Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 9:19
Филиппины покорены! Куда дальше?

Архыз, Зеленчукская — Россия Март 2023

Что-то вроде предисловия

От моего дома до посёлка Нижний Архыз Зеленчукского района Карачаево-Черкессии чуть больше двухсот километров, примерно часа три езды на автомобиле.

Нижний Архыз. Лик на скале

По российским меркам совсем недалеко, населённый пункт соседнего региона, в котором, однако, до недавнего времени побывать мне не доводилось.

А стоить ли тот посёлок внимания, возникает закономерный вопрос, сколько их таких, малых городков и селений, разбросано по просторам нашей необъятной родины. Каждый из них посетить жизни не хватит, да и зачем. Во многих из них, кроме сельского дома культуры и вездесущего дедушки Ленина, забытого экспоната давно ушедшей эпохи, смотреть более и нечего.

Нижний Архыз не из таковых, увидев его, скажу, это уникальное место. Есть как минимум три резона побывать там, и это без учёта великолепных природных ландшафтов.

Красоты природы я в расчёт не беру, хотя природа этого места и на самом деле великолепна.

Начало марта, жизнь возрождается

Сложно удивить горными пейзажами человека живущего в «долине яблонь» (вроде бы так интерпретируется с адыгского название Майкоп) в окружении заснеженных пиков.

Двигало мной другое, а именно банальное любопытство.

Итак, три резона: первый мистический, второй — исторический и третий — научный.

Дорога к лику Христа или резон первый, мистический

«Вера у человека бывает очень слаба. Для того чтобы как-то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так. Для кого-то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру»

Евгений Субтельный, протоиерей церквей Южного Карачаево-Черкеского церковного округа

«Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъем давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел. Как выбрался на площадку — не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда»

Сергей Варченко, один из братьев, обнаруживший лик Христа в конце 90-х годов 20-го века

Дорога в Нижний Архыз долгой и утомительной не показалась. На этот раз компанию мне составила супруга, которая не всегда готова ездить туда, куда готов ездить я, да и ещё в темпе престо. Но, время от времени, наши устремления и отпуска совпадают.

Разместившись в абсолютно пустой, по причине не сезона, туристической базе в близлежащем к Нижнему Архызу селении Нижняя Ермоловка, мы сначала вкусно отобедали форелевой ухой и пельмешками, начинёнными всё той же форелью (вот вам и Нижняя Ермоловка), а потом отправились смотреть лик Христа.

Дело в том, что неподалёку от посёлка Нижний Архыз, на склоне горы Мицешта, прямо напротив Нижне-Архызского городища, в конце 90-х годов 20-го века было обнаружено изображение лика Христа, тайна происхождения которого не раскрыта до сих пор.

Нижний Архыз. Лик на скале

Вернее так, версий происхождения много, как много и адептов, приверженцев, какой-либо из них. Я сейчас постараюсь сделать обзор этих версий, краткий, конечно, но сначала о том, как был найден этот мистический рисунок, ибо это уже и есть мистика.

В посёлке Нижний Архыз население ну очень специфическое, большей частью это астрофизики и члены их семей.

Нижний Архыз. Лик на скале

Почему так, обсудим позже, сейчас просто важно понимать, что из себя представляет поселковый контингент. Очевидно, что это люди образованные, интеллектуальная элита общества, ведь кого попало в астрофизики не берут.

И вот среди них в конце 80-х годов 20-го века в посёлке стал появляться некий странный старичок неприметного вида, который ни с кем особо не общался, этакий социопат предпочитавший всё время бродить с палкой по окрестным горам, часто подолгу где-то пропадая. Где жил он точно неизвестно, вроде бы в хижине в лесу. Так продолжалось целых десять лет.

Однажды, уже в конце 90-х, нелюдимый старичок неожиданно подошёл к двум жителям посёлка, братьям Сергею и Анатолию Варченко. Представившись Иваном Ильичом, старичок заявил, что нашел на горе, что возвышается над долиной реки Большой Зеленчук нерукотворный лик Иисуса Христа.

Нижний Архыз. Лик на скале

Не знаю, как бы вы отнеслись, если бы к вам подошёл местный сумасшедший и что-то подобное бы заявил. Думаю, такое сообщение вряд ли бы вас заинтересовало. А вот братья поверили и отправились на поиски таинственного лика Христа. Воспоминания одного из братьев, как проходили те поиски я привёл в качестве эпиграфа к данному абзацу.

Получается, что с большими усилиями, рискуя погибнуть, братья Варченко изображение лика Христа на скале всё же нашли.

Нижний Архыз. Лик на скале

А Иван Ильич вскоре умер. Мистика, не правда ли? Уж не архангел ли Гавриил этот Иван Ильич, принесший ещё одну благую весть?

Не трудно догадаться, сколько сразу появилось домыслов, мнений и мифов. Для церковников и верующих, считавших лик нерукотворным, эта наскальная икона стала святой реликвией.

Скептики, среди которых по любому вопросу обязательнобуду числиться и я, пытались найти и продолжают пытаться данному событию разумное толкование.

А разные чудаки, ну, или просто глупые люди принялись придумывать и пересказывать друг другу всякие слухи, например, что наскальное изображение некое послание инопланетян.

К исследованию приступили и настоящие учёные, в частности, научные сотрудники Эрмитажа, чьи выводы я и приведу.

Но сначала обязательно надо увидеть лик Христа воочию, который, напоминаю, находится на скале, на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук.

Нижний Архыз. Лик на скале

Сегодня повторять подвиг братьев Варченко нет никакой необходимости. Для подъёма к лику сооружена лестница.

Нижний Архыз. Лик на скале

Да крутая, пятьсот двадцать шесть ступеней, ну, а как вы хотели. Вспомните Виа Долороза, тот самый Скорбный путь.

Кстати, при строительстве лестницы не было срублено ни одного деревца. Не знаю, для чего я привёл сей факт, ну, может, чтобы подчеркнуть святость места.

Непосредственно к изображению, что находится в естественном скальном гроте подняться нельзя, смотровая площадка оборудована чуть ниже.

Размер изображения 140 на 80 сантиметров, а это значит, как утверждают специалисты, что это самое большое изображение лика Христа на территории России.

Нижний Архыз. Лик на скале

Добравшись до смотровой площадки, мы достаточно долго не смогли разглядеть святой образ.

И только присмотревшись, найдя нужный ракурс увидели Его.

Перед изображением стоит защитный экран. Знаете ли, идиотов на свете много: кто-то пытался отколоть себе на память кусочек, а кто-то даже стрелял из ружья.

Итак, версии происхождения. Во-первых, что это? Нерукотворный образ, явленный людям как дар Небес, природный феномен или творение рук человеческих?

Служители церкви и глубоко верующие люди, понятное дело, склоняются к первому варианту. Мол, молния ударила в скалу, кусок обвалился и вот оно чудо: лик Спасителя. Все сомнения прочь, просто верь.

Скептики утверждают, что изображение дело рук человеческих. Да, написать икону на скале было сложно. Надо было как-то забраться наверх, принести с собой краски и кисти и сделать это, видимо, нужно было не раз. Однако, теоретически это возможно, почему нет.

Так кто тогда художник? Новый вопрос.

Или вот ещё один. Когда было нанесено изображение: недавно, лет сто назад, а может его возраст тысячи лет. А вот тут начинается самое интересное.

Сначала версия попроще, хотя вполне возможно, что она и будет ближе всего к истине. Так вот, известно, что в конце 19-го века по Северному Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Струков. Был он и в окрестностях Нижнего Архыза, где перерисовывал сохранившиеся фрагменты фресок храмов Нижне-Архызского городища.

Копировал мастер и древние иконы, причём делал это весьма профессионально. Возможно, считают некоторые эксперты, что наскальный лик Христа дело рук художника Струкова.

Рассматривая с того места древние аланские храмы, мастер мог решиться нарисовать лик Спасителя исходя из своих творческих предпочтений.

Нижний Архыз. Лик на скале

Тогда уже существовали специальные устойчивые краски, способные выдержать осадки, солнце и время. Правда, сам художник об этом ничего не писал, а его путешествия подробно задокументированы, никто из сопровождавших его также не упоминает об этой работе.

И почему наскальную икону никто не встречал целую сотню лет? Может это новодел, а его «открытие» банальная мистификация. Но вроде бы братья Варченко серьёзные уважаемые люди, инженеры, и никакой корысти в таких махинациях у них не было.

Вопросы есть, ответов нет. Но дальше всё станет ещё более запутанным.

Христианские храмы Нижне-Архызского городища или резон второй, исторический

«Город был большой. Он стоял на трассе Великого шёлкового пути, который шёл из Константинополя в Китай. И византийцы были заинтересованы чтобы местные жители аланы были их союзниками, помогали им. Они прислали своих миссионеров»

Владимир Кузнецов, учёный археолог

Предлагаю продолжить тему на территории Нижне-Архызкого городища, которое расположено на другой стороне реки Большой Зеленчук.

Мы попали туда на следующий день, заехав на территорию прямо на машине, заплатив за визит довольно скромные деньги. К сожалению, территория городища была обнаружена нами в весьма запущенном состоянии. И вот даже не понимаю отчего так.

Многим культурно-историческим объектам в нашей стране за последние лет 20 придали подобающий вид, а реконструировав и отремонтировав их, стали активно предлагать вниманию любознательной публики. Много, где, но вот только не здесь, что абсолютно не соответствует уникальности места.

Нижний Архыз. Лик на скале

Оказывается, что в Средневековье Нижне-Архызское городище представляло собой город Маас, довольно крупный по тем временам. Так, в Маасе проживало 15 тысяч человек, что сопоставимо, например, с населением Лондона того же времени.

Есть мнение, что город опустел после нашествия Тамерлана, однако, эту тему, безусловно захватывающую, поднимать в данном материале не буду, мне бы с той разобраться, что уже начал.

Я имею в виду лик Христа, а именно, насколько он древний. Имеется гипотеза, что изображению на скале не менее шести веков, а то и больше, и появилось оно в период расцвета вышеупомянутого Мааса.

Тут надо понимать, что ислам не всегда был доминирующей религией на территории Кавказа, что до прихода мусульман земли древней Алании являлись христианскими, при этом христианство пришло в Аланию раньше, чем в Киевскую Русь.

Нижний Архыз. Лик на скале

Кстати, у меня есть материал «Северная Осетия: в поисках аланского следа», в котором я пытался разобраться, кто такие древние аланы и как они появились на землях Северного Кавказа. Очень часто информационные потоки, привезённые из разных поездок, складываются в единую картину, дополняя друг друга, как и в данном случае.

Итак, сроки христианизации Алании свидетельствуют, что христианские храмы доступные для обозрения на территории городища, являются древнейшими из имеющихся на территории нашей страны. Это невероятно, согласитесь.

Нижний Архыз. Лик на скале

Но более невероятно, что об этом мало кто знает, и то, что это историческое место до сих пор не подвергли капитальной научно-исторической реновации и популяризации. Куда как не сюда следует привозить многотысячные толпы туристов, отечественных и не только. Но, увы.

Средневековый Маас был христианским, это доказанный факт. Тогда возможно, что скальный грот с иконой Христа был неким храмом, в котором христианские общины Мааса проводили свои религиозные обряды.

Нижний Архыз. Лик на скале

Есть версия, что именно здесь, в районе Нижнего Архыза в 916 году проходило массовое крещение алан, и что, именно, в честь данного события в тот период и появилась наскальная икона, лик Христа.

А ещё есть версия, что лик Христа на скале был призван защитить город от нашествия чумы, эпидемия которой наблюдалась в тех местах в 14-м веке. Ведь не случайно Спаситель смотрит с высоты прямо на древние христианские храмы и находившийся внизу древний город. Если это так, то изображение появилось значительно позже, но тем не менее, является древним. Важен вопрос по технике исполнения, тут тоже много различных версий.

Сторонники древнего происхождения изображения, утверждают, лик был написан яичной темперой, весьма распространённой в Византии. Это когда иконописцы в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного желтка.

Сохранившихся примеров рисунков, выполненных в такой технике, имеется немало по всему миру. Иные же специалисты оспаривают данную гипотезу, резонно заявляя, что пережить века никакие краски, тем более яичная темпера, не смогли бы.

Аргумент противоположной стороны: верхняятерраса защищает лик от дождя и снега, грот сухой и хорошо прогревается солнцем, таким образом, сухой воздух, отсутствие влаги, продуваемость места способствовали сохранению изображения в первозданном виде.

Нижний Архыз. Лик на скале

Научный диспут, думаю, стоит прекратить, обобщив имеющиеся результаты.

Наскальный лик Христа выполнен человеком. Возможно, рисунок появился в 10–12 веках, одновременно со строительством храмов, а может быть и несколько позже, в 14-м веке.

Что, скорее всего, наскальная икона представляет собой оригинальное произведение именно древних алан, одной из первых христианских общин на территории современного российского государства.

Нельзя исключать из возможных вариантов и тот, что рисунок дело рук известного иконописца и археолога 19-го века Дмитрия Струкова. Тогда объяснимо, как изображение сохранилось до наших дней.

Божественное происхождение рисунка на скале я не рассматриваю. Тут уж надо просто верить, чему мешает мой скептицизм, основанный на материалистическом понимании мира.

В данном материале древние аланские храмы идут больше фоновым вариантом. Обсудить более подробно эту тему возможности нет, хотя, эти исторические объекты уникальны. К сожалению, от древнего аланского города мало что осталось. Но храмы сохранились, надеюсь, государство и заинтересованная общественность обратят на них более достойное внимание.

Астрофизическая лаборатория или резон третий, научный

«…телескоп создавался в 60-х — 70-х годах, и его механика для того времени была революционной… наши специалистысделали альт-азимутальный телескоп, у которого две оси — вертикальная и горизонтальная. Они позволяют поворачивать конструкцию по оси и по азимуту. Управляется вся система компьютером — огромным. Он занимал несколько шкафов и до сих пор хранится у нас, для музея. Разумеется, потом все менялось: датчики, система управления, — а вот сама механика осталась. Потом все телескопы, даже меньшего размера, стали делать по образцу нашего…»

Алексей Моисеев — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН

Предъявив на пункте пропуска паспорт и документы на машину мы получили право въезда на территорию, где располагается Нижне-Архызское городище (с отдельным платным въездом через шлагбаум), сам поселок, в котором проживают научные и технические работники обсерватории и члены их семей и собственно обсерватория.

До последней от пропускного пункта езды километров 15–17 исключительно вверх по горному серпантину.

Нижний Архыз. Лик на скале

Астрофизическая лаборатория в Архызе уникальна, потому как это самая большая обсерватория в России для наблюдения за глубоким космосом.

Нижний Архыз. Лик на скале

Поднявшись наверх по весьма живописной горной дороге, мы увидели огромный белоснежный купол, в котором каждую ночь, начиная с 1976 года, открывается специальная крышка, а оттуда в космическую бесконечность устремляется глаз огромного телескопа.

Нижний Архыз. Лик на скале

Уже на месте мы заказали экскурсию по обсерватории, которую провёл молодой, лет 30 с небольшим, парень, учёный-астрофизик.

Нижний Архыз. Лик на скале

Не случайно БТА (Большой телескоп азимутальный) появился именно в этом месте.

Нижний Архыз. Лик на скале

В 50-е годы было проведено несколько экспедиций разведок для поиска подходящих условий, чтобы было безоблачно и сухо. Предпочтение было отдано горе Пастухова в Карачаево-Черкессии, где сейчас и установлен этот телескоп.

Парень астрофизик сообщил нам, что в момент своего появления БТА был самым крупным оптическим телескопом в мире, с диаметром зеркала — 6 метров.

Нижний Архыз. Лик на скале

Его произвели в 1974 году в подмосковном Лыткарино и потом невероятными усилиями огромное монолитное зеркало весом в 42 тонны доставили к месту службы.

Для обслуживания обсерватории построили жилой посёлок, дорогу, тот самый живописный серпантин, что мы преодолели, и ещё много чего. Инвестиции в науку в СССР были, конечно, колоссальны.

Я не буду вдаваться в технические подробности устройства телескопа, что пояснял нам учёный-экскурсовод, тем более что в теме постольку-поскольку. Но скажу, что БТА в тандеме с РАТАН-600, радиоастрономическим телескопом, расположенным неподалёку в станице Зеленчукской (мы его видели, ибо проезжали мимо), позволили совершить учёным множество открытий в глубоком космосе.

Все годы телескопы, оптический и радиоастрономический, востребованы невероятно. График загрузки между учёными коллективами расписан на год или даже больше.

Конечно, электронная начинка оптического телескопа кардинально изменилась. Сейчас нет необходимости учёным непосредственно примыкать к окулярам телескопа, они получают не изображение, а данные в виде спектральных линий, находясь не в обсерватории, а в институтских кабинетах посёлка, а потом их расшифровывают.

Но шестиметровое зеркало, способное собирать много света и видеть даже слабые объекты, то родное, изначальное. До сих пор уникальны и конструктивные особенности БТА, позволяющие наблюдать за объектами Солнечной системы, звездами и галактиками, находящимися на расстоянии от шести до восьми миллиардов световых лет.

Ну что, завершаю свой материал.

Нижний Архыз. Лик на скале

О трёх резонах побывать в Нижнем Архызе Карачаево-Черкессии я доложил, а ехать или нет, уж, решайте сами.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия