Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:35
Филиппины покорены! Куда дальше?

Грозный — Россия Апрель 2022

Вопросы, на которые не будет ответов

От столицы Северной Осетии до столицы Чеченской Республики примерно 120 км, которые на автомобиле можно преодолеть за 2 часа с небольшим.

Грозный. Восставший из пепла

Находясь во Владикавказе, я планировал добраться до Грозного как-нибудь самостоятельно и даже переночевать там. Но в итоге пошёл по пути наименьшего сопротивления, но большего комфорта, купив однодневную экскурсию по авторской программе, утром туда, вечером обратно.

Такой вариант реально был самым оптимальным, не требовал смены места ночлега, предполагал экскурсионное сопровождение, ну и, обеспечил небольшой компанией попутчиков, что тоже важно, ибо путешествовать одному всё-таки грустно.

От столь непродолжительной поездки я многого не ожидал, просто хотелось взглянуть на город, который подобно мифологической птице Феникс сгорел и вновь возродился из пепла.

Грозный. Восставший из пепла

Побывав в Грозном, я понял, что обязательно поеду в Чечню вновь, но уже на более долгий срок и желательно в сопровождения гида, чеченца по национальности. Мне важно не просто увидеть тот регион, а получить ответы на вопросы, что меня волнуют, главный из которых: как получилось, что всё это произошло?

Почему в национальной автономной республике в составе РСФСР на конец 80-х годов, не имевшей ни малейших предпосылок ни к сепаратизму, ни к оголтелому национализму, уже в начале 90-х занялся тот пожар, который пылал 9 лет? Как совершенно небольшая группа чеченских националистов смогла навязать свою идеологию прочим и как удалось негодяям с противоположной стороны, своей пустой болтовнёй, жаждой наживы и предательством интересов страны из ничего, из пустого места, устроить страшную катастрофу. Впрочем, «иных уж нет, а те далече».

Грозный. Восставший из пепла

Ни сейчас, ни в других возможных материалах из Чечни я не буду давать ответы на эти вопросы. Быть нейтральным по этой теме у меня не получится, да и не формат это для данного сайта. Так что, просто расскажу про город, который увидел.

Православный храм

В центре Грозного нашу небольшую команду из 6 человек встретила женщина, местный гид, наверное,c самым распространённом на мусульманском Кавказе женским именем Фатима. Нам предстояла небольшая, часа на три, экскурсия по столице Чеченской Республики и началась она с православного храма Михаила Архангела.

Грозный. Восставший из пепла

Наличие православного храма в столице мусульманского региона лично для меня было вполне ожидаемо, ибо я знал, что в довоенном 1990 году из 1, 4 миллиона населения Чечни примерно половину составляло русскоязычное население, доля которых в отдельных, так называемых, казачьих районах, как то, Наурский или Надтеречный, доходила до 70%.

Да и в самом Грозном из 470 тысяч жителей, не менее 300 тысяч составляли русские (или, скажу так, не чеченцы), то есть, те же самые 70%, чуть меньше.

Первыми русскими, которые обосновались в этом регионе, были терские и сунженские казаки, появившиеся здесь ещё во времена Ивана Грозного. Позже, в эпоху Екатерины II, для усиления казацкого присутствия на берега Терека, Аргуна и Сунжи переселяли донских, волжских и даже яицких казаков, кои со временем влились в единое Терское казачье войско.

Преобладание русских в населении Грозного до войны 90-х легко объяснимо, если вспомнить, что крепость Грозная была основана Ермоловым в 1818 году, по результатам Кавказкой войны, на месте уничтоженного чеченского селения Алды.

Позже существенный приток русскоязычного населения в город Грозный наблюдался в советское время, когда происходило формирование его в качестве крупногопромышленного и нефтяного центра Северного Кавказа. Тогда ехали по комсомольским путёвкам, по распределению вузов, обычная практика огромной советской страны.

А вот доля чеченцев в общей структуре населения региона и его столицы напротив серьезно сократилась. Всему виной трагические события, связанные с депортацией февраля 1944 года.

Но в конкретном случае меня интересуют именно казаки, ведь это их усилиями во второй половине 19-го века был возведён православный храм, названный в честь Архангела Михаила, покровителя воинов.

Грозный. Восставший из пепла

Как известно, принадлежность к православной вере являлась обязательным атрибутом казачества. Соответственно, в местах своего обитания казаки, в том числе терские, возводили православные храмы. Так было и в Грозном.

Как свидетельствует летопись, первый камень в основание храма заложили в 1862 году, а первая служба состоялась в 1892 году. Изначально, храм Михаила Архангела был выполнен из натурального камня, позже был обложен красным кирпичом. Таким и простоял храм ровно столетие, пережив две мировые войны, революцию, прочее лихолетье, пока не был разрушен в начале 90-х 20-го века, в так называемую, первую чеченскую войну.

Тогда в результате боевых действий фатально пострадало само здание, сгорело убранство храма и почти все иконы, кроме одной, той, что на фото ниже.

Грозный. Восставший из пепла

Настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов был убит боевиками в январе 1996 года, другие служители храма находились в плену, иных удалось освободить, но были и пропавшие без вести, очевидно, тоже погибли. В общем печальная история.

Грозный. Восставший из пепла

С началом 2000-х для храма Архангела Михаила, как, впрочем, и для всей Чечни окончились скорбные времена. Силами российских военных, при поддержке руководства Чечни и обычных жителей храм восстановили, пытаясь повторить оригинал.

Но новый облик храма Архангела Михаила всё же существенно отличается от исторического, прежде всего цветовой гаммой. В настоящее время стены храма песочного цвета, красная кровля с позолоченными куполами и крестами.

Грозный. Восставший из пепла

Я спросил у Фатимы, много ли прихожан в храме в настоящее время, на что получил ответ: очень мало.

— это в основном люди пожилого возраста, -говорила Фатима -одни из них пережили в Грозном страшные времена, иные вернулись в город, как только стало всё спокойно.

Прежнего количества народа, причислявших себя к православной вере, ныне в Грозном, конечно же, нет. Но город развивается, имеет хорошие перспективы и надо надеяться, что в храме Архангела Михаила будет достаточное количество прихожан.

Небоскрёбы

Говорят, что нынешний Грозный своим обликом напоминает некий арабский эмират, в котором не просто богато, но по-восточному роскошно.

Грозный. Восставший из пепла

Наверное, это так. Я не большой знаток арабского Востока, но вспоминая Доху, в которой побывал не так давно, скажу «да», аналогии с богатыми королевствами Залива вполне обоснованы.

А ещё центр Грозного отчасти напоминает классический американский downtown, этакое скопление небоскрёбов в деловом центральном районе города.

Наличие столь внушительного делового центра, именуемого как «Грозный-Сити», безусловно украшает столицу Чеченской Республики, придаёт солидности, внешнего лоска, но и инициирует закономерный вопрос: зачем? Во всяком случае, у меня такой вопрос возник, и я решил сам себе на него и ответить.

Первый вариант ответа, пришедший мне на ум, что «Грозный-Сити» не что иное, как показное, статусное потребление хорошо изученное явление в экономической теории, начиная ещё с Торстейна Веблена и его «Теории праздного класса».

Грозный. Восставший из пепла

А проще говоря, похоже на классические кавказские понты, столь хорошо мне известные. Это когда некий бедолага скитается по общагам, живёт впроголодь, но, залезая в дикие долги, покупает «бэху» последней модели, чтобы со скучающим видом и томным взглядом неспешно прокатиться по центральной улице своего аула.

В пользу понтов и показного вебленовского потребления выступает тот факт, что на торжественное открытие «Грозного-Сити» в 2011 году были приглашены Жан-Клод Ван Дамм, Хилари Суонк, Ванесса Мэй и кто-то там ещё из категории «жутко знаменитые». Приехали не бесплатно, конечно, не из любви к искусству. Ванессе Мэй, вроде как, обещали полмиллиона баксов и, наверное, заплатили, хотя официального подтверждения этому нет.

Итак, в центре города построено семь высотных зданий, это офисно-деловой центр гостиница, жилые дома. Судя по имеющимся описаниям всё дорого-богато, так сказать luxury вариант.

Грозный. Восставший из пепла

Ну вот смотрите. Гостиница, безусловно, пятизвёздочная, 28 этажей, имеются бассейн, спа-центр, спортзал, 3 ресторана и прочее.

30-этажный офисно-деловой центр общей площадью 34 000 кв. м.с вертолётной площадкой на крыше. Жилые здания также соответствующего уровня, если учесть, что полезная площадь одной квартиры составляет от 68 до 280 кв.м. Ну что, круто, впечатляет.

Более того, через дорогу от «Грозный-сити» заложено строительство второй очереди «сити», в том числе, башни «Ахмат» высотой 400 м, призванной стать одним из самых высоких зданий в России, выше только Лахта центр. На данный момент строительство второй очереди заморожено, но всюду по городу активно продолжается возведение новых жилых и коммерческих строений.

Грозный. Восставший из пепла

Неужели всё это востребовано? Посмотрел статистику: население Грозного на 1 января 2022 года составляет 321 797 человек, что не так уж и много. А сколько из них готово покупать жильё luxury класса и иметь свои офисы в бизнес-центре? Насколько заполняется пятизвёздочный отель и отельные рестораны? Не знаю, на эти вопросы ответить не готов, но всё же не сильно оптимистичную картину предполагаю.

Что касается источника финансирования то тут более-менее понятно. После военных событий 90-х годов Грозный был разрушен практически до основания, поэтому тогда возникла идея перенести столицу в менее пострадавший Гудермес.

Грозный. Восставший из пепла

Однако, всё же решили, что этого делать ни в коем случае нельзя. А надо восстанавливать Грозный, вернее, строить его заново.

Я думаю, что это очень правильное решение с политической точки зрения. Важно было показать неизбежность созидательных процессов, дать людям надежду и веру в завтрашний день.

Грозный. Восставший из пепла

Именно поэтому нынешний облик столицы Чечни приближается к некоему идеалу организации городского пространства, когда мыслят не столько критериями экономической целесообразности, а больше желанием поразить. То есть, те самые кавказские понты, но которые в этом случаем понятны и оправданы.

Получается, что город строят, как бы с запасом, с прицелом на будущее.

Очевидно, что есть понимание и вера, что в регион придёт серьёзный инвестор и тогда пригодятся офисные пространства. Надеяться на приток специалистов, тех же русскоязычных которых ныне в республике слишком мало, менее 2%. Люди приедут, а квартиры для них уже есть, как есть и номера в отелях.

Вот так я отвечаю на свой вопрос «зачем». Потому что у Чечни есть будущее.

Грозный. Восставший из пепла

Город построили практически за два года, в течение 2007–2009 годов, что без огромных вложений со стороны федерального центра было бы немыслимо.

Из федерального бюджета в Чечню направлялись субсидии, субвенции, дотации, финансирование в рамках специальных федеральных целевых программ. Миллиарды и миллиарды.

Для меня целесообразность потраченных средств сомнения не вызывает. Это вообще хорошо, когда у страны есть деньги и они направляются на создание комфортной жизни обычных людей.

Но также важно понимать, что благополучное решение так называемого «чеченского вопроса», это ликвидация угрозы распада страны, которая в 90-х годах была так реальна. Страшно представить, что на территории Чечни, а может и в целом на территории северокавказского региона, где среди прочих живу я и живут мои близкие, существовало бы некое подобие ИГИЛ, которое позже планировалось создать на пространствах Сирии и Ирака. Сейчас это кажется пустым страхом, но в условиях слабого Российского государства 90-х было абсолютной реальностью.

Есть ли другие источники финансирования помимо федерального бюджета РФ? Точных данных у меня нет, но часто говорят о солидных поступлениях из стран арабского Востока. В частности, основные инвесторы строительства второй очереди «сити» родом из Саудовской Аравии.

Хорошо известно, что глава Чеченской Республики напрямую общается с лидерами арабских мусульманских стран, пользуется их поддержкой, в том числе и финансовой. А это уже важно и для России в целом, у которой традиционно хорошие взаимоотношения с арабским миром.

А вот на этом моменте очень логично было бы перевести тему на мусульманскую составляющую, что я и сделаю.

Мечеть

Даже при самом беглом взгляде на величественную мечеть «Сердце Чечни», что расположилась в центре Грозного, на берегу реки Сунжа, легко угадываются знакомые османские мотивы.

Грозный. Восставший из пепла

Слишком отчётливы в моей памяти очертания Голубой мечети в Стамбуле, которую я имел удовольствие видеть не так давно.

Сходство грозненской мечети и турецкого прототипа слишком очевидно, чтобы не заметить. Да это, собственно говоря, и не секрет. Проектировали и строили мечеть в Грозном именно турки.

Но при этом мечеть «Сердце Чечни», несомненно, более роскошное религиозное сооружение по сравнению Голубой мечетью, если оценивать не историческую значимость, а качество строительных материалов, уровень строительных и отделочных работ, красоту внутреннего убранства и даже благоустройство прилегающей территории.

Грозный. Восставший из пепла

Если уж при восстановлении самого города Грозного было желание поразить и удивить, то при строительстве мечети тем более.

Например, во внешней отделке использовали очень редкий мрамор травертин, который специально доставляли с побережья Мраморного моря.

В качестве внутреннего декора использовали белый мрамор, а тексты из Корана выполняли методом золотого напыления.

Грозный. Восставший из пепла

Или взять невероятные по красоте люстры мечети «Сердце Чечни», дизайн которых выполнен как подражание важнейшим мечетям мира, что расположены в Мекке, Медине и в Иерусалиме.

Грозный. Восставший из пепла

Орнаменты на люстрах выполнены из золота и украшены кристаллами Swarovski.

Размеры мечети ещё один повод для восхищения, ведь это 5000 квадратных метров исключительной роскоши, способной вместить более 10 тысяч человек внутри и ещё столько же снаружи.

Грозный. Восставший из пепла

И напоследок. Чтобы возвести мечеть «Сердце Чечни», разбить вокруг неё огромный парк с каскадом фонтанов потребовалось также всего два года. Вот такие вот чудеса!

На этом свой репортаж из Грозного считаю оконченным. Надеюсь, побывать в Чечне ещё и подробно об этом потом рассказать.