске и дочь охотно ездила к ней не раз. Так что не совсем в слепом пятне он был и визит оказался не таким уж вынужденно-транзитным. Прогулка порадовала городскими ландшафтами и неплохими достопримами. Судить о «зелености» города в середине октября сложновато, но мне показалось, что летом зелени здесь хватает. Однако турпоездку от эмиграции все мы отличаем, а местные жители далеко не все довольны атмосферой и удобствами проживания здесь. О том же и местная приятельница говорила — мол, десять лет жила вне Омска, пришлось вернуться, о чем жалею. Конечно, несколько мнений — не репрезентативная выборка. Но вот статистика 22-го года по шестистам городам России (взяты, естественно, самые крупные и разбиты на группы по численности населения). Так вот, в первой группе — пятнадцати крупнейших — Омск по комфорту жизни на последнем месте ((И это еще не бралась в расчет экология (суммировались данные МВД, Минкультуры, Роспотребнадзора, Росстата и «Дом. РФ») — иначе среди всех шестисот Омск опустился бы еще ниже. Я бы сказала, что историческое прошлое накладыавет отпечаток еще много-много лет, и это было бы логично: припомнить ссыльных каторжан и остроги — вот-де, откуда корни депрессивности идут. И все-таки не стоит все оправдывать историей и природой. Беларусь прошла самый скорбный путь, все войны, начиная с наполеоновской, затронули ее в полной мере — а какие светлые улицы там что в столице, что в небольших городах! Астана — вот уж где и степные ветры гуляли, и ссылали туда тысячами — ничего, сверкает огнями роскошных высоток. Или где-то некорректны сравнения? Возьмем такие же сибирские города: Новосибирск, снискавший славу «нетуристического города» почти заслуженную, если не считать Академгородка, как по мне, поделил среди крупнейших городов 9–10 места. Молодой, потому и впереди?)) Тогда Тюмень. В крупнейшие она, разумеется, не попала, а в группе крупных заняла третье место… Эх, обидно за Омск, мне здесь было хорошо!..

А вот по сантехникам Омск, похоже, не отстает )) Вот он, сантехник, которого мы все встречали кто где: кто в Екатеринбурге, кто в Москве, а я так - точно такой же - в Братиславе )) Вылезает из люка в самом центре снимка, я бы и не заметила. Приятельница показала, а ближе подходить не стали: пусть работает Степаныч

Ну что, в театр наконец? В третий раз за прошлый год я посмотрела любимый балет уже не в Национальном театре оперы и балета РБ (в апреле это была Республика Башкортостан, в июне — Республика Беларусь).

Поездка на восток. Омск
данных МВД, Минкультуры, Роспотребнадзора, Росстата, «Дом. РФ»

Источник: https://mc.bk55.ru/news/article/27123/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Скажу как обычно: пересказывать балет дело неблагодарное. Принц Зигфрид в российском исполнении был прекрасен, Одетта и Одилия — тем более. Зал меньше, чем в оперных. Декорации хороши.

Испанский танец я показывала в минском рассказе. Расширим географию, посмотрим Венецианский — музыка такая же чудесная.

…Вот, пожалуй, и все об Омске. Приятно было оставлять город в лирическом настроении. И сейчас вспоминаю омские сутки на приятной волне — город-то славный! Надеюсь, будет процветать и развиваться на радость местным жителям и нам, путешественникам))