Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Архыз — Россия Июнь 2017

База РомантИк.

Водопады.

Аланские храмы.

Накануне вечером в предзакатной дреме и сгущающихся сумерках как-то совершенно неожиданно в воздухе повис вопрос о завтрашнем, нашем последнем дне в Архызе: а что делать-то будем и куда же нам умницам-красавицам-скалолазкам напоследок податься? Вариантов не было, а был лишь оторванный листик с номером гида Ольги. Набираю цифры и после традиционных приветственных фраз выпуливаю информацию о наших шестидневных достижениях, дабы сразу же сориентировать человека на том конце провода на наши возможности:

— Ходили на перевал Иргиз, поднимались на хребет Абишера-Ахуба, а накануне был затяжной пятичасовой подъем к озеру Любви!

— Вы пять часов поднимались к озеру Любви? Ну, тогда вы черепахи!» — не слишком деликатно и вежливо прорезюмировал голос на том конце провода и начал предлагать нам прогулку по заповеднику по ровной местности.

— А мы не сдаем нормы по спортивному туризму и совершенно не пытаемся никого удивлять своими скоростными забегами, ползем и одновременно любуемся и фотографируем (конечно это я о себе!) А вообще-то мы уже бабули! — я сделала контрольный выстрел, на который был возглас удивления:

— Бабули? А голос у вас молодой! Тогда предлагаю прогуляться на перевал Орленок,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

гарантирую — будет интересно! На этом и порешили.

В 8 часов утра полностью укомплектованные мы стояли на трассе на окраине Архыза в ожидании трансфера с гидом. Очень общительная женщина нашего возраста, бесконечно влюбленная в потрясающую природу этих мест, составила для себя несколько не особо сложных маршрутов и водила по ним желающих туристов. Но в этом году, сетовала и горевала она, лето в разгаре, но туристов еще практически не было, работы соответственно тоже и наш звонок возможно спас ее от неминуемой голодной смерти!))

Словоохотливая, в ярком боевом окрасе и соответствующем прикиде, она издали выделялась на любом фоне, тем более на всевозможных оттенках зеленого!

Маршрут начинался от поляны Таулу и был самым оборудованным и приспособленным для трекинга из всех ранее пройденных нами, вернее не весь, а первая его половина: информационные стенды, таблички рассказывали о флоре-фауне здешних мест.

Заплаченных денег своеобразной, вызывающе одетой, разговорчивой гиду Ольге, приезжавшей из Ростова и проводившей в Архызе все летние сезоны, было нисколечко не жаль, сами бы мы уж точно поплутали по маршруту.

Для начала была разминка и затяжной подъем по едва заметной тропе лесистого ущелья, иногда перегороженной поваленными вековыми деревьями, засыпанной буреломом.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Чуть правее проходила старая лесовозная дорога, а слева нас сопровождала горная река Орленок, берущая начало с ледников и на поляне Таулу впадающая в реку Софию. Я постоянно отставала по нескольким причинам: неделя ежедневных походов давала о себе знать, а главным конечно же было любование окружающим лесом, природными красотами и бесконечное фотографирование пейзажей.

Примерно через час мы вышли на небольшую поляну, тишину которой нарушал шум водопада

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

и где преспокойненько паслись коровы и телята, а на берегу бурной горной речки стоял столик с крышей, но почему-то без лавочек. Гидом было дано добро на привал и мы все разбрелись кто попить ледяной водицы, кто поснимать буренок, а также их детенышей, а кто просто вдыхал невероятные запахи летнего разнотравья!

Далее предстоял очень крутой подъем, с набором высоты 130 метров, по серпантинной травянисто-осыпной тропе на скалу,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

откуда с огромным шумом падали тонны ледниковой воды, питающие речушку Орленок.

Постоянно останавливаясь для восстановления дыхания и с наслаждением разглядывая поляны с яркими цветами,

пологие и крутые склоны,

красивые живописные коряги

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

с трудом преодолев этот сложный подъем, мы попали в троговую долину Орленок: впереди маячили огромные заснеженные скалы массива Кара-Джаш,

припорошенные белоснежным покрывалом еще не растаявшего снега, украшенные разноцветной и нежной альпикой,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

а позади, далеко внизу с трудом просматривался поселок Архыз-

потрясающее место, хотелось остаться и провести здесь хотя бы немного времени.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

В этом месте тропа раздваивалась: левая ее часть поднималась на борт морены, уходя к моренным озерам. Правая часть тропы шла по правому борту долины к перевалу Орлёнок, мимо небольшого заросшего озера и пасущихся на берегу диких мустангов.

Этой тропой мы позже вернемся назад.

Но прежде чем идти далее, мы немного погуляли у основания водопада- рождения реки Орленок!

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Невероятное зрелище, небольшой заливчик, воды которого исчезают на горизонте! Но мы то уже знаем, что они питают водопад и спокойные здесь, на верху, бешеной лавиной летят вниз!

Гид обратила наше внимание на камни, усыпавщие дно устья реки, все они были яркого терракотового цвета.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Мелькающие спины девочек вдали, поднимающихся выше и выше по небольшой балке Гнилая, постоянно исчезающие за огромными глыбами морены и холмиками подгоняют меня: нет сил оторваться, повернуться от этого великолепия и уйти, но надо спешить, а то вдруг уйдут далеко и я заблужусь?

Очередной подъем на борт морены и через пару минут мы выходим к чудесному озеру Орленок, находящемуся на высоте 2280 метров над уровнем моря в глубокой впадине, окружённой старыми и корявыми соснами.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Сквозь озеро проходит сильный водоток, да и все озёра в долине — это выходы реки из-под камней морены.

Увидев эту крошку с изумительно прозрачной водой,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

отражающую в себе скалистые вершины, покрытые снегом,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

огромные глыбы, валяющиеся на берегу, и вообще все окружающее, даже нас,

я сказала: " Все, дальше не пойду, останусь тут и надолго!» Гид с пониманием и улыбкой уселась в заросли рододендронов, пощипывая себе в пакетик молоденьких листиков для чая, подруга любовалась озером и окрестностями, а я скакала через огромные глыбы, перелазила с места на место, любуясь чудесным подарком, внезапно возникшим у нас на пути! Как же я люблю водяные вкрапления и в без того потрясающую красоту гор, беспокойные реки и молчаливые озера только добавляют величия каменным исполинам, молча стоящим на страже своих владений.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Время неумолимо тикало, поход еще не был закончен и подгоняемые гидом мы двинули далее, практически без тропы, осторожно ступая по бесконечным камням морены разнообразных размеров,

стараясь не зацепиться за коварные корни рододендронов, в изобилии заполнивших всю долину.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Огромная скальная осыпь, хаос морен и обвалов под склонами массива Кара-Джаш, находящегося слева по ходу движения, практически бесконечна,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

мы были вымотаны, гид строго потребовала убрать технику в рюкзаки и быть крайне осторожными! Наконец-то глыбы закончились,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

показались выходы воды из-под камней

и громкий удивленный возглас нашей сопровождающей: " А где же озеро? Неужели его так сильно засыпали сходы лавин с перевала Караджаш?»

В неглубокой яме под осыпью, на высоте 2350 метров, расположено озеро Тёплое, еще в том году, по словам гида Ольги, бывшее большим и живописным с тёплой водой, в котором туристы купались и даже плавали! Увидев небольшую лужицу, грубо засыпанную камнями,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

ссыпавшимися со скал массива, мы не могли поверить, что в это поверить?

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Рассевшись на крошечных полянках, мы устроили пикник с видом на пики 40 лет НРБ и Таулан -высшую точку массива Кара-Джаш, на перевал Орленок, удивляясь неизбежности, с которой безжалостная морена, как страшное огромное животное ползет вниз, сметая на своем пути все и засыпая то, что еще недавно приносило радость туристам.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Назад Ольга повела нас по другой тропе,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

через шикарные цветущие поляны рододендронов,

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

мимо двух озер, служащих источником питья для мустангов.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

У устья реки Орленок устроили часовой отдых, пили чай, валялись на траве, любовались цветами и панорамами.

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Потом был сложный спуск по серпантинам и тропе из сыпухи.

Навстречу нам стали попадаться туристы: пары, группы, налегке и с тяжелыми рюкзаками. И уже на подходе к мостику через реку Софию-начало нашего маршрута, мы встретили папашу с тремя малышами. Самый маленький плакал, он устал и ни хотел больше никуда идти! Но двое старшеньких уговаривали его, объясняя, что совсем скоро будет беседка и там они отдохнут и спрячутся от дождя. А небо и правда затянуло тучами и вполне возможно дождь мог пожаловать без приглашения и в любую минуту. Но какая беседка? Стол с крышей и без лавок, там невозможно спрятаться, да и идти до него еще с полкилометра круто вверх.

Папа был строг и настойчив, тихо уговаривал малыша успокоиться и через несколько минут они все вновь отправились в поход!

Трекинги по Архызу. Орленок, Орленок — к тебе вместе с гидом!

Воспитание, однако, мы осуждали отца, но возможно именно так, своим примером и надо воспитывать мальчиков! А внизу, уставших и невероятно довольных, нас ждал трансфер до Архыза!

Это был чудесный день и маршрут в долину Орленок невероятно живописен, разнообразен и красив! Рекомендую однозначно и категорически!

Прошли 12 км.

Вот и все, закончилась наша замечательная и незабываемая Архызская эпопея, семь дней, наполненных красотой природы и трудностями маршрутов пролетели, как семь мгновений и мысли, как-нибудь вернуться в эти благословенные края не покидают.