Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 11:34

Карачаевск — Россия Июнь 2022

Вторая ночь на базе «Эдельвейс» прошла спокойно: протопленные домики, уютные кровати, теплые одеяла — немаловажные составляющие хорошего сна и отдыха. Выйдя на улицу и вздохнув свежий, пропитанный хвоей утренний воздух, я ощутила прилив сил и невероятную бодрость — от вчерашней усталости чувствовалась лишь легкая ломота в ногах. После всех своих горных походов я усвоила немаловажную деталь: ноги, привыкшие к ходьбе по горизонтальной плоскости в черте города, получая нагрузку на совершенно другие мышцы в горах, после первого дня трекинга пытаются стонать, ныть и сопротивляться. Но последующие походы добавляют нагрузку на те же самые мышцы, они очень быстро привыкают к такому принудительному физическому давлению и как следствие, практически не болят, как это происходит после однодневных походов. В тех же случаях боль в икрах жуткая и спуститься в течении последующих трех дней с этажа на этаж — еще тот квест!

Лагерь меж тем просыпался, все занимались каждый своим делом: ни чрезмерной суеты, ни напряжения или недовольства — улыбки, приветствия, пожелания доброго утра.

Затем череда каждодневных утренних манипуляций и вот уже группа в сборе и полной боевой готовности, попрощавшись с хозяевами базы, покидает ее до вечера.

Бодрые, энергичные мы шагаем в сторону разлившейся по дороге реки-сегодня нам впервые предстоит пройти по всем её импровизированным мосткам, на первый взгляд не вполне надежным.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Грохот перекатывающейся по каменистому руслу воды заглушает все окружающие звуки, он еще какое-то время преследует нас, постепенно затихая.

Лес остался позади, а перед нами раскинулась открытая холмистая местность, на которой уже трапезничали и принимали солнечные ванны коровки. Пройдя по проселочной дороге через покинутый аул, с его одиноко стоящими немногочисленными домиками, мы направились к подножию горы.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Чем выше поднимались, тем мельче становились предметы внизу, но вместе с тем и красивее отрывались панорамы позади нас, чувствовался масштаб.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Вскоре углубились в лес и здесь уже начался настоящий, серьезный затяжной подъем.

Дорога иногда петляла серпантином, облегчая путь и давая время нормализовать сбившееся дыхание. Нашим горным «козочкам» все было нипочем — их разноцветные одежды уже мелькали где-то высоко. Мы же с самой слабой девочкой — Ниной, стали отставать, вскоре я и вовсе оказалась на лесной дороге одна. На очередном вираже остановилась и замерла от восхищения — вчерашний преодоленный хребет предстал передо мной во всей красе, демонстрируя свой плавный изгиб.

Видите на дороге крошечную фигурку?

Хотелось с кем-то разделить восторг и едва разглядев далеко внизу отставшую, я помахала ей рукой и крикнула: «Смотри назад»!

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Мое восклицание взволновало коров, пасущихся недалеко на полянке и до этого момента мною не замеченных. А вдруг там сердитый бык-вожак — восторг мигом испарился и я, подгоняемая страхом, быстренько засеменила вверх, подальше от стада. Впереди никого, даже голоса других членов команды были уже не слышны. Преодолев очередной участок и почувствовав напряжение и дрожь в ногах, я становилась передохнуть. Вдруг сверху послышался шорох и через мгновение мимо меня вниз поспешил инструктор, успев спросить: Что там случилось у Нины, она вызвала меня по рации? Да, да, самому слабому звену, тем более, что она замыкала группу, следовало иметь при себе рацию.

А что я могла ответить, ведь когда я видела Нину в последний раз, она медленно брела, с заметным интервалом и усилием переставляя ноги.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Преодолевая крутой склон, я кое-как добралась до привала, устроенного девочками прям на обочине дороги, присела в тень и постаралась расслабиться.

Через какое-то время показались Нина с инструктором, и мы узнали, что она еще большая трусишка, чем я и испугавшись коров, вышедших из своего укрытия прямо на дорогу, затаилась и позвала на помощь.

А вообще, в Аксауте, во все последующие дни, мы встречали необычно много пасущихся коров и лошадей, могли бы к ним и привыкнуть. Но — нет, опасались их настороженного взгляда, остерегались, спокойно обходили их как можно дальше, мало ли что на уме у этих животных.

Вскоре, а может быть и не очень, но тем не менее впереди между деревьями показался просвет, а затем мы вышли на огромный, свободный от лесной растительности луг.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Сразу стало как-то веселее, ну еще бы, ведь теперь можно было без помех созерцать все открывшиеся панорамы: слева ущелье с тоненькой лентой реки, над вершинами хребта Мыстыбаши зависли белоснежные облака, а вокруг раскинулся зеленый травяной альпийский ковер.

Дорога проходила мимо утоптанной животными полянки,

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

сделав поворот она заманивала и уводила еще выше. Солнце палило, было жарко и хотелось сбросить лишнее, но ветер, гуляющий на высоте, удерживал от этого опрометчивого шага.

Группа опять растянулась на грунтовой дороге, у горизонта превращающейся в тоненькую тропинку. Первые и самые быстрые уже расположились на привале, остальным же пришлось еще минут пять медленно подтягиваться.

Не стоило забывать и про окружающие нас, совершенно умопомрачительные виды, а для этого приходилось постоянно останавливаться, поворачиваться назад и замирать от восторга. И тогда думалось: И к чему спешка, буду идти самая последняя и воображать, что совершенно одна где-то в далекой, прекрасной стране.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Дотащившись и побросав вещи, присела на природную скамейку — бревно, невесть откуда взявшуюся тут

и огляделась — а здесь тоже великолепно и мы словно на карнизе, так и парим над ущельем. Впереди какой-то совершенно нереальный простор, картина, созданная природой — прекрасная долина Аксаут.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Напитавшись свежим воздухом, зарядившись красотой собираемся и снова в путь, покой нам только снится! Вот совершенно не помню — была ли далее дорога, но мы почему-то следом за инструктором, гуськом, сминая высокую траву полезли по склону вверх, прямо навстречу небольшому табуну лошадей. Дикие животные всполошились, заволновались, суетливо переминаясь с ноги на ногу не знали, как же им поступить.

Мы, испытывая аналогичные чувства, в поисках тропы, старались обойти табун, не причиняя ему неудобства. Но необратимый процесс был уже запущен — вожак запрыгал на месте, взбрыкнул, призывно заржал и буквально сорвался с места вниз, а остальные кони не отставая понеслись за ним.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Отбежав, по их мнению, на безопасное расстояние — остановились и принялись за прежнее, прерванное чужаками занятие.

Поднявшись по склону к одиноко стоящей на обрыве, словно на перепутье, березе,

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

я охнула — взору открылись совершенно другие и не менее прекрасные панорамы.

Перед нами начиналась долина Малого Колчада, внизу блестела на солнышке горная речушка Малый Колчад, вдоль которой мы и продолжим путь.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Взобрались еще чуть выше на пригорок и далее вглубь долины отправились по пологой тропе, протоптанной на склоне хребта. Я облегченно вздохнула — далеко впереди не было видно ни одного подъема, можно идти спокойно, без напряжения и одновременно любоваться новыми видами.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Читала, что где-то внизу неширокая, но очень бурная река Малый Колчад срывается вниз большим водопадом, но к огромному сожалению с нашей тропы водопад не виден. Более того, его даже не было слышно.

Изобилие альпики поражало, а ведь мы поднялись уже почти на 2,5 километра над уровнем моря, а горным цветам в таком климате очень комфортно.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Дальнейшая прогулка по рыжей ленте тропы, извивающейся по цветущему субальпийскому склону, доставляла сплошное удовольствие.

Полянки цветов вдоль тропы служили тормозом, отвлекающим фактором, потому как всем девчонкам надо было непременно запечатлеть каждый вид и подвид. А уж когда впереди показались кустики рододендрона кавказского, всем напрочь снесло голову!

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Где усталость, а как же поход? Какой такой поход? Ради красивого фото все девчонки расползлись по склону, цепляясь за кустики!

А я пока расскажу про рододендрон. Данный кавказский вид с лежащим стеблем достигает в высоту 1–1,5 метра и является представителем горно-лугового субальпийского ландшафта. Эндемик охватывает высокогорья Большого и Малого Кавказа, распространён на высоте 1600–3000 метров над уровнем моря. Цветет начиная с 12 лет, в период с середины мая до начала июня.

В Архызе я застала еще довольно буйные цветущие плантации в конце июня. Но не знала, что рододендрон может цвести и осенью — в октябре. Но это не обязательно и не факт, по настроению. В сентябре, кстати тоже в Архызе, однажды видела одиночный цветок.

Окраска данного вида варьируется от чисто белой, до бледно-кремовой или бледно-розовой — нежнейшая прелесть!

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Нашалившись, продолжили дорогу, а погода меж тем встрепенулась, заволновалась, налетел порыв ветра, белоснежные облака были грубо оттеснены серыми, мрачными, спешащими нам навстречу тучами и остались далеко позади, в долине Аксаут. Ох, и не к добру это, как бы чего не вышло!

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

И если вначале речушка малый Колчад была больше похожа на ручеек, то сейчас она стремительно неслась с горки белоснежной пенящейся лентой.

Менялся рельеф, рельефные скалы сужающейся впереди долины словно нависли над нами, внизу у реки появились первые снежные заплатки, еще не снесенные водой, но уже изрядно подтаявшие.

А впереди предстоял сложный, очень крутой подъем по сыпучей тропе, серпантин которой лишь слегка облегчал продвижение. Карабкаясь вверх, невозможно было не тормознуть у небольших полянок рододендронов, расположившихся по обе стороны тропы. Они словно поддерживали упрямых туристов, радовали их, подбадривали.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Тропинка превратилась в глубокую колею, по которой идти было очень неудобно. Оглянувшись назад, я увидела приближающихся всадников — конный отряд с туристами.

Чтобы не мешать лошадкам и в ожидании эскорта, я уселась рядом прямо на траву, с любопытством разглядывая приближающихся. Видя, как сложно передвигались лошади по трудной тропе, соскальзывали, приседали, оступались, мне было реально жаль животных, о раскачивающихся на их спинах людях я и не думала.

Обратите внимание на ноги последней лошади. Она едва удерживала равновесие.

Меж тем по ущелью вновь пронесся холодный ветер, сгруппировавшаяся облачность затаилась, словно готовясь к нападению. После подъема на первой же полянке, сплошь усыпанной яркими колокольчиками, с панорамой на перевалы Кёль-Чат Западный и Кынгырчад, устроили привал и держали совет.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

За перевалами на высоте 2924 метра над уровнем моря находится огромное озеро Кынгыр-Чад, поход к которому не заявлен в программе тура. Поэтому инструктор предложил: если у кого-то есть запал и остались силы — могут под его ответственность сходить к озеру, типа прогуляться.

Другие же отдыхают и затем в спокойном темпе поднимаются к первому озеру Колчад, расположенному в конце нашего маршрута, готовят поляну для пикника и ожидают ушедших, прогуливаясь по окрестностям.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Слабое звено нашей группы, а это ровно половина, т. е. четверо, сразу же сделали вид, что им и тут хорошо, расселись на полянке, достали из рюкзаков все, что было в запасе из вещей и утеплились. Вторая четверка смелых и бодрых, получив рацию, важно отправилась в самостоятельный поход. Вспоминаю аналогичную доверительную авантюру в последнем походе в ковидной Ингушетии, там поход не увенчался успехом.

Маленький отряд вскоре исчез за холмом, пора было уже и нам отправляться вслед за ними и раз уж наша часть группы во главе с инструктором в общем-то не спешила, то все опять растянулись по тропе. К вершине холма я подошла одна, с опаской прошла мимо очередного табуна лошадей.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Оглянувшись назад, увидела, что Нина плетется вдали и помня ее страх перед коровами — осталась поджидать.

Спустившись уже вместе с холма, по едва различимой тропе мы подошли к самому берегу речки Малый Колчад, бурные воды которой вспениваясь с шумом перекатывались через камни. Все берега были усыпаны ярко-желтым лютиковым ковром, некоторые островки росли прямо на камнях, и вода плескалась вокруг них.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

По камням, поросшим мхом, шагая вдоль реки мы поднимались все выше и вдруг показалось долгожданное озеро Колчад, одно из самых живописных озер Аксаута, расположенное на высоте 2620 метров над уровнем моря.

Озеро не очень и большое, но удивительно живописное, со всех сторон оно защищено горами, прямо перед нами причудливые перевалы Кёль-Чат Западный и Кынгырчад.

Все берега озера и склоны гор, примыкающие к нему, до удивления разнообразны: противоположный левый берег ровный, склон гладкий, берег, где мы остановились, оживляли трепещущие на ветру нежные колокольчики, а чуть далее к перевалам он буквально завален огромными глыбами.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Мне было очень интересно узнать, каковы же размеры озера Кынгыр-Чад, скрывавшегося за перевалом и к которому ушли наши девочки? Открыла карту и увидела, что оно огромное, наверное, раз в 7–10 больше озера Колчад. Эх, жаль, конечно, что силы не безразмерные!

Пока было время, мы все разбрелись по окрестностям, в целях поиска выгодного ракурса, изучения флоры, да и просто для наблюдения за изменением цвета воды в озере в зависимости от освещения. Словно специально для констатации этого феномена из-за перевалов наползла мрачная облачность, спрятав их вершины и яркая бирюза стала более приглушенной.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Цветущая альпика невероятно оживляла горные пейзажи, но колокольчиков было так много, что было жаль наступать на нежные цветы и приходилось выискивать места, где их росло хотя бы поменьше.

Согласно закону природы, речка Малый Колчад вытекает из большого озера Кынгыр-Чад, впадает в крошечное озеро Колчад, а уж потом, вытекая из последнего, спешит по долине.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

В месте выхода ручья из озера устроена своеобразная дорожка из камешков — инструктор быстренько пробежался по ним на другую строну. Я подумала, что вполне себе управлюсь с этим заданием и перепрыгивая через островки с сердечником болотным последовала за ним. Но не тут-то было: скользкие камешки вибрировали под ногами, норовя сбросить меня в воду. Дойдя до середины, я кое-как удерживая равновесие, сделала несколько фото окрестностей, пару роликов и вернулась на устойчивую почву.

Меж тем близилось время обеда, инструктор вскипятил чай, мы накрыли поляну

и пристально вглядывались в ту сторону, откуда должны были спускаться девочки. Погода раскуражилась не на шутку, ежеминутно меняя пейзажи и самые напряженные моменты были связаны с перевалами — вся чернота приползала именно оттуда.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Мы все с облегчением выдохнули, когда на склоне наконец-то появились крошечные, едва различимые фигурки.

Видите крошечные точечки? Это спускаются девочки.

Все так увлеклись наблюдениями за их спуском с крутой горы, да еще и по сыпухе, что не заметили, как на другом берегу показалась группа всадников на лошадях. Это возвращалась с озера та группа, которую мы видели ранее.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Пока мы ждали девочек, налетел сильный ветер, облачность пришла в движение, принимая боевую готовность и даже закапали первые несмелые капли дождя. Следующий порыв ветра из -за перевала быстро разогнал всю эту нечисть, через рваные клочья которой пробился кусочек голубого неба и озеро заиграло новыми яркими красками!

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

Вокруг затихло и буквально на пару-тройку минут на поверхности озера появились отражения.

Но это было лишь временное затишье перед бурей, подготовка к следующему рывку. Мы пообедали, быстренько собрались и отправились в обратный путь. А сзади уже началось — перевалы заволокло дождевыми тучами и так долго сдерживающийся дождь зарядил, не обещая быстро прекратиться. Тропа вымокла и идти было трудно, глина налипала на обувь, а достигнув сложного каменистого участка, я поняла, что после прохождения по глубокой колее лошадей, она стала сложно проходимой для человека.

Почти всю обратную дорогу мы шли, подгоняемые холодными струями дождя, не спасали никакие защитные одежды: ни анораки, ни специальные противодождевые штаны, льющаяся с неба вода умудрялась проникать везде.

Теперь вперед вырвались те, кто на подъемах отставал, мы практически бежали, лишь изредка оглядываясь назад. Остановились лишь у березы, одиноко стоящей на обрыве, дождались всю группу и за самовольное поведение получили нагоняй от инструктора.

Ага, значит одним можно идти самостоятельно в поход аж за перевал, а другим нельзя даже часть группы обогнать?

Остальной путь до базы особо провинившиеся шли позади всех, ну и ладно, подумаешь! Спрятанную камеру я достала лишь внизу, у заброшенного аула Старый Карачай, чтобы запечатлеть хмурые моменты природы. Дождь к тому времени уже выдохся, а белые хлопья облаков красиво парили на фоне зеленых гор.

Аксаут, день 2-й, альпийские луга, снег и озеро Колчад

В лагере мы озадачились просушкой одежды и обуви, почти все отнесли промокшие вещи в дополнительную специальную зону, где стоял обогреватель. Заглянув туда и оценив обстановку, я отказалась от этой сомнительной затеи: в ботинки сунула электросушилку и отнесла их в шатер. В домике регулятор печи мы включили на полную мощность, а мокрые вещи развесили и раскидали везде, где только было можно.

После ужина вся группа устроилась в центре шалаша у костра перед экраном компьютера для просмотра фильма. Но начавшийся опять дождь так рьяно барабанил по крыше, что кроме его ударов больше ничего не было слышно. Мы с подругой решили, что будет лучше, если пойдем в свой домик, запрячемся под теплые одеяла и перед сном полежим, повспоминаем о событиях прошедшего дня.

Активная часть прохождения по маршруту: 15,3 км, перепад высот 1580–2620 м,(1040 м) продолжительность похода 7–8 часов.