Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 14:04
Без секрета всему свету
Лучший материал
недели

Якутск, Белая Гора, Похвальный — Россия Март 2023

Так далеко я еще никогда не забиралась! И дело не в расстоянии от Москвы — всего около 6250 км. Примерно такое же расстояние от Москвы до Южно-Сахалинска, а с учетом дальнейшей дороги на Курилы и побольше будет. Но сложность логистики по доставке наших организмов из Москвы до конечной точки поездки просто зашкаливает! Самолет из Москвы до Якутска (примерно 5000 км), затем самолет из Якутска до Белой Горы (примерно 1000 км), на автомобиле по зимнику по замерзшей Индигирке 200 км плюс 15 км по дороге старателей вглубь лесотундры, затем 15 км в тележке, прицепленной к снегоходу до так называемой Нижней базы, и еще 10 км таким же способом до самой конечной точки путешествия. В общей сложности мы добирались 5 дней! При самых лучших обстоятельствах этот срок возможно сократить лишь на один день.

Соответственно, вопрос, куда же так сильно стремилась наша небольшая группа туристов, в состав которой вошли четыре отважных человека — Сергей Карпухин и три девушки: Лена и Ира из Питера и я?

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Наш путь лежал в заполярный район Республики Саха (Якутия), а точнее в Гранитные города Улахан-Сис, открытые для фототуристов Сергеем Карпухиным в 2016 году.

Перелет из Москвы до Якутска ничем особенным не отличался — обычный вечерний рейс. Московский закат плавно перешел в якутский рассвет. Это и понятно — мы же летели навстречу солнцу.

А вот перелет из Якутска до поселка Белая Гора был феерически красивым! АН-26-10, переделанный из грузового в пассажирский, летел на высоте около 5000 метров.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

И все то, что мы видели в иллюминаторе, вызывало восторг! Еще бы! Заснеженные хребты Верхоянского хребта, а чуть позже горной системы, называемой хребтом Черского, сияли четкой графикой. Сюда стоило приехать уже только для того, чтобы увидеть эту роскошную красоту под крылом самолета!

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Мы забыли про неважное самочувствие из-за разницы во времени между домой и Якутией, напрочь прилипли к окошкам. Я смотрю на Сергея, на его восторг, и пытаюсь перекричать гул мотора в салоне:

— Сережа, а ты чего так радуешься? Ты ведь эти картинки видел уже много раз!

— Да я за вас рад, что вам нравится! — был ответ. — Это вам такой красивый бонус!

Через три часа самолет приземлился в заполярном посёлке Белая Гора, расположенном в нижнем течении Индигирки на ее правом берегу.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Нам не удалось уехать дальше по намеченному маршруту как планировалось, на следующий день. Дело в том, что нужно проехать около 200 км по зимнику по замерзшей Индигирке. Но после прошедшей накануне пурги дорогу замело. Поэтому мы ждали, пока пройдут грейдеры и расчистят зимник, который является трассой федерального уровня.

Мы коротали время в поселке — в магазинах запасались разными вкусняшками, сходили в школьный музей, где я впервые увидела, как выглядят зубы мамонта. С этого момента у меня появилась навязчивая идея привезти такой зубик домой. Но об этом я расскажу позже.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Наконец, получена информация, что зимник расчищен, что можно ехать дальше. Двумя машинами мы выдвинулись в путь. И только сейчас я увидела тележку, прицепленную к одной из наших машин.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Предполагалось, в ней нашу команду повезут в тех местах, где автомобиль уже не пройдет. Честно признаюсь, поначалу у меня был шок. Но, как показало время, я напрасно тревожилась. Данный вид транспортировки и людей, и всевозможных грузов является обычным, проверен временем, опытом и практикой. Мы и сами в дальнейшем убедились в этом.

200 км по зимнику преодолели не без приключений — периодически машины все же вязли в снегу, выдергивали друг друга из сугробов.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Но спустя семь часов в бывшем поселке геологов Похвальный мы въехали в лес, по которому еще 15 км проехали в машинах, а потом для преодоления еще 15 км пересели в тележки, прицепленные к Буранам. В густых сумерках наши усталые организмы добрались до Нижней базы.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

А поутру в таких же тележках мы отправились дальше, туда, куда добирались вот уже пятый день — на Верхнюю базу гранитных городов Улахан-Сис. В переводе с якутского «Улахан-Сис» означает «Большой-Хребет».

Сказать, что мы, туристы, испытали восхищение от увиденного, ничего не сказать. Уверена, и я, и моя болезнь, с которой я сюда приехала, мы обе как раскрыли рот от изумления по приезду, так и не закрыли его до самого отъезда. И моя болячка напрочь забыла, зачем она поселилась в моем организме!

Среди останцов, которые сейчас называются «Гранитные города» и которые осмотрел, придумал им названия и нанес на карту Сергей Карпухин в 2016 году, мы прожили несколько дней.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Мы жили в домике с печкой-буржуйкой, на которой готовили еду.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Мы спали на так называемых полатях — лежанке размером от стенки до стенки.

Дров, воды и еды было с избытком. Как мы ни старались, полностью использовать запасы не получилось. Вода, кстати сказать, была в твердом состоянии.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Первые два дня с нашими жил Слава, приехавший в Белую Гору к родным в отпуск, да не усидевший дома, а махнувший с нами в Улахан-Сис. Благодаря Славе и его Бурану, периодически вязнувшему в глубоком снегу, мы смогли в прицепленной к снегоходу тележке доехать в те «города», куда не дойти ногами.

Повсюду были невероятные произведения природного искусства, словно выточенные, выпиленные, выструганные из снега. Несмотря на то, что я никогда раньше их не видела, в голове сразу же блямкнуло — заструги. Да, это они! Их было много повсюду, хотелось сделать портрет каждого природного «изделия»!

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Три ночи из четырех мы были зрителями могучего светового шоу под названием «Аврора».

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Сергей нас ориентировал «на местности», где какие «города» и «районы» расположены. И я не уставала удивляться, как точно он придумал им названия! Китайская стена, Шанхай, Байконур, Афины, Олимп, Нью-Йорк, Моква, Шир, Город Эльфов, Мордор… Все названия соответствуют облику останцов!

Как ни капризничал мой коптер, все время вопя и чего-то требуя, но каждый раз возвращался «домой», получая от меня благодарный поцелуй в холодное крылышко за послушание. Благодаря его «глазкам», мне стал понятен размах фантазии, реализованный Природой, я воочию увидела потрясающий ландшафт кряжа Улахан-Сис.

Китайская стена:

Шанхай:

Город Эльфов:

Коридор в Китайской стене:

Останцы сплошь покрыты куржаком (это изморозь, иней), который сиял на ярком мартовском солнце так, что слепил глаза.

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

Но… Давайте сейчас немного выдохнем. Мне очень хочется интересно рассказать, красиво показать то, что нас окружало эти несколько невероятных дней. Как сказал Н. М. Пржевальский «Путешествия потеряли ли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказать». Поэтому я с удовольствием чуть позже продолжу свой рассказ об этом потрясающем путешествии по арктической Якутии — территории экстремального холода, о живших ранее и проживающих здесь сейчас людях, о мамонтах и других древних исполинах Сибири, о легендах и мифах про них, об археологических находках.

Другие мои рассказы по путешествие в гранитные города Улахан-Сис:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 2. Про маленький камешек и большие приключения

В гостях у гранитных исполинов. Часть 3. Про Ал Лук Мас, «сдвоенный холод» и шезлонг из оленьих рогов

В гостях у гранитных исполинов. Часть 4. Улуу Сис (Главный хребет), иначе Китайская стена