Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Карачаево-Черкесия — Россия Июнь 2022

Пора мне уже заканчивать делиться впечатлениями о своем летнем отдыхе в Аксаутском ущелье, затерявшемся в Зеленчукском районе и считающемся одним из самых живописных в Карачаево-Черкесии.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула
Слева на фото едва заметны дети, специально оставленные мною для контраста размера и высоты деревьев.

Наступил последний трекинговый день и выносливость нашей группы была опять распределена инструктором поровну. Подъем к горным озерам мимо серебристых водопадов на реке Ходюк предстоял по очень крутому хребту, заросшему сказочным пихтовым лесом и расположенному в Аксаутскогом ущелье в 10 километрах от базы.

Для облегчения нашей физической нагрузки предстояла заброска группы на машине к началу подъема.

Слабому звену был предложен облегченный вариант: до начала маршрута едем все вместе, затем поднимаемся к самому большому водопаду и все — дальше свой темп без фанатизма и спокойное возвращение на базу. Наши горные лани следуют дальше к озерам, часам к пяти спускаются вниз и их забирает машина.

Позавтракав, расселись в машине, мне досталось козырное место — рядом с водителем. Дорога проходила через заброшенный горный аул, об истории которого я вам обещала рассказать и вот, пока мы черепашьим шагом тарахтим по проселочной дороге, я и восполню этот пробел.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

В Аксаутском ущелье словно специально создано все, что нужно для счастливой жизни: хрустальные горные реки, плодородные земли, богатые дичью и растениями леса.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Склоны гор ущелья покрыты густым заповедным лесом, вершины венчают белоснежные шапки ледников. По долине, словно редкостные жемчужины, разбросаны огромные реликтовые сосны, своими верхушками задевающие низко парящие облака.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

В 1829 году, после подписания Андрианопольского мирного договора между Российской и Османской империями, поставившего точку в русско-турецкой войне 1828–1829 годах, территория Карачаево-Черкесии вошла в состав Российской империи. Примерно в это же время в верховьях Аксаутского ущелья возникло село Схауат (стойбище, стан).

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

За счёт удачного расположения: неподалёку находились богатые горные пастбища, а через ближайшие перевалы проходили дороги, связывающие аул с соседними долинами, Схауат процветал, рос и богател.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Жители горного поселения занимались разведением скота и торговлей товарами собственного производства: мясом, молочными продуктами и шерстяными изделиями.

После революции аул Схауат переименовали в Красный Карачай и на его основе был создан колхоз. К началу 1940 года процветающий аул насчитывал 300 дворов и более 1800 жителей, но грянула беда и разом пришел конец счастливой жизни: в 1941 году все мужчины Красного Карачая, умеющие держать в руках оружие, ушли на фронт.

А летом 1942-го года территорию современной Карачаево-Черкесии оккупировали немецкие войска и страшная война пришла в горный аул. Фашистские захватчики стремились установить контроль над Кавказом, открывающим путь в нефтедобывающие районы, на Ближний, Средний Восток. С этой целью в горы Кавказа Гитлер отправил обученную, полностью укомплектованную, обеспеченную специальным снаряжением и оружием группу горных стрелков »Эдельвейс».

Самые ожесточенные бои шли за горные перевалы и основная масса немецких войск шла по Марухскому перевалу, путь к которому как раз и проходил через аул Красный Карачай.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Защитники перевала гибли не только от пуль, но и от голода и обморожений. Жители аула помогали солдатам чем могли, собирали по селам теплые вещи и провизию, организовывали партизанские отряды.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

В 1963 году вышла книга авторов Владимира Григорьевича Гнеушева и Андрея Лаврентьевича Попутько «Тайна Марухского ледника», написанная по воспоминаниям непосредственных участников страшных событий. После выхода ее в свет, на указанный в книге адрес, нескончаемым потоком пошли письма-воспоминания, и авторы еще долго дополняли документальное произведение.

В январе 1943 года фашистские войска выгнали с Кавказа и территория республики была освобождена. Но совсем недолго продолжалась спокойная жизнь: с 2 ноября 1943 года началась массовая насильственная депортация жителей кавказских республик в Среднюю Азию, и карачаевцы первые попали под эту нечеловеческую жестокую гребенку.

Из Красного Карачая было выселено 1696 человек, проживавших на тот момент в ауле, жалости и снисхождения не было ни к младенцам, ни к старикам. За годы депортации от голода, инфекций и других лишений умерла большая половина жителей аула Красный Карачай- 1005 человек.

В 1957-м году насильственно депортированных жителей реабилитировали и разрешили вернуться на свои исконные земли. Но увы, отдаленное, сильно разрушенное горное селение так и не удалось вернуть к прежней жизни.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

В день отъезда у нас была пара часов свободного времени, и мы вновь пришли сюда:

руинированные дома заросли травой, пустые глазницы выбитых окон навевают грусть…

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Но жизнь теплится в славном Красном Карачае, потихоньку возрождается: появились новые дома, животноводческая ферма.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

На просторах долины перед аулом построены две усадьбы,

одна так вообще одиноко стоит на самом берегу беспокойной реки Марки.

Вернемся к нашей поездке: перевалив через холмы, переехав пару мостиков наш закаленный в поездках по бездорожью транспорт завернул на финишную прямую. Лобовое стекло было далеко от совершенства, но тем не менее я с удовольствием любовалась проплывающими мимо пейзажами и картиной, открывающейся впереди.

По фото вы уже, наверное, видите, что ничего нового я не показываю.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Да, да, часть Аксаутского ущелья уже мною пройдена и изучена, вернее пять ее километров. Если бы я знала, что так и будет, то в дождливый и хмурый день отправилась с основной с группой, а не уединилась с двумя девочками. Но как известно — красоты много не бывает, значит сегодня будет прохождение пройденного, тем более погода благоволит.

А мы тем временем проехали ферму, где нас напоили чаем далее окрестности были уже не знакомы, поэтому я изучала их с интересом.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Наконец приехали к началу старта, но следует отметить, что эти 10 километров мы ехали больше получаса, поэтому с огромным удовольствием покинули авто.

Передохнули, проверили обмундирование и в путь, с первых же шагов оказавшись в прекрасном хвойном лесу. Крутой и затяжной подъем по едва заметной и засыпанной хвойными листиками тропе, преграждаемой высохшими корнями и поваленными деревьями показался сказочным.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Но чтобы насладиться этой красотой, надышаться запахом утренней хвои, следовало идти как можно медленнее и с частыми остановками.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Поэтому наше слабое звено быстренько подустало и отстало, проводив основной костяк пожеланиями счастливого пути! Уф, освободившись от опеки инструктора и уже слыша звуки падения воды с высоты, мы стали подниматься медленнее, выискивая так называемые смотровые площадки с видом на водопад. Но в действительности это могли быть лишь просветы между плотно растущими стволами деревьев.

Приблизившись к водопаду, стали искать место для приемлемого обзора его сверху, но не тут-то было: природа словно специально позаботилась о сокрытии падающей сверху воды от постороннего взора. Девочки стали спустились немного ниже и смогли пробраться к основанию водопада. Я же не теряла надежды и по огромным камням, покрытым мхом, цепляясь за корни-ветки, скользя по сухим листьям кое-как нашла небольшое обзорное окошечко.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Сделав пару-тройку кадров, сняла столько же маленьких роликов, которые потом соединила в один. Затем продела перечисленные выше манипуляции, но в обратном порядке, с помощью палок еле-еле смогла выбраться на тропу.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Спустившись ниже по склону, присоединилась к девочкам, любующихся чарующим потоком падающей по каскадам воды. Затем мы расположились на плоских, разогретых солнцем камнях и какое-то время зачаровано сидели, созерцая бесконечные хрустальные струи, с шумом низвергающиеся вниз и потом стремительно несущиеся далее, в долину.

Как известно на воду в таком подвижном, живом формате, можно смотреть бесконечно.

Уж и не знаю, сколько мы так сидели, но пора было уже спускаться вниз. По пути внимание привлекали различные лесные детальки, коряги, шишки, крошечные симпатичные ели.

Скажу по секрету, но мы не удержались и выкопали себе по одной малышке. Моя сейчас растет на цветочной грядке у подъезда, зелененькая, зиму пережила.

Спустившись в долину, не спеша и с частыми остановками отправились в обратный путь, первая половина которого была нам не знакома.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

По фотографиям будет видно, насколько часто менялась погода, она показывала свой переменчивый и непредсказуемый характер. Но идти по незнакомой местности было интересно, поэтому на ее капризы мы не обращали внимания, главное, что не было дождя. Вскоре вышли к импровизированному шлагбауму, который я уже видела из окна машины, но сейчас можно было в деталях рассмотреть его нехитрое устройство и прочитать рекомендации.

Пройдя небольшой участок леса, мы вышли в долину и вдали показался Мемориал, установленный в честь партизан, подпольщиков и всех погибших в Великой Отечественной войне в битве за Кавказ.

Всю дорогу нас сопровождала река Марка и мы часто уходили с дороги и подходили поближе к ее живописным берегам.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

На фото ниже видно дерево, которое оказалось слишком близко к берегу и кто знает, сколько ему еще удастся удерживаться на высоком берегу.

В одном месте остановились, уселись на стволе поваленного дерева и пообедали.

Как и в прошлые прогулки по долине Аксаут мы встречали самый разнообразный домашний скот. В этот раз повезло увидеть лохматого и важного предводителя буренок. Огромного труда и смелости стоило остановиться и дрожащими от страха руками сделать фото. А он, словно султан в своем гареме, царственно и снисходительно поглядывал на мелких людишек.

Долина Аксаут, хрустальный водопад и история горного аула

Вот и закончились мои рассказы о чудесном Аксауте, позади еще один этап изучения Северного Кавказа, чудесного, прекрасного, заряжающего энергией гор и великолепной природой. А значит впереди меня ждут новые походы.