Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 11:59

Карачаево-Черкесия — Россия Июнь 2022

Первый походный день всегда особенно волнительный, выясняется подготовка группы, выносливость и выдержка каждого, общая сплоченность. Именно в первом походе можно проследить и терпимость к слабому звену, а оно, как правило, присутствует. Лично я всегда слегка радуюсь, когда обнаруживаю, что в команде есть кто-то слабее меня, а это значит, что при особо сложных и затяжных подъемах вся группа будет ждать не меня одну.

Если вы помните, то команда у нас в этот раз была маленькая, всего 8 девочек и так уж случилось, что выносливостью она была поделена почти поровну. Четверо из коллектива были ну просто сайгаки, гончие, двое так себе, ну, а еще двое (одна из них -я), можно сказать — самое слабое звено. При чем я слабенькая лишь на подъемах, ну, а вторая девочка все время плелась далеко позади, ее постоянно приходилось ждать. Вот в таких ситуациях особенно и проявлялся сплоченный дух команды — никто не нервничал, не злился, все понимали и входили в положение.

Вопрос: а зачем лезть в горы, если силенок не хватает — не возникал. Ведь и так понятно, что изумительная, удивительная природная красота не находится в пешей доступности.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Чтобы своими глазами увидеть горные озера, снежные пики, водопады надо хорошо потрудиться, а увидев однажды, сложно отказаться от повторения. Вот такая история.

Я уже писала, что разработанные маршруты высокогорные, в течении всего тура они проходили на высоте от 1580 до 3055 метров над уровнем моря. Перепад по маршрутам конкретно варьировался от 850 до 1250 метров, т. е. чтобы вы понимали, это равносильно подъему на 280–415 этажей. Не слабо, однако!

Заявленная протяженность всех маршрутов за 5,5 дней — чуть больше ста километров, но основная нагрузка легла на 2 последних дня — это 51,3 километра. Но сразу успокою вас, я и мне подобные звенья команды с радостью воспользовались разрешением инструктора сократить эти два маршрута до вполне себе комфортных.

Ну, а самый первый поход у нас был коллективный, никто и не помышлял отколоться, остаться на базе халтурить или что-то в этом роде. Да и разве можно было прямо с пылу-жару показать свои слабые стороны?

Вечером в день приезда Анатолий пригласил всех в шатёр, пообщаться, познакомиться. Мы с моей подругой немного посидели и отчалили в домик, хотелось побыстрее подготовить снаряжение и улечься спать — ведь завтра первый и такой волнительный день.

В 8 утра нам был приготовлен сытный завтрак, затем все рассовали по рюкзакам сухпаек (бутерброды, фрукты, конфеты, орешки, консервы, бакалея и прочее) предназначенный нам на обед. Петр упаковал прибамбасы для чая, и мы отправились в путь.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

С первых же шагов, едва мы вышли за территорию базы и покинули хвойный лес со стройными, изящными деревьями, показались стоящие на некотором удалении друг от друга реликтовые сосны с массивными стволами и раскидистой мощной кроной. Нигде больше я не видела таких огромных деревьев, они типичны именно для долины Аксаут.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Дополняли картину массивности огромные каменные глыбы, хаотично разбросанные по полянам. Перед спуском к реке Аксаут домашние животные, в огромном количестве встречающиеся нам все время, устроили себе роскошное лежбище с потрясающими панорамами на горы и леса.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Есть еще один очень интересный, даже увлекательный момент в аналогичных турах — это неведение. Ты, полностью доверившись, слепо шагаешь за инструктором, а он в который раз уже идет по одному и тому же знакомому маршруту. Для тебя каждый шаг- это новый вид, объект, панорама и все это доставляет неописуемое удовольствие. Ты детально не знаешь, что ждет впереди, в общих чертах, конечно догадываешься, но вот что предстоит сию секунду — полный сюрприз.

А нам в тот момент предстояло следующее: подойти к проволочному ограждению, через который пущен ток — защита для животных, стать на деревянный столб, как можно аккуратнее перелезть через это ограждение, желательно не зацепив его и спрыгнув на землю с облегчением выдохнуть! Но обольщаться не стоило, потому как впереди уже поджидало следующее препятствие в виде своеобразного мостика из двух толстых бревен, переброшенных через реку. А чтобы продолжить маршрут, нам надо было попасть на другой берег, т. е. вариантов кроме бревен не было.

У меня оказалось лишь одно фото, подтверждающее вышеизложенное, сделанное на обратном пути, а вдали как раз и видна манипуляция с перелезанием через ограждение.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Барьеры и препятствия преодолены и вздохнув с облегчением, мы продолжили путь. Пересекли долину поперек,

прошли мимо небольшой фермы,

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

полюбовались стройными лошадками, не обращающими на нас никакого внимания. Для них главное — это еда, растущая в огромном количестве прямо под ногами.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Впереди высился хвойный лес, что он скрывал, нам было пока не ведомо. Но инструктор сделал привал на берегу горной речушки Облчат — впереди нас ждал изматывающий сложный и очень крутой затяжной подъем.

Отдохнули, пополнили запасы воды и растянувшись на тропе, соизмеримо каждый своему темпу, двинулись вверх.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Лес зачаровывал, по обе стороны широкой тропинки начиналась сказка: поваленные деревья, старые пни, земля, усыпанная шишками и хвоей, толстые скрюченные корни, выступающие из земли и расползающиеся в разные стороны словно щупальца огромного осьминога.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Порой тропа сужалась и раскидистые ветви деревьев соединялись, закрывая от нас небо.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Передвигаясь вверх по крутому склону, я трудилась изо всех сил, усердно преодолевая сложности подъема, периодически пыталась нормализовать постоянно сбивающееся дыхание. Останавливаясь на минутные фотопаузы, радовалась возможности замереть, застыть и дать телу пусть и кратковременный, но все же отдых.

Фигурки вырвавшихся вперед девчонок маячили где-то далеко,

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

затем и вовсе скрылись — привал. Приблизившись к ним, я оглянулась — одна девочка была еще далеко внизу, бедная!

С крошечной полянки в просвете между деревьями как в рамке из хвойных веток открывались прекрасные виды,

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

а рядом, среди высокой травы виднелись кусты ярко-желтых рододендронов.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Привалившись к стволам близлежащих деревьев, расслабленно наслаждались чудесной погодой и отдыхом перед последним сложным подъемом. Первые минуты после отдыха все шли четко друг за другом и в моих глазах мелькали лишь кроссовки впереди идущего. Затем, как это обычно и происходит, вереница растянулась и расстояние между мною и вперед идущими быстро увеличивалось. Затем еще нагрузка, еще жесткий рывок и ура — мы наконец-то покинули лес вышли на открытую местность.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Все побросали палки — рюкзаки, кто-то сразу же плюхнулся на траву,

а другие разбрелись в разные стороны в поисках лучших панорам и ракурсов. Простор поражал, восхищал, улыбка удовольствия не сходила с лица и куда делать усталость, только что не дававшая сделать ни одного лишнего шага? Величию природы по силам мгновенно восполнить всю утраченную человеком энергию, наполнить свежими живительными струйками каждую клеточку организма.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Погода между тем стала меняться, со стороны хребта Мысты-баши, куда нам предстояло идти, показались тучи, словно предупреждая — не шалите, а то как налетим, да как напугаем!

Поднявшийся ветерок энергично прогуливался по живописному разнотравью, создавая иллюзию беспокойных морских волн.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Собравшись, мы отправились далее, все вверх и вверх по серпантину.

Вскоре появились одинокие сосны. Некоторые, огромные, важные, подпирающие своими макушками небо,

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

другие коренастые, корявенькие, при попытке удержаться, устоять изо всех сил цепляющиеся корнями за склон горы.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Мы еще немного отдохнули и опять продолжили трекинг. Тропинка иногда, словно бы сжалившись над запыхавшимися туристами, уходила влево и какое-то время вела нас практически горизонтально. О, это был кайф и наслаждение, а еще можно было одновременно спокойно идти, наслаждаясь панорамами и отдыхать, восстанавливая дыхание — ведь смена нагрузки, вернее ее существенное уменьшение, это и есть отдых.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Откуда-то сверху, изящно извиваясь спешила вниз, до воссоединения с речушкой Облчат, горный ручей. А далее они вместе, общим потоков уже вливались в широкую реку Аксаут.

Пополнив запасы воды, освежив руки и лица в ледяной воде, отправились далее. Слева, далеко внизу, на расстоянии почти в километр, распласталась долина Аксаут, огражденная горами, за пики которых словно зацепились плотные живописные облака.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Вскоре появились альпийские луга и это стало новым и весьма значительным поводом для остановок, ведь каждый цветок так и просился в объектив и тут уж вся наша команда была солидарна. Смешались все: слабые, сильные, черепахи и сайгаки — против красоты природы все бессильны!

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Подгоняемые друг другом достаточно отдохнувшие после продолжительных фотосессий, мы все смеясь, почти побежали далее по склону горы.

Препятствия в виде огромных валунов и неожиданно возникающих обломков породы уже не пугали, ведь мы были уже на хребте перевала, практически достигли цели, да и подниматься выше уже не надо было!

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Вскоре комфортная часть маршрута, пролегающая по горному гребню хребта Мысты-баши среди бархатных изумрудных склонов и буйно цветущей альпики подошла к концу и мы, наконец -то, оказались у цели сегодняшнего дня! Вот он-горный гребень, называемый «крышей Аксаута»,

Найдите две крошечные фигурки, оставлены для восприятия масштаба гребня.

с которого во все стороны открываются потрясающие панорамы.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Побросав рюкзаки и палки по гребню мы все устремились ближе к его началу, наивные, полагая, что окажемся на краю гребня. Но это обманчивое восприятие масштабов. Позднее, находясь внизу, мы увидели, что гребень плавно переходит в пологий склон горы.

Инструктор мгновенно оценив ситуацию и по всеобщей эйфории группы поняв, что скоро нас с этого места не сдвинуть, дал время, а сам отправился в обратный путь до реки, чтобы там устроить привал и к нашему возвращению вскипятить чай.

А мы все порхали с одного места на другое, садились, ложились, прыгали, визжали — в общем не зря же Аксаут переводится как «красивое место»!

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Оно было замечательное, мы наслаждались буквально всем, даже свернувшаяся клубком на едва заметной тропе змеюка, не смогла испортить мне настроение! Отбежав от нее подальше, я продолжала любоваться красотой открывшихся горизонтов и панорам- все ущелье Аксаут была у наших ног и можно было как по карте рассматривать ее в деталях!

Мы могли любоваться множеством горных хребтов, облаками, зависшими над их вершинами, а далеко, в конце ущелья находится и великолепная гора Аксаут с одноименным ледником. В ту сторону нам еще предстоит отправиться позднее.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Прошло, наверное около часа, когда мы стали поторапливать друг друга — пора было уже отправляться в обратный путь, да и хотелось подкрепиться, испить горячего травяного чая.

Шли не спеша и словно бы нехотя. Инструктор уже заждался нас и дремал, улегшись на мягкой, нагретой солнышком траве рядом с речкой, резко устремлявшейся вниз по склону горы.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Пообедав, отправились далее. Назад дорога всегда быстрее, для меня так и гораздо легче, поэтому я и шагала в первых рядах. Достигнув одной огромной сосны,

девочки нарвали молоденьких шишек, а придя на базу отдали их хозяину. На следующий день мы могли пить чай с вареньем, но вкус шишечек я не поняла, мне больше понравился сироп.

Затем внизу опять вариации на тему река-бревно-ограда. Зону отдыха в этот раз заняли лошадки.

Аксаут, день-1-й. Трекинг на «Крышу Аксаута»

Снизу мы могли, уже со знанием дела, охватить взглядом маршрут, по которому только что прошли и увидеть линию хребта Мысты-баши его гребень и конечную точку, до которой смогли подойти. На фото ниже эта точка видна слева, а далее пологий спуск вниз.

Придя на базу все как-то гармонично рассредоточились, не мешая друг другу- душ, отдых в домиках и гамаках, чай с печенюшками и конфетами. К кухне, с противоположной стороны от входа, была устроена дополнительная зона — стол, раковина, печка и все желающие в любое время могли разогревать себе чай-кофе. Маша, тем временем, хлопотала с ужином.

Первый день подходил к своему логическому завершению и был он чудесным и мы все справились с поставленной задачей!

Активная часть прохождения по маршруту: 17,1 км, перепад высот 1600–2450 (850)м, продолжительность похода 7–8 часов.