Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:19
Филиппины покорены! Куда дальше?

Северная Осетия: в поисках аланского следа

Даргавс, Владикавказ — Россия Апрель 2022
67 62

Потомки алан: претендентов много

Напомню, что за неделю, проведённую во Владикавказе, мне удалось сделать несколько однодневных выездов в соседние северокавказские регионы, а именно в Ингушетию, в Чечню и Кабардино-Балкарию, а также двухдневный в Южную Осетию, а это уже Закавказье.

Но всё же большую часть времени я провёл в Северной Осетии, в столице республики, во Владикавказе, со штаб-квартирой в легендарной гостинице «Империал».

10
Империал - легендарная гостиница Владикавказа
"Империал" - легендарная гостиница Владикавказа

Также имеется у меня в активе поездка, наверное, по самому популярному в этой республике туристическому маршруту, именуемому как «Золотое кольцо», чур не путать с известным центрально-российским туристическим брендом.

Помимо приятного психологического расслабления, связанного с переменой места чисто эстетического удовольствия от созерцания природных красот получилось у меня провести время и с некой пользой для собственного кругозора, конечно, по темам, которые мне интересны.

Во-первых, обязательно желал я увидеть места недавних военных конфликтов, пытаясь понять причины их возникновения, а также выяснить, как сейчас, по прошествии некоторого времени, там живут люди. О поездке в Цхинвал я уже успел отчитаться, следующим в очереди на обзор будет восстановленный Грозный.

Однако, было бы грешно не организовать хотя бы одно, а лучше несколько этнических расследований, ибо такого разнообразия народов и народностей как на Северном Кавказе редко где ещё можно встретить. И живут они рядом, веками, имея между собой сложные, запутанные, часто трагические взаимоотношения. Темы это скользкие, понимаю, но хотелось бы в них разобраться, при этом, по возможности, оставаясь нейтральным.

Все этнические темы мне не поднять, но сегодня будет такая: кто такие аланы, почему современные осетины так сами себя называют?

11
Северная Осетия: горы
Северная Осетия: горы

Любое исследование, даже такое доморощенное как моё, прежде всего это анализ информационных источников.

В качестве таковых во время поездки у меня были поход во в национальный музей во Владикавказе, но важнее длинные обстоятельные разговоры с двумя гидами, осетином и ингушом, которые показались мне весьма эрудированными.

Дома, по приезду, начал я смотреть, читать всё что находил по заинтересовавшей меня тематике, но вдруг неожиданно понял, что большинство источников надо игнорировать по причине их ярко выраженной субъективности.

Я не скажу, что экспозиция главного осетинского музея или документальные фильмы, снятые уважаемыми людьми по заказу осетинского правительства и на его деньги, не достойны доверия, или, что их подача основана на недостоверных фактах.

6
Северная Осетия: в поисках аланского следа
6
Северная Осетия: в поисках аланского следа
4
Северная Осетия: в поисках аланского следа
5
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Нет это серьёзные материалы, результат работы настоящих учёных.

Но всё же, этот информационный поток нуждался в некоем критическом взгляде, при чём обязательно, чтобы это был взгляд со стороны и только профессионального учёного. По теме с аланами такого эксперта я нашёл, им оказался учёный генетик, доктор химических наук Анатолий Клёсов.

Почему мне было важно иметь материалы сторонних, неместных исследователей? Дело в том, что потомками алан на Северном Кавказе считают себя не только осетины, но и карачаево-балкарцы. При этом в Ингушетии вам обязательно скажут, во всяком случае мне говорили, что осетины к аланам вообще никакого отношения не имеют, что это их выдумки, а на самом деле они кочевой народ, пришедший на Кавказ в своё время из Ирана.

Вот такая нарисовалась проблема, надо попробовать разобраться

В горах Северной Осетии

Экскурсия «Золотое кольцо Северной Осетии» была организована великолепно, наверное, потому, что была апробирована уже не раз и вообще поставлена на поток.

В той поездке у меня не было компаньонов, как и собственного авто в моём распоряжении, поэтому единственной реальной возможностью прокатиться по горной части Северной Осетии стала организованная экскурсия. Но, сейчас я понимаю, что в любом случае подобный формат поездки по тому маршруту был бы самым оптимальным.

Ну смотрите, в нашем распоряжении был комфортабельный микроавтобус, водитель, гид, группа всего 6 человек, 8 часов экскурсионного времени и за всё про всё всего 2 тысячи рублей.

4
Северная Осетия: в поисках аланского следа
3
Северная Осетия: в поисках аланского следа
12
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Так что рекомендую, контакты организатора этой и многих других экскурсий имеются.

«Золотое кольцо Северной Осетии» с выездом из Владикавказа — это движение по некоему условному кругу через самые выдающиеся места горной Северной Осетии, природные, но не только.

Северная Осетия: в поисках аланского следа

Из природных это четыре ущелья: Куртатинское, Даргавское, Кармадонское и Кобанское.

3
Северная Осетия: в поисках аланского следа
9
Северная Осетия: в поисках аланского следа
3
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Из достопримечательностей, связанных со следами человека на Земле, выделю Дзивгисскую крепость, которую так и не удалось никому покорить, средневековые селения и традиционные для этих мест фамильные башни, Свято — Успенский Аланский мужской монастырь — самый высокогорный православный монастырь России, ну и самое выдающееся — мистический Даргавс, высокогорный некрополь «Город мертвых», что под охраной ЮНЕСКО.

12
Непреступная крепость в скале
Непреступная крепость в скале
11
Родовая башня, коих немало на Северном Кавказе
Родовая башня, коих немало на Северном Кавказе
10
Свято-Успенский аланский мужской монастырь
Свято-Успенский аланский мужской монастырь
10
Арт-объект буква А осетинского алфавита
Арт-объект буква "А" осетинского алфавита

Все исторические места этого маршрута имеют отношение к осетинам, кои в свою очередь считают себя потомками алан. Это я так хитро к аланам подвёл, уж очень охота о них поговорить.

Так кто они такие, эти аланы, почему так престижно считать себя их потомками? И почему для меня важно об этом поговорить в материале из Северной Осетии?

Отвечаю. По результатам возможного объединения Южной и Северной Осетии, новый субъект РФ планируют именовать как Республика Алания, намереваясь тем самым вернуть осетинскому народу историческое название их национального образования. Среди осетин вообще в тренде так называемая «аланомания», ведь там, наверное, самое популярное мужское имя — Алан, есть и женское имя — Алана.

Ну и нормально, пускай появится единая Алания, в которой будут счастливо жить люди с именем Алан и Алана. Но всё же ради чистоты эксперимента, предлагаю разобраться, имеют ли современные осетины, как, впрочем, и карачаево-балкарцы, к древним аланам хоть какое-то отношение.

12
Северная Осетия: в поисках аланского следа
7
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Однако, сначала надо разобраться кто такие древние аланы? Я просмотрел несколько материалов на эту тему, опять же экскурсию в музей имел, и понял, что на самом деле сведений о них мало, зато много гипотез и догадок, зачастую диаметрально противоположных друг другу.

Если кратко, то так. Аланы — это кочевые племена, скифо-сарматского происхождения, которые в начале нашей эры пришли откуда-то со стороны Китая. По поводу языковой группы общего понимания нет, напротив, ведётся непримиримый бой. Одни считают алан ираноязычными, другие тюркоязычными, а кто из них прав, не знаю, просто констатирую факт.

Одни исследовали утверждают, что племена алан можно считать некой кочевой империей, в том смысле, что была у них достаточно большая и единая территория со столицей и зависимыми или подчинёнными владениями. Что был у них верховный правитель, своя аристократия, чиновничий аппарат, для содержания которых требовалось собирать налоги и подати. Что имела эта кочевая империя договоры с соседними государствами, воевала с ними или была в состоянии мира.

5
Северная Осетия: в поисках аланского следа

В качестве столицы аланской империи называют нижнедонскую Аланию, вроде бы именно там находилась верховная власть. Но, другие учёный уверены, что никаких признаков политической организации у аланских кочевых племён не было и доказательств этому никаких нет.

Что нижнедонская Алания, принимаемая за метрополию, существовала всего лишь лет двести, первые два века нашей эры, а кочевые племена алан разрозненно мигрировали по огромному пространству, каждое племя само по себе.

Что касается средневековых северокавказских алан, собственно говоря, которые нас и интересуют, то версия их происхождения такая. После периода нижнедонской Алании, первые два века нашей эры, часть аланских племён, взбудораженная и уведённая гуннами в ходе Великого переселения народов в Европу, совершила там немало героических дел (отсюда их мифическая популярность) в итоге бесследно растворилась в прочих европейских народах.

А вот другая часть аланских племён ушла на Кавказ, где, перемешавшись с местными кавказскими племенами образовала Аланию между Кубанью и Тереком. После тюркского нашествия, более известного как нашествие монголо-татар, кавказские аланы вынужденно ушли высоко в горы, где, продолжая смешиваться с местными племенами, постепенно сформировали новый этнос осетин и/ или карачаево-балкарцев.

2
Северная Осетия: в поисках аланского следа
5
Северная Осетия: в поисках аланского следа
3
Северная Осетия: в поисках аланского следа
4
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Вот такая вот история миграции и этногенеза, принимаемая в Осетии с теми или иными вариациями в качестве официальной. Мне данная теория понятна, кажется логичной, удачно вписывается в пассионарную теорию этногенеза Льва Гумилёва.

Однако, в конце материала будет разбивающий всю эту стройную систему сюрприз, но сначала про некое мистическое место, что расположилось рядом с селением Даргавс.

Город мёртвых

Есть в горной части Северной Осетии одно мистическое селение. Если смотреть издалека, то кажется оно совсем обычным: извилистые улочки, уверенно взбирающиеся на холм, весьма аутентичные дома, выполненные из камня в кавказском стиле.

12
Северная Осетия: в поисках аланского следа
11
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Правда вот жители никогда не выходят из своих домов, и нет желающих приходить к ним в гости.

Это необычный город, город мёртвых, а симпатичные домики, не что иное как склепы.

10
Северная Осетия: в поисках аланского следа
7
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Почему средневековые осетины так хоронили своих предков?

Да тут всё очень просто. После поражения в битве с войском Тамерлана в конце 14-го века осетинские племена вынужденно обосновались высоко в горах, где жили скученно, ибо подходящих для жизни участков земли было мало. Особенно не хватало плодородных почв пригодных для земледелия. Именно поэтому для захоронения выбрали этот скалистый участок холма, спускающийся к реке, где стали сооружать усыпальницы, выбивая их в скальной породе и выкладывая стены из камня.

5
Северная Осетия: в поисках аланского следа
6
Северная Осетия: в поисках аланского следа
5
Северная Осетия: в поисках аланского следа

В некрополе возле селения Даргавс таких склепов 97.

Каждый из склепов напоминает египетскую пирамиду, по смыслу, как пристанище усопшего, и отчасти по форме.

Расположение усыпальниц каскадами имеет чисто практическое назначение. Это сделано для того, чтобы дождевая вода стекала уступами прямо в реку, при этом внутри склепов оставалось сухо.

6
Северная Осетия: в поисках аланского следа
5
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Ориентируясь на рельеф местности, усыпальницы возводились трёх возможных типов. Иные наземные пирамидальной формы или покрытые крышей выполненного из сланцевого камня.

9
Северная Осетия: в поисках аланского следа
2
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Другие полуподземные или полностью подземные.

В стенные проёмы склепа можно заглянуть и легко увидеть черепа, кости и прочие жутковатые свидетельства захоронений давно минувших веков.

3
Северная Осетия: в поисках аланского следа
3
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Я особо не рассматривал человеческие останки, но даже беглым взглядом было видно, что они там многочисленны.

Так и есть. Каждый склеп, совсем небольшой по размеру, является фамильной усыпальницей, в которой на протяжении нескольких веков хоронили представителей того или иного рода. Сколько всего захоронено людей в каждом склепе трудно сказать, но считается, что не меньше сотни.

Так общее количество захоронений в некрополе, произведённое с 16 по 19 века, примерно 10 000. Интересны обряды погребения.

Для каждого покойника по его размеру делали открытый гроб, отдалённо напоминающий лодку. Смысл вкладывали такой, что надо помочь усопшему переплыть так называемую реку забвения, понятие коей пришло в религиозные верования осетин, очевидно, из античных мифов.

Кстати, увидев этот некрополь, я сразу вспомнил другой, более древний, недавно виденный мной. Это знаменитые ликийские гробницы, расположенные возле современного турецкого города Демре, в античности именуемом Мира.

8
Ликийские гробницы, Турция, Демре
Ликийские гробницы, Турция, Демре

У меня есть материал о том месте «Мира. Город мёртвых» при желании можно посмотреть и сравнить эти два некрополя.

Что касается, некрополя Даргавс, то «лодки» с телами ставили на полки внутри склепа, а, но по мере появления новых, останки предыдущих опускали в специальные ямы в фундаменте, освобождая тем самым место.

Захоронения людей производили в одежде, причём в лучшей, что у них была. При погребении женщин в склеп приносили украшения и домашнюю утварь, когда хоронили мужчин обязательно оставляли оружие и даже коня. Сразу скажу, что коня не убивали, а привязывали рядом с усыпальницей и зажигали факел. Когда поминальный огонь догорал, коня отпускали на волю. Согласитесь, красивый обычай.

8
Северная Осетия: в поисках аланского следа
5
Северная Осетия: в поисках аланского следа
8
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Как нетрудно догадаться, ценности, оставленные в склепах, всегда привлекали расхитителей. Многое ценное исчезло в результате разграблений, но кое-что дошло и до наших дней. Не случайно некрополь близ селения Даргавс в Северной Осетии под охраной ЮНЕСКО.

Ну, а завершить этот раздел я хочу надписью на одном из склепов, которую я лично не видел, а если бы и увидел, то не смог бы её прочитать, ибо она на осетинском языке. Но знаю, такая надпись есть, и она гласит:

«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

Сюрприз от генетиков

При подготовке этого материала я нашел невероятно интересную статью учёного генетика Анатолия Клёсова, который со своим научным коллективом проводил исследования методами ДНК-генеалогии по вопросам наследственности современных осетин, карачаево-балкарцев и их возможных предков.

2
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Статья изобилует специальными терминами и подробными генеалогическими обзорами, которые я опушу, а перейду к полученным выводам.

Вывод 1. Как уже было сказано выше, и осетины и карачаево-балкарцы считают себя потомками алан. Тогда логично было бы предположить, что эти два этноса в отношении наследственности должны быть неким однородным образованием, предок то один. Ну примерно, как два родных брата, получающих сходный генотип от своего отца.

Провели исследования и получили следующий результат: если аланы и были непосредственными предками осетин или карачаево-балкарцев, то именно что «или». Набор генетических идентификаторов современных осетин и современных карачаево-балкарцев показывает, что возможно у этих двух народов и был некий единый далёкий предок, но было это почти пять тысяч лет назад. Поэтому этими предками не могли быть аланы по определению, потому как самих аланов тогда ещё не было.

Вывод 2. Не так давно, учёные смогли в захоронении донских алан из катакомбных некрополей выделить нужные им генетические идентификаторы, которые теперь можно было бы сравнить с генотипов современных осетин и карачаево-балкарцев.

Сравнили, знаете какой результат? Результат невероятный: ни осетины, ни карачаево-балкарцы не имеют к донским аланам вообще никакого отношения.

Тогда вся та теория этногенеза кавказских осетин, как и карачаево-балкарцев, которую я приводил выше, распадается вдребезги напополам.

Но эта теория, насколько я понимаю, является официальной в Осетии. Генетические исследования не подтверждают теории историков, направлявших алан с Дона на Кавказ, где они стали предками то ли осетин, то ли карачаево-балкарцев, то ли тех и других. Нет, это не так.

Генетически осетины и карачаево-балкарцы пересекаются, но в более ранние до аланские времена. Да, у этих народов есть далёкий предок, один и тот же. Но это не аланы. Вот такой вот неожиданный результат.

Что касается языка карачаево-балкарцев и осетин, то он разный. У первых тюркский, у вторых индоевропейский. Как это произошло, трудно сказать. Очевидно, у того или другого народа он изменился за последние тысячелетия, а возможно и у обоих.

На этой интригующей ноте я оканчиваю поиски аланского следа в современной Осетии.

11
Северная Осетия: в поисках аланского следа

Никакой ответственности за вышеизложенное я не несу, ибо я просто озвучил имеющиеся теории и мнения.

Являются ли современные осетины потомками алан, я не знаю, но, если они этого так желают, совсем не против. Возможно, генетики ошиблись, дали неверную оценку, а осетины всё же потомки алан. Ну, как минимум, в сознании тех людей, кто в это верит.

 

Цикл материалов "Россия. Северный Кавказ"

  1. Северный Кавказ. Разведка боем
  2. Северная Осетия: в поисках аланского следа
  3. Родовые башни Ингушетии
  4. Грозный. Восставший из пепла
  5. Нижний Архыз. Лик на скале

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии