Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 11:43
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Новосибирск — Россия, Петропавловск — Казахстан Октябрь 2022
Каменные бабы Балбалы, Северо-Казахстанский историко-краеведческий музей

В Новосибирск я прилетела совсем вечером. До этого была там дважды, поездом — от нас всего сутки, но тут подвернулась очередная акция от S7, почему бы и нет? Выходило чуть дороже, зато добавлялись два дня на новые города а день возвращения у меня был четко фиксирован, очень хотелось успеть вернуться в Челябинск на концерт.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Отель выбрала недалеко от вокзала — по прилете на ночь глядя все равно уже далеко не пойдешь, так что из аэропорта неважно, куда ехать; а назавтра можно гулять до последнего и прибежать к 17 ч вприпрыжку к поезду)) Планы срослись, и за неполные сутки успела все, что хотела.

Итак, заселилась в мини-отель Авеню, примечательный разве что тем, что ресепшен у него в одном доме, а номера стандарт — в другом. Это обычные комнаты в переделанных квартирах жилого дома. Люксы находятся там же, где ресепшен, если что. Номер как номер, все, что надо, есть даже лишняя кровать — в несезон заселили вместо сингла в твин. И микроволновка есть, правда, я и не воспользовалась. Пожевала, как говорится, то, что нашлось по сусекам в рюкзаке (из дома ведь летела), да пошла на улицу.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Перед сном у меня была запланирована галерея. В 10 вечера? Запросто, если галерея под открытым небом. Три года назад в рамках фестиваля стрит-арта Okrasheno во дворе по ул. Романова, пересекающей ул. Советскую прямо рядом с моим отельчиком, появилось аж полтора десятка граффити. За неимением гербовой пишем на простой. а в отсутствие шедевров живописи рассматриваем стены, не так ли? ;)

Идея может показаться не самой плодотворной, особенно если судить по фото — да, вечерние фото точно не мой конек))) Поэтому поснимала самую малость и решила, что гуляю не для отчета, а для себя. Двор на Романова вполне скрасил остаток вечера, что могла — разглядела, что совсем не разглядеть — оставила на утро. Утром видно лучше, а вот флер загадочности слетел…

Девушка (автор Алена Катана)

…Я уже писала в двух предыдущих новосибирских рассказах о том, что город делится на десять районов. И почти в каждом есть свой музей — так и называется: Музей Советского района, Музей Центрального района и т. п. Я была в Советском, Центральном и в Академгородке (правда, Академ относится к Центральному, а музей там хоть и свой, но частный, о-очень мощный!). В этот раз пошла в Музей Железнодорожного района. Идти всего километр, посмотрела по пути октябрьский непарадный Новосиб.

До этого я видела его в снегу и в зелени. Осенние дворы иногда так хороши, что никакого граффити не надо - особенно если встречаются ненароком милые самоделки, как на следующем слайде

Идиллия, правда, может нарушиться весьма внезапно)) Подходишь к приличному дому, читаешь «Территория красоты», не ожидая подвоха, заходишь под арку — а там такая территория!..

Эстетам второй слайд не смотреть!

Не иначе, во дворе этого дома снимали фильм о дореволюционных годах. Нет, скорее о Гражданской войне — с такими мыслями я подошла к музею, и даже выныривать в век нынешний не пришлось.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

В каждом из районных музеев, как я уже поняла, есть своя изюминка. В Центральном это зал документального кино, в Советском главная тема — история ОбьГЭС. Железнодорожный район — самый старый в Новосибирске, из него вырос весь город благодаря строительству сначала станции, затем вокзала и жилых кварталов вокруг него. Основная экспозиция называется «История района с 1893 по 1940 гг." и рассказывает о переселенцах и переселенческом пункте Ново-Николаевска. Даже по нынешним меркам можно было бы назвать Столыпинскую аграрную реформу грандиозным проектом, говоря современным языком. Крестьяне текли непрерывным потоком из Россеи в Сибирь, нужно было их принять, разместить, перенаправить и снова разместить.

Впечатлила «медицинская» часть экспозиции. Не сами экспонаты, а рассказ о том, как развивалось здравоохранение сто с лишним лет назад в Ново-Николаевске. На рубеже прошлого и позапрошлого веков в нем жило около 20 тысяч человек, а для них действовала глазная лечебница на 30 человек. Интересно, есть ли сейчас в подобных городках глазные отделения на 30 коек?.. И старые плакаты — они так трогательные в своей патетике!)) «Только против прививки бессильна смерть».

Отдельное спасибо сотруднице Ларисе, которая подробно провела меня по старой карте города. Вообще приятно, что люди работают в таких небольших учреждениях культуры с душой, не ради статуса и денег, а просто из любви к родным местам.

Старинная карта Железнодорожного района

После музея меня забрала новосибирская приятельница, как всегда, провезла по городу, но не так долго, как в прошлые разы: мы ехали целенаправленно, в арт-галерею «Кукольная коллекция».

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Приятельница еще сказала: я местная. а новые места открываешь мне каждый раз ты! На самом деле ничего удивительного, что она не знала о галерее — «Кукольной коллекции» на тот момент было немногим больше года. Это не музей, а именно галерея, старинных кукол здесь нет, есть под старину. Хозяйка, Наталья Кондратова, сама дизайнер интерьерной куклы. Привлекает и других сибирских мастеров, работающих в совершенно различных стилях.

С каждым бывает такое: заходишь на полчасика, а зависаешь часа на полтора)) Зал, конечно, большой, очень большой, кукол не десятки, а несколько сотен. Есть даже временная экспозиция «Иные миры», но, как по мне, тут из нашего мира кукол и нет, все сказочные, волшебные… Наталья рассказала, что заходят не только любопытные туристки вроде меня или знатные мастерицы вроде моей приятельницы Марины (она валяльщица, и надо не забыть показать ее очередной подарок), но и солидные мужчины. Берут интерьерных кукол, заказывают что-то под себя, например, портретных кукол. Ну и само собой, родители с детьми бывают здесь постоянно. У Натальи трое детей. Спросили: они, наверное, полгалереи домой бы унесли? — Нет, — говорит, — они не по этой части, особенно мальчишки))

А мне понравилось большинство кукол, хотя я тоже не по этой части)) Зато засветилась чуть ли не экспертом — увидела многоуровневое кашпо «Бастион» и сразу узнала: «О, это же Владимир Лепота, да?». Мне дочь дарила его работу, попроще, правда, всего с тремя зАмками. Кстати, мастер из Чувашии, так что география работ обширная.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

В общем, если бы не цены, мы с Мариной ушли бы отсюда нагруженные, как эта дамочка))

Эта кукла - одна из множества трехмерных версий графической иллюстрации Петра Фролова Возвращение с блошиного рынка (2006 г.). Каждый мастер нагружает даму в меру своей фантазии ))

Из галереи поехали обедать, затем Марина завезла меня в отель, подарив на прощание митенки собственного изготовления.

Название уральское такое - Хозяйка Медной горы

Забрав рюкзак из отеля, я пошла на вокзал. Но, поскольку до поезда оставалось еще часа два, зашла, как и планировала заранее, в Музей Центрального района, в котором мы уже были с Мариной прежде и с удовольствием зависали в зале документального кино. Дело в том, что там показывают хронику 50-70-х годов, снятую местной киностудией и документалистами других сибирских городов. Роликов несколько десятков, можно выбирать на свой вкус. Я сказала сотруднице, что зал астероидов уже видела, попросила ее не париться, дать мне пульт и продолжать вязать у входа)) А сама села на диван и посмотрела несколько кинохроник про Новосибирск. Не старинный — старинным он практически и не был, — а в хорошем таком возрасте, лет шестидесяти. Для города, да еще одного из самых крупных в стране, согласитесь, это молодость или даже юность. Очень интересно, на мой взгляд, еще и интересней, чем нынешние видео.

За 20 минут до отправления поезда не спеша дошла до вокзала и отправилась дальше вместе с этим поездом. Хороший район, удобный — и стрит-арт, и отельчик с завтраком, и кино посмотреть, и вокзал рядом! Хотя, когда поеду в Новосиб в следующий раз не одна, а снова с дочкой, поселимся, как обычно, в Академгородке — у нее там место работы, а у меня место силы…

Центр Новосибирска 7 октября 2022 г.

* * *

Петропавловск проезжала уже несколько раз, когда ездили в Новосибирск на поезде, а вот вышла в нем впервые. Да и вышла-то всего на четыре часа. Если вычесть время, затраченное на камеру хранения и обменник, остается чистых три. Для первого знакомства с не очень большим городом пусть будет хотя бы три часа.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Итак, обменяла рубли на тенге, села в автобус на привокзальной площади. Попросила тетеньку подсказать, когда будет музей. в ответ получила: «А зачем вам в музей?» О_О Незатейливый вопрос, а привел в замешательство))) Я так и сказала: «Даже не знаю, право… Узнать историю города?», на что тетенька заявила, что она сама в нем ни разу не была. И сейчас нет, не пойдет. А остановку скажет. Ну и ладно, я пошла одна))

Дому 130 лет. Принадлежал британскому коммерсанту Таубе Лейбовичу Аркелю. На 1-м этаже был магазин готового платья, на 2-м гостиница Центральная

Отличный музей в Петропавловске! Во-первых, красивое старинное здание. Во-вторых, бесплатный вход. В-третьих, два этажа, но, как ни странно, они мне показались богаче по контенту, чем в восьмиэтажном Национальном музее Казахстана (Астана), о котором я рассказывала в первой публикации цикла.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Здесь тринадцать залов, принцип построения экспозиции стандартный, в соответствии с общеисторическими периодами. Сначала древняя древность в виде скелетов, костей доисторических животных и прочей палеонтологии; затем каменный век; следом археологические находки Ботайского поселения (Ботай — крупнейший центр одомашнивания лошади). Потом идут бронзовый век, ранний железный век, Средневековье. Эти залы я прошла довольно быстро, после перехода с каменными бабами стала задерживаться. Началась этнография.

Макет ботайского жилища

На втором этаже экспозиции посвящены уже непосредственно городу.

Макет фрагмента крепости Святого Петра, давшего городу половину назания

Переселенцы не миновали Петропавловск тоже. Их быт, интерьеры показаны в областном музее гораздо полнее, чем в районном новосибирском, что логично.

Как уже писала в астанинском рассказе, очень мне нравятся казахские костюмы. Для них характерно отсутствие четкой грани между повседневным и парадным. Покрой посвободнее, головные уборы объемнее и ткани, естественно, наряднее — уже не хлопок, шерсть и шкуры, а бархат, дорогие меха, парча.

Шелк использовали в костюмах всех видов

В зале истории Гражданской войны увидела коллаж, в котором из трех слов поняла только первое. Алаш — это национально-освободительное движение казахской и киргизской интеллигенции (1917–20 гг.), типа наших кадетов. Я о нем прочитала в мемориальном комплексе АЛЖИР рядом с Астаной. Захотелось понять два других слова, спросила смотрительницу, та возмущенно ответила — вы же видите, я русская!)) Хм… ну вы же здесь работаете… тогда, может, спросим у казашек? Спросили. Казахская сотрудница сказала, что понимать понимает, а в русском языке слов подобрать не может. И все-таки в хорошем музее если даже сотрудники не слишком компетентны, работает отличный WI-FI)) Посмотрела переводчик, оказалось — «Вестник свободы».

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

После зала Великой Отечественной войны идет «космический». Казахи очень гордятся своими космонавтами и нашим космодромом.

Ну и три последних зала — разумеется, про независимость. Независимая страна, независимая область, независимые казахско-российские отношения. Первый президент в каждом зале и между залами. Его цитаты относительно Северно-Казахстанской области, портреты и т. д. Очень интересные и очень пафосные залы!

Музей впечатлил. Лучше узнала историю области нет, не так: узнала хоть что-то об истории области, а через нее — и историю республики. Вообще-то не раз слышала и в Астане, и даже здесь, несмотря на краткие три часа, опять же в поездах общалась: мол, юг страны отличается от севера, северные казахи ближе к русским и географически, и ментально. Но в недолгой поездке это трудно почувствовать, я рада, что хоть в первом приближении узнала Казахстан и его народ.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Жаль, не очень повезло с национальной кухней. В Астане еще туда-сюда, а в Петропавловске успела зайти лишь в кофейню напротив музея. Красивый купеческий дом начала ХХ века, а в нем кофейня с очень неказахским названием Piter & Paul))

А вообще приятно, что сохранилось много построек возрастом более века. Я даже целый маршрут сначала составила из десятков трех таких домиков, но все говорили «Да брось ты, до вечера оставаться в Петропавловске? Лучше садись на ближайший поезд!»… что ж, может, в следующий раз, все равно в Новосибирск еще поедем — через Северо-Казахстанскую область.

Поездка на Восток. Новосибирск, Петропавловск

Да, и восточный базар! Вот куда я успела зайти до поезда, не потому что очень люблю рынки, а просто недалеко был. Впечатлений особых не словила,..

…разве что купила мужу камчу)) Кто читал в детстве восточные сказки, тот знает, о чем я. Муж читал — созвонились уже в поезде, обрадовала его, сразу понял! Сказал, теперь осталось найти, кого стегать))

А кто сказок не читал - знакомьтесь, камча! Плеть и по совместительству символ мужской власти. Казахи ее пропитывали потом кобылицы, дабы нечисть отгоняла

* * *

Вот так нескучно, а порой и увлекательно провела я примерно сутки в двух славных городах. Поездка продолжалась, осталось два новых места, но об этом с новой страницы. Спасибо, что почитали-посмотрели, приятных путешествий всем!