Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Архыз — Россия Июнь 2017

Хрустально-изумрудная россыпь Архыза.

К водопадам.

К Софийским озерам.

К водопаду Баритовый и на хребет Абишера-Ахуба.

К базе РомантИк.

К озеру Любви.

В этот день с самого утра нам наконец-то хотелось делать как можно меньше движений и не исполнять никаких подвигов, поэтому решили совершить, по нашему мнению, легкую прогулку. Еще накануне вечером договорились с хозяином базы и он соблаговолил лично прокатить нас на своем мерсе куда пожелаем!

Пока ехали, рассказывал, какой жуткий ливень и град был здесь пониже накануне, всего в километрах 20–25 от Архыза. Стихия бушевала недолго, но свирепо, разметая все на своем пути. В подтверждении этому мы проехали мимо бульдозера, убирающего с дороги сошедший сель! Однако! А ведь вчера по пути от озера Любви мы слышали зловещие раскаты грома!

Ровно посередине между Архызом и городом Зеленчукским находятся сразу несколько достопримечательностей и начать мы решили с посещения обсерватории, в которой находится радиотелескоп РАТАН-600.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Свернув с трассы на правый берег и проехав мост через Большой Зеленчук, мерс уперся в шлагбаум. Подойдя к охраннику, мы испытали глубочайшее разочарование: обсерватория работает три дня в неделю с пятницы по воскресенье и только до обеда, а сегодня был четверг!

Грустные, мы распрощались с хозяином базы на три часа, отправив его по свои делам, а сами пройдя шлагбаум, минуты через три повернули налево и попали на территорию следующей достопримечательности- археологического музея-заповедника, древнего городища — развалин города Магаса.

Предположительно именно здесь на огромном пространстве площадью почти в сто гектаров была столица и центр патриаршества древнего Аланского государства.

Самыми значительными сооружениями городища, к тому же наиболее хорошо сохранившимися, считаются три Зеленчукских христианских храма, которые мы и шли посмотреть. Их возведение историки относят к десятому веку, именно тогда, по свидетельствам летописцев, Алания и приняла христианство. Расположение городища продумано досконально: с одной стороны — бурная река, с другой — скалистые горы охраняли жителей от набегов завоевателей.

Купив билетики по 100 рублей по обычной проселочной дороге мы отправились в путь, вдыхая аромат полевых цветов.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Я ничего не читала про эти места и как-то так неожиданно для себя выехала на прогулку совершенно неподготовленной: ни воды, ни шляпы, ни легкой рубашки с длинными рукавами, закрывающими от солнца- ничего этого я не положила в рюкзак. А солнце между тем с самого утра палило нещадно и гулять по огромной территории городища нам пришлось почти все время под его горячими лучами.

Среди яркой зелени показались первые здания, практически все полуразрушенные и заброшенные и сразу возникает вопрос- что это, зачем и почему в таком состоянии?

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Совершенно нелепо смотрелись солнечные батареи, устроенные прямо на дереве.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Развалины каменных стен жилых домов, хозяйственных построек, могильники и даже места, где располагалась кузница, а подобное открытие говорит о высоком уровне развития и жизни средневековой Алании.

Некогда, в давние времена, по этой территории древнего Аланского государства проходили караваны Великого Шелкового пути.

В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский Свято-Афонский монастырь, а для постройки зданий монахи использовали остатки древних аланских сооружений. Вскоре монастырь ждала обычная участь храмов -забвение, а постройки были использованы то под лагерь для подростков, то под санаторий, а затем территория монастыря и вовсе была заброшена. Хотя, увидев таблички на покореженных временем дверях, можно надеяться, что придет время и вспомнят о разваливающихся сооружениях и попытаются их сохранить.

Справа по ходу движения мы увидели маленький, почти крошечный, побеленный снаружи, Зеленчукский храм, Южный, или Ильинский, построенный в IX—X веке, и позднее перестроенный уже в русском стиле, входивший в состав подворья богатой аланской семьи и бывший их семейной церковью.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Внутреннее убранство храма очень простое, иконы вряд ли имеют историческую ценность и обладают магической силой, но без сомнения они помогают человеку найти покой, умиротворение. В настоящее время из всех трех сохранившихся и отреставрированных храмов он один является действующим.

Мы купили и поставили свечи, подумали о сокровенном, прошли по периметру храма, натыкаясь друг на друга.

Выйдя из храма, впереди увидели красивое и отреставрированное здание администрации.

Напротив находится небольшое озеро,

на берегах которого археологами была найдена каменная ванна

и крест,

находки датируются 10–12 веками.

Пройдя мимо очередного погибающего здания, больше похожего на общежитие или монашеский корпус,

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

на полянке, посередине заботливо скошенной травы возник Средний или Троицкий храм, заложенный в первой половине 10 века и известный своей изумительной акустикой.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Великолепно продуманная система специальных отверстий, называемых голосниками, — еще одно свидетельство высочайшего уровня мастерства аланских зодчих.

Впервые в 1897 году этот храм был восстановлен монахами Свято-Афонского монастыря и освящен в честь Троицы. Монахи так же проводили в нем богослужения. Рядом с храмом сохранились места древних захоронений.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Очень красивый каменный храм, на фоне гор и разноцветных лугов смотрится просто потрясающе!

До следующего храма надо было идти минут 30–40: луга направо, река налево- красота, если бы не жара.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Монументальное здание Северного, или Георгиевского храма, одиноко стоявшее у подножия горы, наконец-то показалось издали. Согласно одной из версий храм был воздвигнут здесь самым первым в 914—916 годах и был посвящён святому Николаю Чудотворцу.

В средние века ему выпала честь служить кафедральным собором Аланской епархии. Здесь же было обнаружено и женское захоронение и останки женщины, на пальце которой было кольцо, как символ принадлежности к византийской знати.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Стены храма выложены из четко отесанных камней, внутри много арок и все это было расписано красивейшими фресками, не сохранившимися до нашего времени. Сейчас стены аккуратно побелены известью. В соборе сохранилась древняя крещальня, в которой аланы крестились и принимали христианство.

Мне очень нравятся такие сооружения, несмотря на реставрацию и косметический ремонт, глядя на них чувствуешь и их возраст, и тяжесть веков, прошуршавших мимо и оставивших след.

Думаю и хорошо, что сейчас здесь не проводятся службы…

Мы обошли храм по кругу, поднимаясь повыше по склону горы по заросшим травой ступенькам.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Взору открывались замечательные виды!

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Назад идти было гораздо сложнее, мы уже подустали, да и солнце теперь слепило в лицо. Я сорвала огромный лопушок и как панамой прикрыла им запекшуюся голову!))

Кстати, по комплексу проложена вполне нормальная проселочная дорога и многие туристы от храма к храму ехали на авто.

До принятия христианства большинство алан исповедовали культ огня и солнца. Да и после того, как христианская религия прочно обосновалась в древнем государстве, язычество не ослабило своего влияния. Поэтому на территории городища сохранились языческие достопримечательности

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

и самое известное из них- это длинное каменное изваяние, то ли статуя воина-тюрка, то ли фаллический символ язычества, который являет собой олицетворение плодородия, процветания, изобилия.

Рядом находятся руины якобы идеального круга, сложенного из каменных глыб, астрофизического объекта, т. е. солнечного календаря, являющегося предметом изучения уже не одно десятилетие.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

И основной вопрос состоит в том, построен календарь по византийской системе или в нем заложены традиционные аланские принципы возведения конструкций. Но есть и другая версия: из Земли, через центр этого круга, поднимаются огромной мощи энергетические потоки, и кто научится ими управлять, тот и будет властителем всего человечества. Мы попытались увидеть круг и найти его центр, но, несолоно хлебавши двинулись к выходу.

Издали еще раз полюбовались Троицким храмом.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

Подойдя к кассе, уже потеряли способность соображать и произносить слова, поэтому жестами попросили служащего сжалиться над нами и дать испить водицы. Холодненькая, ключевая, она обладала чудодейственной силой. Её в аккурат хватило на преодоление однокилометровой тропинки по трассе в сторону Зеленчукской

и на подъем по хорошо оборудованной лестнице из 100 ступеней

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

к еще одной, очень нашумевшей достопримечательности этих мест.

Скала, где нарисован Лик Спасителя,

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

строго обращена на Средний храм.

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

И как утверждают историки, именно это и есть духовная связь между этими таинственными находками, а также это указывает на один исторический период их создания — и Лика, и древнего Аланского патриаршества.

Спустившись вниз, увидели уже ждавшего нас хозяина базы, мирно дремавшего в раскаленной под лучами жаркого солнца, машине.

А вечером, отдохнувшие, отправились в кафе «Барбарис» и насладились местной кухней,

Трекинги по Архызу. Аланские храмы

а также запеченной озерной форелью, сочной и невероятно вкусной!

А еще, мы совершенно случайно познакомились с молодой парой и это знакомство решило проблему нашего обратного переезда домой: молодые люди были из Краснодара и сами предложили взять нас с собой. Так и получилось, что уехали мы из Архыза на день раньше-ну не дурынды ли?