Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 14:27

Манила — Филиппины Январь 2016

В прошлой части манильского отчета мы бродили по местам, довольно приличным: Макати, Интрамурос. Деловой и исторический центры города соответственно. Но, как говорят знатоки направления, это не настоящая Манила. Совсем рядом с Интрамуросом, за рекой Пасиг, есть чудесный район Кьяпо. До него можно добраться на легком метро, станция так и называется. Что я и сделал, вышел из поезда, спустился вниз и…

Погрузился в шумный, грязный, контрастный, очень восточный, хаотичный город. Сразу же на меня устремились взгляды — видимо сюда заходит не так уж и много туристов. В ответ я начал лихорадочно снимать все что вижу: спящая девушка на повозке, копошащиеся в куче мусора дети, как будто пытающиеся задавить меня водители моторикш, непринужденно делающие друг другу массаж мужики, продавцы-всего-на-свете, мастера ключей, табличек и каких-то неведомых фиговин…

Манила непарадная

Я знал, что в этом районе находится церковь Кьяпо, она же — Базилика Черного Назаретянина. Решил пойти к ней не по главным улицам, а срезать по различным переулкам. Тут оказалось все самое интересное — целый район, представляющий собой огромных размеров рынок. То есть сам рынок тоже был выделен, где-то посередине района, но близлежащие улицы по плотности торговых лавок и покупателей особо ничем не отличались. Очень колоритно! Чего только не продают — от золота-брильянтов до живых кур и диковинных фруктов.

Некоторые филиппинцы смотрели на меня строго.

Манила непарадная

Некоторые — с удовольствием позировали.

Манила непарадная

Вдоволь нагулявшись по этой выставке достижений народного хозяйства, я достал телефон и обнаружил, что здорово отклонился от курса на церковь. Пришлось еще посмотреть на различных продавцов-всего-на-свете и снующие между ними велосипеды, тележки с товаром, мотрикши и даже джипни. В одном дворе (не знаю зачем меня туда понесло) увидел рождественский вертеп. Не на продажу — просто так стоит, почему бы и нет, январь еще на дворе. Долго ли, коротко ли, в итоге вышел я к площади перед базиликой. А там — столпотворение, очередь к Иисусу, толпы просящих денег юродивых и калек, продавцы сомнительных сувениров и всяческого ширпотреба.

Манила непарадная

Итак, церковь Кьяпо, или Базилика Черного Назаретянина. Изначально построена аж в 1574 году, но, как водится на Филиппинах, церковь периодически разрушали то пожары, то войны, то землетрясения. Основная часть существующей постройки была создана в 1889 году, но после пожара 1928 года ее пришлось опять реставрировать, правда уже не так кардинально, а в 1984 году храм был дополнительно увеличен. В 1988 году Кьяпо была утверждена католической церковью как Малая Базилика.

Манила непарадная

Но знаменита она сегодня прежде всего статуей Чёрного Иисуса. Статуя была создана анонимным мексиканским скульптором в 1606 году, и доставлена на Филиппины галеоном в середине XVII века. Черный цвет статуи обусловлен либо постоянным чадом от свечей, либо пожаром на галеоне по пути из Мексики, либо материалом — мескитовым деревом — тут версии расходятся. Как вы уже наверное догадались, оригинальная скульптура была уничтожена. Произошло это, что характерно, во время освобождения Манилы в 1945 году. И сейчас перед нами — копия, воссозданная по фотографиям, однако с сохранившейся от оригинала головой.

Как я понял, попал я на какой-то религиозный праздник. И открыт был Чёрный Иисус, и выстроилась к нему очередь, и отстоял я её, и подносили девы бусы из цветов тропических, и приложился я, как любой добропорядочный филиппинец-католик, к длани Иисуса из Назарета, и загадал я желание сокровенное. Наверное. Не помню уже. И поспешил я дальше.

Манила непарадная

А дальше я намеревался попасть в единственный на Филиппинах металлический собор, по некоторым данным — самая большая церковь из металла в мире. Также, по некоторым данным, в проектировании принимал участие Густаф Эйфель, но основной архитектор — Дженаро Паласиос. Миновав чудеса автопрома, какие-то совсем старинные джипни, детскую бетонно-металлическую площадку и посмотрев на баскетбольный матч и детвору, я таки добрался до этого собора.

Манила непарадная

И конечно же джипни и прочий автопром (отдельный альбом про джипни в Маниле):

Манила непарадная

Собор официально именуется базиликой святого Себастьяна, статус малой базилики ему даровал сам Папа Лев XIII в. 1890 году, за год до окончания строительства. Он металлический не только снаружи, но и изнутри, и мне показалось, что единственное, что сделано не из металла — скамейки. Металлические блоки были сделаны в Бельгии и доставлены по морю вместе с их изготовителями — им очень понравилась новаторская идея и они специально приехали посмотреть на закладку храма. Витражи сделаны в Германии. Однозначное must see в Маниле, не знаю где еще есть что-то подобное и есть ли вообще.

Манила непарадная

Настало время выйти из храма и обратиться к карте. Батюшки, да тут же относительно недалеко дворец Малаканьян! Это, между прочим, президентский дворец, не меньше. Обязательно надо посмотреть, и я отправляюсь вниз, к реке Пасиг, пешком. Мимо пожарной станции, петухов, филиппинских школьниц и какого-то памятника.

Манила непарадная

Путь на карте выглядел куда ближе, чем в реальности. К тому же карта не отражает +30 с лишним градусом и всё ещё мощный солнцепёк, хотя уже часа 4 и жара должна потихоньку спадать. Понимаю, что топать еще какое-то время, и решаю сделать заправку фруктово-молочным коктейлем у лоточника. Пока стоял в очереди, подоспели филиппинские студенты младших курсов, буквально вчерашние школьники, и начали практиковать свой английский.

Манила непарадная

Когда они узнали, что я собираюсь во дворец, начали меня отговаривать — на экскурсии там надо записываться чуть ли не за две недели, близко не подойти из-за блокпостов, да и вообще нужно смотреть на него с воды. Давай лучше мы тебе покажем как мы тут с сигаретами в Маниле развлекаемся. Отлично — подумал я — какие-то лёгкие наркотики наверняка. Принесли мне конфету. Обычный леденец. Леденец в рот и кури, говорят, обычную сигарету. Ок, так и сделал. И? — спрашиваю. А что, сигарета не стала фруктовой? — отвечают. Эх, наивные филиппинские студенты, мы в ваши годы… Сложно представить, что именно в этой стране сегодня без суда и следствия расстреливают любого подозреваемого в связях с наркотиками.

Манила непарадная

Во дворец я уже банально не успевал — мне нужно было на Северное кладбище, а вечер был близок и гулять по темноте по обжитым могилам как-то не хотелось. Поэтому я двинул на перекладных джипни на север, повезло — уже третий водитель ехал до нужного мне места. Вдвойне повезло, когда меня сначала не хотели пускать на территорию, что-то говоря про безопасность и закрытие для входа в 6 вечера. Но я убедил охрану что ненадолго. Вот же — люди живут на кладбище, а у них пост охраны как в ином жилом комплексе.

Семья Пуйят, видимо, против подселения живых к своим родственникам.

Недолго погулял, как раз пока полностью не стемнело, поснимал, ни разу не был ограблен и даже выпил с местными алкашами — есть предложения, от которых невозможно отказаться. Северное кладбище — это такой город в городе, тут вполне мирно и налажена полноценная жизнь. Рекомендую как одну из основных достопримечательностей города для тех, кто любит небанальные локации. Если заинтересовало, то можно посмотреть подробный отчёт о прогулке по кладбищу.

Манила непарадная
А вот и ребята, которые с удовольствием позировали и демонстрировали гостеприимство. Не смог отказать и немного выпил с ними.

Ну, а на сегодня удивительная Манила для меня закончилась. Дальше была встреча в Макати, в приличном баре, на которую нужно было ехать поездом — аналогом лёгкого метро, на котором я в эти места и приехал. И в качестве вишенки на торте, от кладбища до станции я добрался на еще не опробованном доселе транспортном средстве — мотобайке с коляской!