Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 18:09

Загреб, Сплит, Трогир, Супетар, Бол — Хорватия Май 2017

Хорватия вошла в Шенгенское пространство, и это должно подстегнуть тех, кто там ещё не был: при том же самом наборе документов вы получаете не национальную визу, а пропуск почти во все страны Европы. Решил в связи с этим вспомнить свой трип по стране.

Люблю я витиеватые пути — это находит отражение не только в жизни с тремя садиками, пятью школами и тремя ВУЗами, но и в способе добираться до курортов. Даже вот относительно недавно в Египет летел через Стамбул, но тут оно понятно почему. А вот по какой причине я летел в Хорватию через Амстердам и обратно через Париж — уже и сам не вспомню. Возможно потому что не в курортные города, а в столицу — Загреб, хотелось начать именно с нее и двигаться дальше, к морю. Кстати сейчас на Aviasales можно выбрать более прямой маршрут и, что важно, оплатить российскими картами.

Cтрана разбитых сердец
Вид с одной из смотровых площадок неподалёку от башни Лотршчак.

Есть такие страны, которые всем давно знакомы и вроде как не представляют собой ни экзотику, ни загадку. Хорватия вполне может считаться именно такой страной. Она на слуху, многие ваши друзья там уже побывали, вы посмотрели парочку семейных селфи, послушали как там здорово, вкусно и недорого. Вы и сами туда наверняка собирались, но то внезапный горящий тур, то срочно нужно строить дачу, то рубль рухнул… Вот и у меня так было, но в какой-то момент чаша хорватоигнорирования была переполнена и я на майские праздники улетел-таки изучать эту балканскую страну.

В Загребе я поселился в отеле «Дубровник» (на фото ниже, по центру вдали) — у него отличное расположение в центре города, приятные интерьеры и вменяемый ценник.

Cтрана разбитых сердец
Прямо - наш отель, называется Дубровник.

После перелёта Екатеринбург — Москва — Амстердам — Загреб хотелось выпить пива и лечь спать — дело было глубоким вечером. Прогулка по окрестностям показала, что заведения закрыты, так что пришлось сразу проходить квест под названием «Покупка пива в ночном Загребе». Даю инструкцию: если пройти от отеля сквозь три парка (Зриньевац, Йосипа Юрия Строссмайера и ещё один с памятником королю Томиславу) и выйти почти к вокзалу, то в киоске у дороги вам спокойно продадут пиво в любое время дня и ночи. Потом такой киоск я обнаружил ещё ближе к отелю — на площади Бана Йосипа Елачича.

Cтрана разбитых сердец
Ну и главная площадь Загреба ночью и днём.

Но путь через парки дал понять, что тут можно поснимать со штативом, который я с собой почему-то взял. На следующий вечер так я и поступил.

Cтрана разбитых сердец
Статуя короля Томислава и Павильон Искусств на заднем плане.

Из истории мы знаем, что на месте современной Хорватии различные цивилизации существовали много веков — даже ещё до римлян здесь проживали представители разных культур (импрессо, бутмирская, кастельерская), после римлян пришли славянские племена и в течение многих веков перемешивались со всеми вокруг. Причём все эти смешения на Балканском полуострове аукаются до сих пор — многие помнят события в Югославии, частью которой Хорватия была до 1991 года.

Cтрана разбитых сердец

Но я не хочу погружаться в историю — упомянул о разных народах, населявших эту территорию, чтобы подчеркнуть очевидное: культурному бэкграунду Хорватии можно только позавидовать. И посмотреть на все это можно во множестве музеев, которые есть в любом более-менее крупном городе страны.

Самая большая их концентрация, конечно, в столичном Загребе. Там и этнографический музей с наследием хорватского народа, и исторический с материалами по истории страны, и археологический, знаменитый неповторимой коллекцией этрусских памятников во главе с единственной сохранившейся в мире льняной книгой, на страницах которой нанесен самый длинный из имеющихся текст на этрусском языке — такое сокровище украсило бы любой музей мира, без преувеличения!

Cтрана разбитых сердец
А эта мне напомнила её коллегу в Праге - Злату улочку.

Очень мне запомнился музей Разбитых Сердец. Точнее буквальный перевод — музей разорванных отношений, но так мне больше нравится. Пара хорватских художников — Олинка Вистица и Дражен Грубисич — решила прекратить свои отношения, но при этом, оставаясь друзьями, они использовали памятные для совместного периода жизни вещи сохранить и дополнить такими же атрибутами от потерпевших неудачу в отношениях друзей. В итоге собралась небольшая коллекция, напоминающая о романтических связях разных людей, после чего другие пары с разных концов страны и из других стран стали присылать экспонаты с пояснениями. Очень трогательный музей, и я еще не знал тогда, что эта поездка в Хорватию сыграет заметную роль в моей личной жизни, потому и такое название.

Музей разорванных отношений.

Вообще, Загреб смело можно назвать самой уютной европейской столицей. Взять хотя бы количество населения, которое только с помощью пригородов может перешагнуть отметку в миллион жителей. Соответственно, здесь нет массивных небоскрёбов в привычном понимании этого слова, хотя, будучи на пересечении торговых путей между Балканским полуостровом и Центральной Европой, Загреб может похвастаться активной деловой жизнью. Небольшие домашние магазинчики, почти игрушечные кафе, рестораны и бары, уютные парки — всё это делает Загреб весьма выделяющимся на фоне главных политических и экономических центров других стран. Добавим сюда невысокие по столичным меркам цены (Хорватия вообще не сказать чтобы дорогая страна), и получим действительно приятный во всех отношениях город, пренебрегать визитом в который категорически нельзя.

Cтрана разбитых сердец
С морепродуктами тут все ОК!

К тому же, кроме уже упомянутых музеев, в Загребе масса других достопримечательностей, один только Кафедральный Собор Девы Марии чего стоит. Храм был возведен в XIII на месте существовавшего здесь святилища IX века. Но был разрушен не раз, последнее разрушение — от сильного землетрясения 1880 года пострадали башни-близнецы собора (высотой 105 метров), выполненные в готическом стиле. Они были восстановлены вместе с фасадом уже в духе неоготики. Вообще, собор часто реставрируют — говорят, камень не уродился. Вот и в мой визит часть собора была на реставрации.

Cтрана разбитых сердец
Главная достопримечательность любого европейского города - кафедральный собор.

В соборе много интересного, например усыпальница кардинала Алоизие Степинаца, которого собираются причислить к лику святых.

Cтрана разбитых сердец
Усыпальница кардинала Алоизие Степинаца, его собираются причислить к лику святых.

Но самое интересное — куда туристов не пускают, это сокровищница. Говорят с какими-то экскурсиями по собору туда таки можно попасть. А вот к самому эксклюзиву — триптиху работы Альбрехта Дюрера 1495 года, доступ только священникам, но я сделал через щель фотографию.

Cтрана разбитых сердец
В недрах сокровищницы - триптих в ризнице работы Альбрехта Дюрера, 1495 год. Туда доступ только священникам, фотографировал через какую-то щель.

Есть ещё интересные культовые сооружения, но почему-то закрытые для туристов полностью. Так, на церковь святого Марка пришлось любоваться снаружи — впрочем, тут настолько примечательная крыша, что, скорее всего, интерьер будет на её фоне меркнуть.

Cтрана разбитых сердец
Церковь святого Марка. Доступ закрыт. Но красиво. Особенно крыша.

В церковь святой Екатерины тоже не было доступа, но открытый тамбур позволял посмотреть на интерьер хотя бы через окно. Там — приятные нежно-розовые цвета, отлично смотревшиеся бы в какой-нибудь спальне принцессы в замке.

Cтрана разбитых сердец
Но через окошко можно посмотреть на интерьер.

Есть в Загребе ещё одна классная аттракция. Точнее 2 в 1 даже. На небольшом, чуть ли не игрушечном фуникулёре можно подняться (правда я сам пришел, а на этой штуке только спустился) к башне Лотршчак.

Cтрана разбитых сердец
Спуститься в нижнюю часть города можно на мини-фуникулёре.

С нее не то чтобы открываются какие-то поразительные виды — есть в городе смотровые и получше. Но зато с этой башни в полдень стреляют из самой настоящей пушки!

Cтрана разбитых сердец
А это уже - вид на церковь святого Марка с самой башни Лотршчак.
Каждый полдень вот этот господин производит выстрел из пушки. Традиция!

А что касается смотровой получше — это Zagreb 360°, самый настоящий, по крайней мере по меркам малоэтажного Загреба, небодёр. По-нашему — небоскрёб. Вот с него лучше всего обозревать хорватскую столицу.

Cтрана разбитых сердец

Вид на площадь Елачича со смотровой площадки Zagreb 360°.

Ну, а нам уже пора на главный колодвор и — в Сплит.

Загребский вокзал.

По пути будет преступлением не отметиться на территории главной природной достопримечательности страны — в национальном парке Плитвицкие озёра. Парк состоит из 16 крупных карстовых озер и нескольких мелких, 140 водопадов с общим перепадом высот более 130 метров (самый большой и красивый низвергается с высоты 72 м), 20 пещер и может похвастаться уникальным самовосстанавливающимся лесом, в котором произрастают древние буки, ели и сосны. Впрочем, повторяться не буду, про это место я уже рассказывал.

Cтрана разбитых сердец

Итак, Сплит. Город имеет 2000-летнюю историю и не то чтобы массу достопримечательностей — можно сказать что он сам по себе — достопримечательность. Например дворец Диоклетиана, как и весь исторический центр города, включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город Диоклетианоцентричен и тесен. Ко дворцу примыкают, например, магазины, пройдя сквозь которые можно уткнуться в древнюю кладку. В обычные квартиры в старом городе как будто заходят балки строения, а просторных площадей в старой части практически не встретить.

Магазины примыкают к стенам дворца Диоклетиана, и никто из них не закрывает древнюю кладку.

Эта теснота была выбрана для съёмок одной из сцен Игры Престолов — битвы на узких улицах с Сынами Гарпии, где выжил только Серый Червь.

Эксплуатируя узость по-полной, сплитяне возвели, возможно, самую узкую в мире церковь — она встроена в одну из стен и названа в честь святого Мартина. Не знаю любил ли он тесноту, но святые в целом были довольно неприхотливы.

Cтрана разбитых сердец
Сплитяне (сплитцы?) последовательны - в стене встроена, пожалуй, самая узкая церковь в мире. Чтобы зайти нужно просто позвонить в звонок в рабочие часы.

Сам же дворец, по ощущениям, занимает добрую половину старого города — некоторые дома и отели находятся прямо на его территории, то есть буквально можно пожить во дворце — об этом помнится рассказывал Vibas.

Cтрана разбитых сердец

Интересная история о том, как всякое, извините, говно помогает сохранить памятники истории. Однажды Диоклетиан заметил, что его покои в южной части находятся ниже северной части, и тогда по его указу над старыми апартаментами возводится их точная копия, а образовавшееся между ними пространство превращают в подвалы, которые засыпаются мусором и нечистотами в течение многих столетий. В VII веке дворец Диоклетиана был практически разрушен, а подвальные помещения так и стояли нетронутыми. Лишь в 1960-ых годах ранние покои императора были обнаружены, и мир значительно обогатил свои знания о Римской империи IV века.

Части канализационной системы.

У дворца находится и мавзолей Диоклетиана, но теперь это Собор Святого Домна, или Сплитский кафедральный собор. Напротив мавзолея — бывший храм Юпитера. После утверждения христианства он тоже был переоборудован — в баптистерий. Площадь, зажатая между дворцом, храмом и мавзолеем, традиционно не отличается огромными размерами.

Cтрана разбитых сердец
Площадь перед дворцом и мавзолеем традиционно не отличается огромными размерами.

Во дворце тоже снимались многие сцены Игры Престолов, в одном из помещений дворца жили драконы Дейенерис Таргариен.

Cтрана разбитых сердец
В этом зале в сериале "Игра Престолов" жили драконы Дейнерис Таргариен.

Съёмки также проходили в пригороде Сплита — ну, а зачем далеко ездить. В пяти километрах находится крепость Клис — не только фотогеничная, но и видеогеничная, получается. Тут по сериалу казнили господ, и вообще крепость была масштабным дворцом Меерина, откуда Дейенерис обращалась к народу и где сняты красивейшие общие планы.

Перенесемся в крепость Клис, она совсем рядом со Сплитом.

В крепости можно посмотреть на музей с оружием и доспехами, что понравится не только поклонникам сериала, но и просто любознательным туристам. А поклонники сериала могут посмотреть сравнение кадров из картины с реальностью.

Cтрана разбитых сердец
Фото со съёмок (можно развернуть оригинал шириной 6000 пикселей).

Совсем рядом со Сплитом, между материком и островом Чиово, находится замечательный город-остров Трогир. Что с большой землёй, что с Чиово он соединён мостами, и многие отели и жилые кварталы располагаются не только на островной части Трогира — старому городу расти уже некуда.

Главная площадь города.

Город наполнен исторически важными памятниками архитектуры, множеством замков, храмов, древних зданий, которые выделяют город среди прочих, находящихся на хорватском побережье. ЮНЕСКО даже взяло под опеку историческое наследие центральной части города, а это собственно и есть весь город-остров.

Cтрана разбитых сердец
Затем - прогуляться по красивой набережной в южной части острова.

Сюда очень удобно ездить из Сплита одним днём: всего 25 километров, ходят электрички и автобусы FlixBus. Будучи на машине, можно сделать остановку у развалин Салоны — античного иллирийского далматинского города, основанного ещё в первом тысячелетии до нашей эры.

Cтрана разбитых сердец
Неподалёку от Сплита - развалины Салоны - античного иллирийского далматинского города, основанного ещё в первом тысячелетии до нашей эры.

Если въехать со стороны материка, то можно зайти в город (только пешком) через северные ворота с бюстом Св. Ивана Урсини. Но лучше сделать полукруг по северной части острова и остановиться на парковке у крепости Кармеленго. Затем — прогуляться по красивой набережной в южной части острова и войти на территорию города возле Чиовского моста.

Cтрана разбитых сердец
Фото с Чиовского моста - он ведет на остров Чиово.

В Старом городе — прямиком на главную площадь, там вокруг всё самое интересное для туристов: туристический центр в старинной ратуше и главная достопримечательность — Кафедральный собор Святого Лаврентия.

Cтрана разбитых сердец
Главная достопримечательность - Кафедральный собор Святого Лаврентия . Это его колокольня.

Многие элементы собора выполнены либо впервые в Европе, либо в единственном варианте — некоторые барельефы действительно нигде больше не встречаются, и про Чёрного Иисуса в Европе я не слышал (а вот на Филиппинах видел). С 1997 года организация ЮНЕСКО внесла его в перечень культурно-исторического наследия.

Выглядывающего таким образом святого - тоже невозможно встретить.

А где же морской отдых, спросите вы? Хоть я и не за ним ехал, но российские туристы по понятным причинам очень любят море, и Хорватия в этом смысле может много чего предложить: длина береговой линии составляет более 1700 километров, при этом более тысячи островов добавляют к этому показателю ещё четыре с лишним тысячи километров!

Cтрана разбитых сердец
Вид на самый кончик косы.

Пляжи в основном галечные, что классно — вода никогда не бывает мутной даже у самого берега, и отряхиваться от песка не придётся. Мне хотелось посмотреть самый знаменитый хорватский пляж Златни Рат (Золотой Рог по-нашему) — тот самый, который потрясающе выглядит сверху, растиражирован на открытках и меняет свою форму в зависимости от течений, приливов и ветров.

Cтрана разбитых сердец
А вот и главная фишка острова - пляж Златни Рат.

Именно этот хорватский пляж стабильно входит в число лучших в Европе. Он представляет собой огромную косу, более чем на 500 метров выдающуюся в море близ городка Бол. Пляж покрыт той самой мелкой белой галькой, которая наиболее практична для купания и загорания без лежаков.

Майское море не самое тёплое, но вода уже пригодна для купания, да и как не открыть купальный сезон в таком-то месте?

Cтрана разбитых сердец

Паромы из Сплита прибывают в городок Супетар, он примечателен археологическим музеем и камнерезной мастерской. А ещё там продают отличный вишневац домашнего производства!

Сам же пляж находится на противоположной стороне острова, но ехать недалеко. И самое главное, при подъезде или отъезде с пляжа не забудьте сделать остановку и посмотреть на пляж с высоты птичьего полёта — это определённо того стоит. Тот случай, когда место красиво и издалека, и при ближайшем рассмотрении.

Златни Рат с высоты.

Возвращаясь к визовому вопросу — самое время посетить Хорватию сейчас, получив Шенген и совместив отдых с какой-то из соседних стран объединённого европейского визового пространства, Венгрией или Словенией. По-моему, звучит заманчиво. Учитывая что я не был в этих двух странах, видимо придётся и самому воспользоваться этим советом!