Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 19:59
Без секрета всему свету

Похвальный, Якутск — Россия Март 2023

Рисует узоры мороз на оконном стекле…

Но нашим девчатам сидеть не по нраву в тепле…

Мне не приснилось, что сегодняшней ночью Сергей вставал чаще, чем обычно, чтобы подбросить в печку дров. Видимо, крепкий стоял морозец на улице. По утру единственное окошко в нашем домике оказалось разукрашенным роскошной изморозью. Мы подивились чудесному узору. Что это было? Ветви причудливых сказочных деревьев или перья диковинных фантастических птиц? Или это колоски, наполненные спелыми зернами? Живя в городе с окнами из стеклопакетов, я уже и забыла, какими красивыми в детстве были замороженные окна в деревянной раме. А тут вдруг вспомнила, как тихонько дышала на них и смотрела, как постепенно тает, «плывет» узор.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

И пусть сейчас наш небольшой домик спрятался в расщелине между скалами и от внешнего мира отгорожен высоким снежным барханом, невозможно было не почувствовать особенность наступившего дня. Он был таким, что усидеть дома, в тепле, у горячей печки просто невозможно! Хотелось распахнуть настежь двери навстречу солнцу, прямо на глазах растапливающему своими горячими лучами снежный узор на окне. Душа рвалась на улицу, на свободу, на мороз. И мне было совершенно понятно, почему это происходило со всеми нами. Наше пребывание здесь близилось к завершению, а еще так много мест, где мы не побывали!

Так что мы хорошенько утепляемся и отправляемся гулять по оставшимся в зоне доступности «городам».

Шанхай

Рядом с Китайской стеной расположен городок, который Сергей назвал Шанхаем: «Если есть „Китайская стена“, значит, должен быть и Шанхай! И ведь он есть и расположен чуть южнее Китайской стены, ниже по склону», — так написал Сергей в своем блоге.

Город состоит из нескольких кварталов, отстоящих друг от друга на небольшом расстоянии. Местами останцы стояли сплошной стеной, но иногда представляли собой отдельные скалы, устремленные вверх, к солнцу, к бездонному синему небу.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

В теплое время года, что видно из фотографий Сергея, здесь повсюду камни. Они получаются в результате разрушения останцов. Но сейчас все укрыто снежным настом. Увы, он не всегда выдерживает вес не то, чтобы снегохода, но даже и человека.

Периодически застревая на стругах, проваливаясь сквозь наст, Слава откапывал и откапывал своего «железного коня»:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Не везде, куда хотелось, мы смогли доехать. Куда не получилось доехать, дошли ногами или посмотрели глазками коптера:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Западная сторона гряды останцов почти полностью покрыта куржаком. У основания стен ветер полностью выдул снег, зато вокруг нагромоздил высокие снежные валы. С высоты эти валы не производят никакого впечатления, но, стоя на земле, мне бы совсем не хотелось свалиться с гребня вниз.

Шир

Западнее Китайской стены и чуть ниже по склону расположен городок Шир. Он находится восточнее Мордора, про который я рассказывала раньше. Сергей так объяснил происхождение названия Шир: «Раз уж поблизости находится Мордор, вот он на соседнем гребне, а мы тут вроде как два хоббита, бродящих по Территории с определёнными целями, то и городок наш должен называться Шир»:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Вплотную к Ширу на снегоходе нам подъехать не удалось. Камни, торчащие из-под снега, плохо держащий наст вынудили покинуть прицеп к снегоходу и оставшиеся 200 метров преодолеть пешком. Не без труда нам это удалось, зато разогрелись по пути!

— Девочки, а давайте я сейчас проведу вам экскурсию по городу, — каким-то необыкновенно взволнованным голосом предложил Сергей. — Вот это Камертон, — Сергей указал на останец с раздвоенной вершиной. — Здесь можно сделать интересное селфи. И Сергей встал в полосу света между двумя клешнями. Мы все тут же последовали его примеру:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Я еще не успела толком осмотреться, как вижу, что Сергей ушел уже далеко вперед. «Куда он торопится?» — подумала тогда, но поспешила его догнать.

— Вот это Воевода, — продолжает рассказывать Сергей. — Смотрите, какое у него начальственное пузико выступает. Если Воевода всего-то метров десять с кепкой, то Камертон выше двадцати будет. Правее Воеводы и чуть дальше его Гусь, и у него на спине птенцы катаются:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Я смотрю на останцы — да, действительно, настоящий гусь с гусятами за спиной и воевода! Но если посмотреть с другого ракурса, с другой стороны, то мне видится не столько воевода, сколько простой мужичок: вон бороденка торчит, кепчонка на голове, за спиной котомка размером со столитровый рюкзак:

Сергей движется дальше и вскоре останавливается у ничем не примечательной скальной стены и каким-то взволнованным голосом рассказывает.

— Это место особенное, здесь был лагерь моей самой первой экспедиции сюда. Вот тут был костер, чуть выше стояла палатка. Недалеко был родничок, вокруг полно дров. Все под рукой. Отличное место!

Сергей ненадолго замолчал, погрузившись в воспоминания. Потом, будто очнувшись, вернулся в действительность.

— Ну вот, теперь гуляйте сами.

И куда-то пошел своим размашистым шагом.

А я здесь немного задержалась. Сейчас все снегом заметено, не увидеть-не понять ничего. И лишь тень от лиственницы рисовала незамысловатый узор на белом полотне наста:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Мы все разбрелись в разные стороны, по интересам: Лена с Ирой, я со Славой. По тем же местам, по которым быстро пробежались с Сергеем, сейчас можно пройти не спеша. Мы с удовольствием рассматривали останцы, находя в них сходство то с мамонтом, то с собакой, то с динозавром. Нам хватало фантазии разглядеть в причудливых формах каждому что-то свое.

Байконур

Восточнее Китайской стены расположен Байконур. Вот как Сергей объясняет происхождение его названия: «… мы обнаружили пару групп останцов, которые здесь вроде как сами по себе стоят и ни к какому из городов не принадлежат. Но их всех объединяет одна особенность, они все будто устремлённые в небо. Ну просто гранитные космические корабли на стартовых площадках. Вот так на нашей схеме появился Байконур»:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Мы не стали здесь задерживаться, поехали дальше, в Испанию, в Барселону.

Барселона

Ну вот точно Гауди! Высокие островершинные останцы стояли вплотную друг к другу. Настоящий Гранитный собор!

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Мне очень хотелось взглянуть на них сверху, глазками дрона. Но тот что-то капризничал — не слушался управления, летел как-то бочком, камера висела криво, заваливая на снимке горизонт. Я несколько раз запускала своего летунчика, но лишь зря теряла время. Когда он возвращался «домой», весь дрожал то ли холода, то ли от страха, что ему сейчас от меня достанется за непослушание. В сердцах упихнула его обратно в рюкзак, думая: «Ну погоди, я с тобой еще разберусь». И тут увидела, что Сергей мается со своим дроном примерно так же. Но если мой как-то криво и косо еще летел, то у Сергея даже взлетать отказывался!

— Здесь есть какая-то аномалия, то ли магнитное возмущение, то ли еще что-то, — так решили мы с Сергеем сообща.

И остаток времени до заката солнца просто бродили в округе, наслаждаясь красотой скал и рельефностью наста, подчеркнутыми низким вечерним солнцем:

Заструги

Все дни, что мы находились здесь, наше внимание привлекали большие поля снежных застругов. Это были настоящие скульптурные творения ураганного ветра. Из твердого снежного наста он «вырубил», «выстрогал» удивительные формы. Здесь и чешуйки, и нос космического корабля или какой-то лодочки, бумажный кораблик… Они сияли, были наполнены светом, будто где-то внутри разместилась сто ваттная лампочка.

Я бродила по этой красоте кругами, все нажимая и нажимая на кнопку спуска затвора камеры. «Дома разберусь и выберу самые-самые-самые», — думала тогда. Уверена, вы поймете, как мне было трудно остановиться в выборе!

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Подходит к концу наше пребывание в Гранитных городах Улахан-Сис. Завтра мы простимся с приютившим нас домиком на Верхней базе и переберемся на Нижнюю базу. А затем обратная дорога по зимнику по Индигирке в Белую гору, самолеты до Якутска и домой. Но все это будет потом. А сейчас пока только красота, царящая на все 360 градусов по всем плоскостям.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 6. Барселона, Шир, Шанхай, Байконур

Спасибо Алене Батовой и Ирочке Калашниковой за предоставленное для рассказа фото!

Другая ОЧЕНЬ интересная информация:

Блог Сергея Карпухина в ЖЖ (можно посмотреть, как гранитные города выглядят в летнее время):

Шир: https://karpukhins.livejournal.com/236027.html

Барселона: https://karpukhins.livejournal.com/239422.html

Байконур: https://karpukhins.livejournal.com/238645.html

Другие мои рассказы по путешествие в гранитные города Улахан-Сис:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

В гостях у гранитных исполинов. Часть 2. Про маленький камешек и большие приключения

В гостях у гранитных исполинов. Часть 3. Про Ал Лук Мас, «сдвоенный холод» и шезлонг из оленьих рогов

В гостях у гранитных исполинов. Часть 4. Улуу Сис (Главный хребет), иначе Китайская стена

В гостях у гранитных исполинов. Часть 5. Так вот она какая, Aurora Borealis!