Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 20:53
Без секрета всему свету

В гостях у гранитных исполинов. Часть 4. Улуу Сис (Главный хребет), иначе Китайская стена

Белая Гора, Похвальный, Якутск — Россия Март 2023

Издалека казалось, будто скалы стояли плотным строем, толкая и задавливая друг друга, и их острые вершины, похожие на гребень на спине дракона, пронзают ярко-синее, ясное, без единого облачка небо. Чистый и прозрачный воздух лишь подчеркивал строгость и одиночество лабиринта из скал. Наконец, на пятый день пути мы доехали до конечной точки нашего путешествия — до самих гранитных городов «Улахан-Сис».

Снегоход остановился у нижней оконечности скальной гряды «Китайская стена». Здесь, в расщелине между двумя останцами находится домик, в котором нам предстоит прожить несколько дней (наш домик оранжевый. А зеленое сооружение в состоянии демонтажа. Сейчас на этом месте строится новый дом). Место выбрано очень удачно — можно выходить на обе стороны «Китайской стены» — и на восток, и на запад. У земли, у самого основания останцов ветер выдул все воспоминания о снеге, но надул огромный снежный бугор чуть в стороне. Таким образом, наше жилье оказалось ниже уровня снежного наста на пару метров. Чтобы спуститься к домику, поначалу я съезжала надежным и давно проверенным способом — на пятой точке, но Слава вырубил на склоне ступеньки и лишил нас возможности кататься с горки. Но вот забираться наверх стало однозначно удобнее.

Запас дров, продуктов и льда на воду и впечатлял. Холодильник был прямо на улице, природный, низкотемпературный. Вот что в моей голове не уложилось до самого отъезда, так это то, что не было никакой защиты от воров. Мясо и рыба лежали в открытой картонной коробке, а крупы, сахар и прочая гастрономия — в пластиковом коробе. «Воры» — это звучит громко! К ворам я мысленно причислила мышей и прочих грызунов, хотя кто из них станет вылезать в трескучие морозы из своих теплых норок? Про волков тоже подумалось — ведь столько еды дармовой доступно. Мне казалось, утащить кусок мороженного мяса проще, чем загнать быстроногого оленя. Но, видимо, я ошибалась, никто из зверья не покусился на наши запасы.

После того, как мы обосновались в домике, пришло время начать осмотр местности. «Китайская стена» — почему возникла такая ассоциация?

В своем блоге Сергей Карпухин так написал: «Территория Кольца, в которую входят три города — Шир (прим. ГГ: про Шир я буду рассказывать позже), Мордор и Город Эльфов. Чуть выше Города Эльфов также есть совсем небольшой и не очень заметный массив останцов, практически уже разрушенных, на которые мы даже не обратили внимания. Судя по всему, жители этого города обитают где-то в подземельях и, как можно догадаться, это гномы. К востоку и юго-востоку от вершины 588 лежит Территория Цивилизации. Там много городов, одни довольно крупные и часто расстояния между ними совсем небольшие. Это настоящая Гранитная Цивилизация. От другого мира она отгорожена протяжённой каменной стеной, которую по аналогии с известным мировым феноменом назвали Китайской стеной. Это первая и мгновенная ассоциация, которая пришла в голову, когда мы впервые увидели это чудо. Да и вообще, это первый останцовый комплекс, который мы увидели здесь, на этих двух Территориях. Стеной этот комплекс смотрится с западной стороны, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это, по сути, настоящий город и довольно большой, со своими кварталами, площадями и довольно высокими зданиями. … Город расположен на возвышении в абсолютно безлесной местности. По округлому гребню к югу от него в линию выстроились отдельно стоящие останцы и небольшие их группы, которые явно несут таможенную службу на входе в Территорию Цивилизации. А ещё южнее на взгорке и целый город разместился, который назвали Шанхай, раз уж имеет непосредственное отношение к Китайской стене».

Лишь взглянув на ближайшие останцы, мы увидели, что они состоят из огромных блоков со сглаженными углами. Эти блоки будто поставлены друг на друга, причем не везде аккуратно. Дети кубики складывают и получше. Но все равно интересно — как это получилось? Природа постаралась или это кто-то сделал специально? Может быть, очередная внеземная цивилизация побывала тут?

Вечером за ужином Сергей нам рассказал, что подобные блоки называются отдельностями. Бывают отдельности столбчатые, как правило, шестигранные (именно такие я видели на Курилах и на плато Путорана), а здесь эти отдельности параллелепипедные. В своем блоге Сергей так описал, как эти отдельности сформировались: «Материал для природного скульптора поставили глубинные силы Земли. Когда-то очень давно вулканическая деятельность на этой территории внедрила магму в глубокие слои земной коры, где она кристаллизовалась в своём гранитном составе. А потом, спустя миллионы лет, тектонические движения подняли уже твёрдый гранитный массив на поверхность Земли, где за этот благодатный материал принялись эрозионные процессы. И граниты, действительно, благодатный материал. Они довольно часто образуют подобные останцовые ландшафты. Вероятно, благодаря своим особенностям, а именно такой характеристике, присущей всем породам, как отдельность. Отдельность — это форма блоков, на которые разделяется порода при естественном или искусственном раскалывании. Например, базальты разделяются на столбчатые шестигранники. А гранит имеет, так называемую, параллелепипедную отдельность. Его блоки имеют прямоугольные формы, но часто с закруглёнными внешними углами. К тому же гранит имеет крупнозернистую структуру и состоит, в основном, из кристаллов полевого шпата и кварца, а это минералы, имеющие разные физические характеристики, что позволяет эрозионным инструментам легко „разрабатывать“ этот материал».

Я запустила коптер, чтобы увидеть структуру «города», в котором мы живем. Сергей прав — здесь есть и улицы, и кварталы, и даже длинные узкие «коридоры». После того, как мы поняли карту местности (практически, спутниковую), стало легче ориентироваться.

И мы пошли на прогулку без боязни заблудиться в лабиринтах Китайской стены. Ослепительное солнце заставляло щурить глаза, утомленные ярким светом. И только темные очки спасали ситуацию, позволяли не только видеть, но и рассматривать то, что нафантазировала здесь природа. Здесь было, чему удивляться!

Поверхность останцов во многих местах покрыта инеем. Его иначе называют куржаком:

У подножия скал наметены настоящие снежные барханы с характерным для пустыни песчаным рисунком. Только сейчас этот рисунок из снега.

Непрерывной Китайская стена кажется только с запада:

Здесь заметен наш домик, и двумя пикселями выделены фигурки «пилотов» — это Сергей и я:

Но если отойти от нижнего края Стены на юг, то видно, что это не непрерывная стенка, а сгруппированные «районы»:

А если взглянуть с востока, то прослеживаются улицы, проходы, проезды, дворы:

Кстати сказать, вот здесь, в прореху между останцами, вдали виден так называемый «Пинцет», рассказ про который еще впереди:

Рядом с нашим домиком расположена группа останцов, которые можно называть по-разному. У Сергея они «Перья», но от него я слышала и другое название — «Шесть Братьев и Сестер». Закругленные камни на их вершинах, которые, как мне казалось, могут оттуда свалиться в любой момент, создают впечатление, будто это головы, причем повернутые все в одну сторону, на юг:

Где-то на середине Китайской Стены расположен настоящий Коридор, сложенный из высоченных, метров под двадцать, не меньше, останцов.

По одну сторону Коридора (на запад) вдали виден городок Шир (о нем рассказ будет позже).

По другую сторону расположен Нью-Йорк (группа останцов на самом дальнем плане):

От стен, глазированных куржаком будто сахарной мастикой, невозможно отвести взгляд!

Гулким эхом отзывались здесь наши голоса! Холодные, строгие, шершавые камни взирали на нас сверху вниз, словно на лилипутов. Мы оказались, фактически, в аэродинамической трубе. Ветер носился вдоль каменных стен, заглядывая в каждую щелочку кладки, свистел над нашими головами, пытаясь выдуть из них суету, тревогу, переживания…

Выйдя за пределы коридора, мы обнаружили, что дошли до самой верхней, северной оконечности Китайской стены и отсюда посмотрели на нее вниз, на юг. Ну красиво же!

Дальше на север просматривались Афины и Олимп:

Но наша попытка дойти туда провалилась. Причем провалилась в буквальном смысле этого слова. Если до сих пор мы уверенно шагали по крепкому насту, словно по асфальту, то сейчас была совсем другая история. Ноги проваливались в глубокий снег, под которым скрывались камни. Как ходить по курумнику, у меня представление есть. Но здесь камни не были видны до тех пор, пока нога не пророет глубокую яму и не упрется либо на ребро камня, либо на его поверхность. В худшем случае нога проваливалась куда-то между камней. И вот это было уже опасно. Приходилось прощупывать каждый шаг в поисках места, куда уверенно можно поставить ногу. И только после этого делать следующий шаг.

Мы решили не рисковать своими ногами, сделали селфи нашей девчачьей команды:

и пошли обратно, решив идти новым путем — вдоль противоположной, восточной стороны Китайской стены. Пошли — это слишком громко сказано. Здесь наст держал через шаг, а то и через два. Ноги опять и опять проваливались в снег. Иного способа передвижения, как на пятой точке, практически, не было. Со склона нужно было съехать вниз, чтобы там, пониже, попытаться найти более прочную опору под ногами. Кстати сказать, на дальнем плане города Нью-Йорк и Москва, до которых, увы, мы тоже так и не добрались.

Спустившись ниже уровня основного массива скал, Лене все же удалось встать на ноги. За ней подтянулись и мы с Ирой.

Дома нас ждал обед — котлетки из оленины, суп из лосятины, малосольный чир. Разве можно опаздывать к такому столу?

Другая ОЧЕНЬ интересная информация:

Блог Сергея Карпухина в ЖЖ (можно посмотреть, как гранитные города выглядят в летнее время):

— Гранитные города Улахан-Сис. Китайская стена (https://karpukhins.livejournal.com/237729.html)

Другие мои рассказы по путешествие в гранитные города Улахан-Сис:

В гостях у гранитных исполинов. Часть 1. Понемногу обо всем…

В гостях у гранитных исполинов. Часть 2. Про маленький камешек и большие приключения

В гостях у гранитных исполинов. Часть 3. Про Ал Лук Мас, «сдвоенный холод» и шезлонг из оленьих рогов