Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:18

Вирпазар, Река Черноевича — Черногория Октябрь 2022

На границе с Албанией, окружении живописных гор Динарского нагорья, находится Скадарское озеро — самое большое озеро Балкан. Ему мы посвятили целый день, и это был один из самых чудесных дней наедине с природой Черногории.

На реке ль, на озере...

Утром, выехав из Будвы, двинулись в северо-восточном направлении, и первую остановку сделали в горах, чтобы полюбоваться сверху завораживающей панорамой реки с заковыристым названием «Црноевича».

Выверенной крутой петлёй река огибала высокую гору и убегала в даль, сверкая в лучах солнца.

На реке ль, на озере...

А там вдали, до самого горизонта прорисовывались изгибы горных вершин, синеватые в утренней дымке и бесконечные, словно морские волны.

Отдав должное фотопаузе, начали постепенный спуск к истоку реки, и виды, пусть не такие космические, как общая панорама, оказались тоже весьма живописны.

Вода в реке в 2022 году поднялась довольно высоко, затопив берега, и теперь можно было видеть целые группы деревьев, похожие на островки, стоящие посреди спокойного потока.

Риека Црноевича

Река не быстрая и не большая, всего 13 км длиной, стала известна в 15 веке, когда в её истоке образовалось поселение Обод, имевшее, благодаря реке, торговый выход в Скадарское озеро, а через него в Албанию и дальше, к Адриатическому морю.

На реке ль, на озере...

Тогда, в 15 веке, здесь находилось имение династии Црноевичей, и какое-то время скрывался Иван Црноевич — основатель города Цетине и один из черногорских князей. Эта фамилия и дала название самой реке и городу.

Когда-то город успешно развивался, именно здесь была открыта первая черногорская типография, работала также фабрика по производству искусственного жемчуга из чешуи рыб, но в конце 19 века власти Черногории, получившей независимость, построили дорогу из Цетинье в Подгорицу, минуя Риека Црноевича. Жизнь в городке, оказавшемся в стороне от основных путей, постепенно пришла в упадок.

На реке ль, на озере...

Сейчас Риека Црноевича, конечно, никакой не город, а посёлок в одну улицу, с населением в 200–300 человек. На сегодняшний день местечко живет туризмом, в основном, в летнее время. Сюда сбегают отдохнуть от летней жары черногорцы из столичной Подгорицы, или гостят по несколько дней любители рыбалки. Но подавляющее большинство туристов приезжают в Риека Црноевича, чтобы совершить лодочный тур по одноименной реке и Скадарскому озеру.

У нас была та же цель, но, к моей радости, мы не стали немедленно подниматься на борт, а сначала вдоволь погуляли в посёлке, на берегу реки. В первую очередь уделили внимание единственной достопримечательности — каменному мосту 1853 года постройки.

Данилов мост был построен в правление Данило I Петрович Негоша, в память его отца. С одной стороны к мосту примыкала резиденция короля, но она не сохранилась, зато желающие могут посетить ресторан «Мостина», который сейчас стоит на этом месте.

На реке ль, на озере...

Я уже упоминала, что посещение сёл и деревень Черногории не было для меня каким-то особым откровением, но всё же создавало особый настрой и прекрасный фон для общего восприятия страны. Вот и прогулка в Риека Црноевича запомнилась, как кладезь сюжетов для начинающего пейзажиста)

Изучая природные картинки вдоль берега, я приметила один «готовый пейзаж» с рыбацкой лодкой, удивительно напомнивший лодку в парке Клода Моне в Живерни.

На реке ль, на озере...

Пройти мимо не смогла, полезла фотографироваться на идеальном фоне, и тут приключился казус… Ступив одной ногой на абсолютно сухое и крепкое с виду днище, почувствовала, как доска пошла вниз и я, теряя равновесие, успела перенести внутрь лодки и вторую ногу, с размаху шлёпнувшись на сидушку. Доска же полностью провалилась, и днище немедленно заполнилось ледяной речной водой, мне по щиколотку. Оставалось состроить «хорошую мину», успокаивая себя, что обувь загубить допустимо, а фото — ни в коем случае.

Как ни странно, промочив ноги, почувствовала себя только лучше, прямо некая приятная бодрость образовалась) А тёплое осеннее солнце кочегарило всё сильнее, так что про хлюпающие туфли я вскоре забыла, даже не заметила, когда они просохли. Тем более, что наш речной круиз начался, и появилось множество отвлекающих внимание факторов. Точнее, очень привлекательных видов.

Река Црноевича и Скадарское озеро

Довольно вместительная посудина, арендованная для одной-единственной нашей группы, давала простор для постоянных перемещений в поиске наилучших ракурсов. Пока все толпились на верхней палубе, я успела обойти весь кораблик, и в результате пристроилась на носу.

Солнышко пригревало, лёгкий ветерок слегка ерошил волосы на голове, одиночество располагало к блаженному созерцанию, и только фотоаппарат не давал покоя рукам, спешившим, по привычке, захватить в плен объектива как можно больше.

Окружающие горы, покрытые лесом, уже прихваченным осенним увяданием, радовали глаз обилием красок.

На реке ль, на озере...

Восхищало разнообразие прибрежной растительности: местами на воде целые участки были скрыты листьями кувшинок. Как жаль, что в октябре они уже отцвели! Живописные заросли тростника, как и некоторые деревья, были прилично подтоплены из-за высоко поднявшейся в этом году воды.

Кстати, по той же причине урожай водяного ореха, который ежегодно собирают в сентябре, жарят и продают как местный специалитет, оказался в этом году основательно загублен. Водяной орех ещё называют «Рога дъявола», но рассмотреть диковинное для меня растение не получилось: листья на воде я с трудом могла отличить от тех же кувшинок, а сами плоды скрывались под водой (из-за чего и гнили, как я поняла из объяснений гида).

В общем, уровень воды в реке и озере имеет огромное значение, и поэтому было не удивительно, что повсюду, через каждые метров 50, здесь установлены мерные столбики. Что занятно, пустующим из всех был только один, думаю, что из-за заострённого навершия.

На реке ль, на озере...

На всех остальных дежурили хищные птицы. Мы проплывали мимо цапель, бакланов и чаек, которых этот факт несколько тревожил, но за редким исключением, никто не срывался с облюбованного места и не прерывал процесс охоты.

Птиц на озере обитает великое множество! Вместе с теми, которые прилетают для временного проживания, количество пернатых, одновременно пребывающих в этом месте может доходить до двухсот тысяч!

Так что не только по причине природной красоты Скадарское озеро включено в один из пяти национальных парков (со стороны Черногории) и имеет международный охранный статус.

Местной гордостью и одной из редчайших птиц, обитающих на Скадарском озере, является кудрявый пеликан (Pelecanus Crispus). Еще недавно этот вид птиц был под угрозой вымирания, но черногорские ученые, обратившись для помощи к французским, немецким и албанским, сделали все, что могли для его сохранения.

кудрявые пеликаны - фото из музея Национальных парков

Нас предупредили честно, что кудрявых пеликанов мы вряд ли сможем увидеть, они по большей части прячутся в кустах и зарослях тростника. Однако, во время круиза нам всё же повезло заметить этих крупных птиц. Только слишком далеко, чтобы пытаться сделать толковое фото без специальной техники. Я не расстраивалась, ведь главное, что пеликанов увидела, а фотографировать была рада любых птиц, которых «доставал» зум.

На реке ль, на озере...

Сезон почти сошёл на нет, так что по озеру плавало не так много экскурсионных корабликов, из более-менее крупных — только наш, ещё периодически на глаза попадались рыбацкие лодки и небольшие судёнышки, нанятые для частных экскурсий.

На реке ль, на озере...

Пока я развлекалась, наблюдая за птицами, лодками и постоянно меняющимися окружающими пейзажами, на верхней палубе выставили угощение. Обычно в таких случаях предлагают сделанную тут же на мангале рыбу или шашлыки, но наш «набор» был нестандартным: море выпивки, от вина до крепкой ракии и чудесные, свежайшие пончики.

Миллионы лет назад Скадарское озеро было заливом Адриатического моря. Сейчас только река Баян соединяет озеро с морем, а основная масса пресной воды (62%) поступает в озеро из реки Морача. В том месте, где Морача впадает в Скадарское озеро, построен мост и находится деревня Вранина — частое место остановки во время круизов.

Skadar Lake Bridge

Но мы проплыли чуть дальше, и через реку Црмница зашли в другой популярный городок на Скадарском озере — Вирпазар.

Вирпазар

Вирпазар — маленькая рыбацкая деревня, в наше время ставшая туристическим центром, поскольку здесь, как и в Риека Црноевича, можно приобрести экскурсии по озеру.

На реке ль, на озере...

Негласно именно Вирпазар является своеобразной «столицей» Скадарского озера, а точнее, одноименного национального парка.

Визитной карточкой Вирпазара, на мой взгляд, можно считать Памятник партизанам и героям Второй Мировой войны, стоящий на высокой горке у моста.

Памятник виден издалека, едва только подплываешь к Вирпазару. Простое, но выразительное архитектурное решение. Фигура сразу привлекает внимание и запоминается.

Глядя на единственную историческую достопримечательность городка — каменный мост классического старо-османского вида, — мне с трудом верилось, что в 13 веке здесь был крупный торговый город. И даже сотню лет назад, в начале 20 века, Вирпазар всё ещё оставался значимым — торговать сюда с окрестных мест часто приплывали на речных и озерных судах.

На реке ль, на озере...

Сейчас городке Вирпазар насчитывается порядка 300 человек, и лишь немногие продолжают жить рыболовством. Все заняты в туристической сфере: содержат прокат лодок или сувенирные лавки, или ресторанчики. Самый вкусный на моей памяти десерт из мороженного, печенья, ягод и орехов мы отведали именно в Вирпазаре, в одном из кафе.

Но прежде я всё-таки решила подняться крепости, что стоит на горе над Вирпазаром. Подъем был не слишком крутой, вдоль автодороги, с которой, кстати, открылся ещё один неплохой вид на озеро.

На реке ль, на озере...

Возле указателя, свернув на тропинку, ведущую к крепости, увидели припаркованный на обочине автомобиль и водителя, который, судя по всему, только что сбил змею.

Сразу вспомнилось, что ещё на Чёрном озере нас предупреждали о том, что в лесах возле озёр водятся змеи, и среди них много ядовитых. Но, понятно, что это не те представители фауны, которых мечтаешь встретить в Национальном парке.

Крепость Бесац

Турки завоевали Вирпазар, вкупе со всей исторической областью Нижняя Зета, в 15 веке. В 1478 году на плато над городом они построили небольшой форт, игравший, благодаря своему выгодному положению, важную оборонительную роль в системе укреплений, расположенных возле Скадарского озера.

На реке ль, на озере...

Крепость Бецац имеет массивную стену с воротами и сторожевыми башнями, а также два сооружения в центре комплекса. Давно потеряв свою основную функцию, крепость всё же послужила в 20 веке: в промежутке времени между первой и второй мировыми войнами в зданиях крепости размещалась жандармерия, а во время итальянской оккупации они использовалась, как тюрьма.

Сегодняшний вид крепости через чур современный — тот случай, когда чрезмерное старание при реставрации уничтожает малейший намёк на старину. Работу по восстановлению крепости Бецац, проведённую в 2013–2016 годах, спонсировали из ЮНЕСКО. Однако местные, похоже, в большей степени позаботились о коммерческой выгоде от мероприятия, устроив внутри бар, ресторан и смотровую площадку.

На реке ль, на озере...

Ресторан находится в большом внутреннем дворе за невысокими внешними стенами, а в помещении круглой башни цитадели устроено что-то вроде винотеки.

На самом верху круглой башни расположено кафе, сидя в котором посетители могут наслаждаться видом на город и окрестности. Идеальное место, чтобы посидеть с бокалом вина, но мы, к сожалению, застали его не работающим.

MUSEUM OF SKADAR LAKE

Приятным завершением долгого дня стало посещение Музея Национальных парков, который иногда ещё называют Музеем Скадарского озера.

На реке ль, на озере...

Музей находится километрах в 6–7 от Вирпазара, на пристани у одного из берегов озера. Сюда можно также проехать по суше через Skadar Lake Bridge.

Skadar Lake Bridge

Музей небольшой, но очень современно оформленный, с мягким приглушённым освещением и полом, выстеленным «стеклянными» плитками с имитацией водной растительности внутри.

На реке ль, на озере...

Настоящие примеры флоры, произрастающей в озере и по его берегам, представлены в альбомах-гербариях.

В витринах экспонируются многочисленные макеты птиц и животных, которые обитают в окрестностях озера.

На реке ль, на озере...

Кроме того, в музее можно увидеть модели традиционного рыбацкого жилища, а также разнообразные предметы быта.

По соседству с музеем находится винодельня Pećina Vina Plantaže и винный магазин, а ещё примерно в километре Монастырь Враньина, известный также, как монастырь Святого Николая — первая монашеская обитель, построенная в районе Скадарского озера. Но их мы посетить уже не успевали. Думаю, чтобы увидеть все интересные места в округе, одного дня явно мало…