Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Архыз — Россия Июнь 2017

Краткий обзор недельной поездки.

Без гор я скучаю, тоскую и хандрю, к ним готова бежать сломя голову каждую свободную минуту и напитываться энергией, красотой и безмолвным величием. Бесконечно восторгаться, мысленно разговаривать и делиться наболевшим, чувствуя какую-то невероятную связь-это тоже о них! Как лакмусовая бумажка впитывать в себя каждый сантиметр, на что натолкнулся взгляд, запоминать каждое мгновение, дышать чудодейственным воздухом, шагая по лесной тропинке улавливать легкий шелест листвы, плавно опускающейся на землю, замечать изменения вокруг, сопровождаемые сменой времен года….Уезжать, а потом в нетерпении ждать новой встречи, желать ее повторения как можно быстрее и спешить, спешить к ним на встречу! Будет неверно говорить, что это отношение достается лишь горам, нет-оно распространяется и на все их окружение: пейзажи,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

леса, водопады и особенно горные озера!

Моя студенческая подруга Оля в молодости несколько лет занималась горным туризмом и альпинизмом. Надеюсь, вы хоть приблизительно понимаете, о чем я: огромный рюкзак на хрупких девичьих плечах, ночи в палатках, «кошки», ледорубы, замерзшие шнурки ботинок, ранним темным утром не желающие завязываться, обгоревшее лицо, если не вовремя закрыть его специальной тканевой защитой и прочая, прочая, прочая в том же духе! Жуть, конечно, для молоденькой ли девушки такие испытания?

К чему это я? Да к тому, что, закончив этот свой экстремальный период, она думала, что все-гор достаточно и в ее обычной жизни их больше не будет! Но после многих лет редкого общения, наши пути вновь пересеклись и крепко переплелись. Помните мои периодические вылазки на Кавказ в горы Адыгеи? Ну, так последние годы одним из компаньонов в них была именно Оля

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

и не она впервые позвала меня полазать по склонам, а казалось бы должно быть именно так, а я, ни разу не альпинист и своей настырностью и увлеченностью заманив подругу на прежнюю стезю вернула ей, пусть и не прежнюю внешнюю молодость, но слегка позабывшийся восторг от созерцания каменных вершин, приятную усталость после подъемов-спусков и вообще-горы! Начав вместе преодолевать некоторые трудности, оперившись и немного получив навыка, а вернее просто до умопомрачения «заболев горами», я набралась смелости, наглости и замахнулась на более продолжительное самостоятельное путешествие несколько другого формата, чем обычно в знакомый только по названию, Архыз,

предложив Оле разделить со мной эту авантюру. Два года нам пришлось ждать, чтобы сошлись звезды, совпали отпуска, мы готовились морально, покупали какие-то необходимые для походов вещи: рюкзаки, треккинговые ботинки и палки, дождевики, анораки, термосы (а мне его подарил Санта с Туристера!) и прочая! Долго и скрупулезно выбирали дату, чтобы и не зима уже, а весна или даже лето с таянием снегов, озерами, открывшимися ото льда, но вершинами еще покрытыми снежными шапками, бегущими водами рек, буйным цветением альпики и яркой зеленью. За пару-тройку дней до намеченной даты собрались, рассчитали расход продуктов, распределили покупки и вот наконец-то, очень долгожданный день отъезда настал! Как ни трамбовали рюкзаки, все равно у каждой из нас получилось картина, корзина, картонка и маленькая собаченка по большому рюкзаку, маленький в придачу, у меня еще сумка с камерой и пакет с частью продуктов. Успокаивала мысль, что таскать все это у нас получалось по-минимуму, а назад поедем уже без съестных припасов, практически налегке.

23 июня. Билеты Краснодар -Зеленчукская (ближайший населенный пункт к Архызу) я покупала заранее и увидев на автовокзале Краснодара среди больших современных автобусов нечто древнее и маленькое, мы рассмеялись и подумали, что встряли-провести в этом раритете почти целый день (9-05-17-40), около девяти часов казалось полным бредом!

Но других вариантов не было- и даже это недоразумение перевозило своих пассажиров через день. Закинув рюкзаки в багажник, выехали. В начале пути были знакомые места, поселки, ничего интересного. После Псебая окрестности стали более живописные, вдали призывно замаячила гряда Кавказских гор с белоснежными вершинами. Затем, проехав пограничный пост в Карачаево-Черкессию, долго ли- коротко-ли, но слишком утомительный и нудный с частыми остановками переезд, закончился.

В станице Зеленчукской не успели вытащить наши тяжеленные рюкзаки из багажника автобуса, как нас подхватил хозяин турбазы, с которым я держала связь с января, с трудом запихал неподъемные вещи в багажник Мерса (Камни у вас там, что ли?) и лихо домчал 50 км до базы »Лесная сказка»,

Первый домик-сруб-наш!

расположенной на полянке в сосновом бору

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

метрах в 500 от окраины поселка Архыз. Для проживания нам был предоставлен отдельно стоящий деревянный домик -сруб со всеми удобствами, ванной комнатой, тремя кроватями и диваном. Поскольку шкафов не оказалось, то свободные спальные места послужили их заменителями. На одной стене висел огромный бордовый, шерстяной, узорчатый ковер из прошлой жизни.

База с несколькими домиками и длинным бараком с отдельными входами в номера,

двумя кухнями была построена лет семь назад и находилась в очень живописном месте: вокруг огромнейшие сосны, а, выйдя на веранду, мы могли наблюдать за поведением хребта Абишера-Ахуба.

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Затем нам выдали белоснежное белье и провели экскурсию по кухне, находящейся в бараке напротив: в наличии имелось все необходимое из посуды, а также холодильник, газовая печь, столы. В нашем номере не было стола, поэтому, распаковав вещи, мы сразу же застолбили один на кухне, хотя на стол никто особо и не претендовал- народу на базе почти не было, кто-то приезжал, пару-тройку дней тусил и уезжал восвояси.

Поужинав, в наступающих сумерках, нежно опускающихся на долину и обступающие ее горы, прогулялись по окрестностям.

Название поселка Архыз происходит от карачаевского «ариу кыз» — красивая девушка. Он расположен на дне чаши — котловины, обрамленной зелеными горами, поросшими лесом, которые венчают снежные вершины, и по кругу — голубое ожерелье горных озер на высоте 1470 метров над уровнем моря. Это место по праву называют чашей кавказского здоровья и долголетия. И испив ее, уже никогда не забудется очарование дикой природы, кристально чистый горный воздух, голубизна небес и холодный блеск ледников-так написано в интернете, а нам это только предстояло проверить.

Потом договорившись с водителем, предоставленным нам хозяином базы (любой каприз за ваши деньги, но нашим клиентам- дешевле!) о заброске нас завтра утром на УАЗе, мы наконец-то отправились спать.

24 июля, день 1-й. Водопады: Софийские и Казачий.

Рано утром я еще сладко спала и досматривала последний, а может только предпоследний сон, когда вздрогнула от прикосновения к плечу: «Натали, уже половина седьмого утра, мы вставать будем?» Солнечные лучики, пробившись сквозь хвойные колючки сосен и пластиковое окно уже вовсю старались, светили, щекотали и грели.

Постаравшись побыстрее запихать в рюкзаки приготовленные с вечера вещи-панамки-дождевики- крем от загара, наспех позавтракав, приготовив бутерброды, заварив в термоса чай, захватив палки мы забрались в уже ожидавшую нас зверь- машину и отправились на свой первый маршрут.

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Выехав из нашей рощи, километра три УАЗик лихо промчался по асфальту, затем переехал мост через реку Архыз и еще три км петляя зигзагами, ехал по более-менее нормальной проселочной лесной дороге. Выехав на поляну Таулу

с рыночными палатками и многочисленными базами, попрятавшимися в лесу, мы переехали очень странный, практически самодельный, так называемый мост через речку Псыш. Этот мост, по рассказу водителя, несколько лет назад обвалился именно в выходной день, буквально рассыпался на глазах у изумленных многочисленных туристов, находящихся на другом берегу вместе со своими машинами. Была организована не восстанавливающая мост экспедиция, а переправа туристов. Каким образом- сложно даже представить.

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Увидев впереди мемориал в память погибшим в ВОвойне, мы попросили водителя остановить, прошли поближе,

посмотрели, обошли его весь и только потом поехали дальше. Следующие 12 км по проселочной дороге Софийской долины

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

тряслись минут 40–45, периодически останавливаясь, чтобы запечатлеть момент, по таким ямам-колдобинам-ухабам-лужам-рекам,

что, приехав на место, мои руки, держащиеся за ручку на передней панели, пришлось практически отдирать от нее! Это конечно ужас, если учесть, что по этой, с позволения сказать дороге, ежедневно проезжает куча машин с туристами и еще хозяева находящихся там кафешек и сувенирного лотка. Каким-то образом умудряются проезжать туристы даже на легковых авто, расположившиеся в этих дивных местах с палатками! Но оставим грустную прозу жизни, покинем авто и оглянемся вокруг!

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Наконец-то мы там, куда рвалась душа последние два года и можем в реальности видеть красоты Архыза, вдыхать потрясающий чистый воздух, слышать пение птиц и журчание реки София. Сосредоточиться на одном ракурсе не получалось, хотелось охватить все и сразу, глаза разбегались в стороны, голова вертелась, состояние было близкое к тому, что испытывала обезьянка из анекдота-умная и красивая!

Оставив водителя и машину у кафе (там же стоянка транспорта, сувенирный ларек), по хорошо протоптанной тропе

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

мы отправились в путь к самой раскрученной достопримечательности долины- Софийским водопадам.

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Сначала тропа пролегала через лесок с корявыми деревьями и огромными валунами, затем петляла по полянкам, равнина сменилась подъемами, зеленую травку сменили снежники, дорогу преграждали то камни, то огромные глыбы, то поваленные деревья.

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Впереди показался ковер из цветов и приблизившись, я обомлела-рододендроны!

Я много лет мечтала попасть в горы в период их цветения и вот пожалуйста-в первый же день вижу поляны этого красивого горного цветка!

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Преодолевая последний, очень крутой подъем, мы сначала услышали грохот и рев падающей воды, а потом и увидели величественные Софийские водопады,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

мощными струями плачущие в горную речку гигантскими слезами талого снега. И именно с самого большого из них и берет свое начало река София,

бегущая по Софийской долине и км в шести от поселка впадающая в реку Зеленчук, водами которой питается не только вся равнинная часть Карачаево-Черкесии, но и засушливое Ставрополье.

Над Софийской долиной, покрытая снежной шапкой, возвышается гора София,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

высотой 3637 метра и являющаяся второй по высоте вершиной в этом районе. Вершину горы венчает, конечно же, уже не такой могучий как прежде, Софийский ледник

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

и согласно справочникам, впервые он был исследован и описан гляциологом Бушем в 1896 году: «Ледник начинается тремя крупными ветвями, которые соединяются в очень пологое ледяное поле, которое затем вдруг спускается с уступа в виде крутой стены. Река София вытекает из ледника девятью небольшими водопадами.»

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Как видите, все в этом месте называется этим именем-София, но как я ни старалась, так и не смогла найти -почему же, в честь кого?

Стоя на расстоянии и с восторгом глядя на эту безумную мощь, лавиной летящую вниз и разбивающуюся на огромное количество хрустальных капель, тщетно старались перекричать ее. Потом бросив рюкзаки и палки по мягкому снегу осторожно, но как можно ближе приблизились к водопаду, с наслаждением подставляя разгоряченные лица под тысячи ледяных брызг и визжа от восторга!

Софийские водопады.

Архыз. Софийские водопады.

Еще какое-то время провели под самыми струями, любуясь панорамами долины,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

невысоким, покрытым бархатной зеленью хребтом Чегет-Чат, находящимся напротив.

Справа, на стыке льдов и утёсов горы Софии и хребта находится выемка Софийского седла,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

несложного перевала в Кизгыч и у нас была мысль от водопадов дойти и туда, но потом она как-то исчезла, растворилась в водяных струящихся потоках.

До этого момента мы не встретили ни одного человека, но так как время приближалось к полудню, то к водопаду, как самой известной и легко доступной достопримечательности этих мест потянулись туристы. Все смотрели на падающую воду издали, а мы, почувствовав себя смельчачками, наигравшись, отправились в обратный путь и тут обнаружили, что две треккинговые палки у нас какие-то не такие. При более детальном рассмотрении оказалось, что мы потеряли нижние детали от них -плохо зафиксированные внутренние вставляющиеся ячейки просто где-то вывалились. Хорошо начинается отпуск, к моим двум предыдущим дарам горам (шляпа и бленда) прибавились и палки, но делать нечего- из двух комплектов постараемся собрать один! Спускаясь вниз, все время смотрели под ноги в поисках пропажи, как вдруг один парень, из поднимавшейся навстречу группы, протягивая мне деталь, спросил: «А не вы ли это потеряли?»)) Ну вот, как он догадался, что именно я растяпа, но радости не было границ, а пройдя еще далее по снежнику, мы нашли и вторую часть!

На обратном пути дорогу нам преградили лохматые и очень смешные с набриолиненными челками на прямой пробор, буйволы!

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

Навстречу попадались группы туристов, шедших пешком на водопады, среди них были дети разных возрастов! Это нереально сложно и далеко да еще в такую жаркую погоду. Скорее всего идут они от поляны Таулу, а это 14 км в одну сторону.

К полудню мы вернулись на базу, отдохнули, пообедали и отправились на разведку и прогулку в поселок. Пройдя по главной улице Ленина поняли, что дома мы совершенно не владели ситуацией по поводу снабжения поселка питанием. На деле же оказалось, как идти в гости на чай со своим самоваром: продуктовых магазинчиков по обе стороны главной улицы поселка было просто пруд пруди и в них можно было купить все самое необходимое, чтобы не умереть с голоду после тяжелейших треккингов по горам. Другое дело, что после выматывающих походов вряд ли кому-то из нас захотелось бы ползти в магазин за какой-нибудь мелочью, поэтому наличие еды очень даже спасало от голодной смерти.

Заходили в сувенирные лавки в поисках подробной карты местности с тропами и маршрутами, в надежде разузнать, что в окрестностях можно посмотреть в оставшиеся полдня и нас направили в Тебердинский заповедник,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

по которому проходят несколько маршрутов. Заплатив на входе по 100 рублей, мы отправились к одному из них-Казачьему водопаду.

2 км от входа по очень красивому лесу и далее от оборудованного для отдыха места со столиком и лавками направо и вверх по склону.

Вернувшись, постояли у реки,

наблюдая за одним странным рыжим бородачем, загонявшим лошадь в реку на камни, переживая за бедную животинку,

Джиппинги и трекинги по Архызу. Начало. Водопады

потом пошли в кафе, поели местные хычины и запили густым айраном.

Вернувшись на базу, еще погуляли по окрестностям, любуясь вековыми соснами, попытались вдвоем обхватить один ствол руками-не соединились, это значит его диаметр больше трех метров.

Встречались высохшие, умершие деревья, огромные пеньки, оставшиеся после спиливания сосен.

Подсчитав в конце поездки расходы и привезя домой половину суммы, решила воспроизвести для вас все затраты этой очень бюджетной поездки.

Итог 2-х дней:

Затраты на одного:

Проезд 700 руб. (билет + багаж)

Проживание 500 руб х 9 ночей=4500 руб.

УАЗ-1000 руб,

Еда-150 руб.

Итого: 6350–00 рублей.

Прошли за 2-й день-10 км.

День 2-й Софийские озера.

День 3-й. Водопад Баритовый и хребет Абишера-Ахуба.

День 4-й. База РомантИк.