Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 16:54
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Луксор, Кена — Египет Октябрь 2022

Продолжение поездки в Египет. Предыдущая часть: Рыбы, звери и верблюд

Более 95% территории Египта занимают пустыни. От Судана на юге до Средиземного моря на севере и от Ливии от западе до Красного моря на востоке — повсюду Египет покрыт песком. Формально их разделяют на 4 разные пустыни — Аравийскую, Ливийскую, Нубийскую и Синайскую. Но фактической разницы между ними немного — всё это бесплодные земли в которых никто не живёт.

Заселена лишь узкая полоса земли вдоль Нила, прорезающего эти пустыни с юга на север. Все египетские города сосредоточены здесь. Например город Кена, который кормит курортную Хургаду, снабжая её продовольствием, включая пресную воды. В самой Хургаде пресной воды нет, только очень солёное Красное море.

Через город пролегает дорога, ведущая из Каира в Асуан. Вдоль неё протянулся оросительный канал, за которым и раскинулась та самая Долина Нила. Удивительное сочетание, очень жарко (летом бывает до 40 градусов) и вдоволь влаги, позволяет собирать урожай три раза в году. Этого хватает не только для того чтобы накормить весь Египет, но и экспортировать продовольствие в другие страны. И это при том что плодородная земля составляет лишь 4% территории страны.

Выше по течению Нила расположен город Луксор, который известен многими выдающимися архитектурными памятниками прошлых эпох. Из них самым крупным и самым известным является Карнакский храм. Старейшие постройки здесь датируются XX веком до н. э. и были возведены в правление фараона Сенусерта I.

Храмы, гробницы и бананы

Храм посвящён богу солнца Амон-ра. По представлениям того времени одним из воплощений этого бога был баран и поэтому у входа в храм расположена аллея сфинксов с бараньими головами.

Новые постройки в храме возводились при многих фараонах. Фактически Карнакский храм достраивался на протяжении без малого почти двух тысяч лет, до самого греко-римского завоевания Египта. В XV веке до н. э. в правление женщины-фараона Хатшепсут был построен обелиск высотой почти 30 метров.

Храмы, гробницы и бананы

Активное строительство велось здесь в XIV веке до н. э., была построена центральная колоннада, состоявшая тогда из 134 каменных колонн.

При Рамзесе II был установлена огромная статуя фараона и его дочери Мерит-Амон. Фараон по представлениям древних египтян был живым божеством и конечно он гораздо больше смертной дочери.

Храмы, гробницы и бананы

Уже в правление Хатшепсут в Карнакском храме существовало озеро, использовавшееся жрецами для религиозных церемоний. Наполненное грунтовыми водами для древних египтян оно представлялось непосредственным контактом с первобытным океаном Нун, в котором зародилась вся жизнь.

Одним из священных насекомых для древних египтян был жук-скарабей, который считался символом Солнца. Выполненный из красного гранита, он вероятно был перенесён в Карнакский храм в правление фараона Тахарки.

Храмы, гробницы и бананы

Карнакский храм расположен на правом берегу Нила. По представлениям древних египтян, вся жизнь которых была связана с этой великой рекой, это был «Город живых». Здесь жили, здесь строили храмы и дворцы. Левый же берег, расположенный там где Солнце опускалось за горизонт, называли «Городом мёртвых». Здесь хоронили мёртвых. В наши в центре Луксора нет ни одного моста и чтобы попасть в Город Мёртвых нужно пересечь великую реку на лодке.

В правление фараона Аменхотепа III на левом берегу был возведён огромный поминальный храмовый комплекс. До наших дней от него сохранилось только две каменные статуи высотой 18 метров каждая, изображающие сидящего фараона. Обычно их называют Колоссами Мемнона.

Существенно лучше сохранился Заупокойный храм Хатшепсут, возведённый в правление фараона-женщины Хатшепсут.

Храмы, гробницы и бананы

Власть в Древнем Египте, как в любой монархии, передавалась по мужской линии. Однако известно как минимум два фараона женского пола, одной из которых и была Хатшепсут.

Стены храма были украшены рельефами, прославлявшими Хатшепсут.

Храмы, гробницы и бананы

На верхнем ярусе храма расположен комплекс поклонения Солнцу. Он состоит из двух частей, первая из которых — это комплекс поклонению богу Анубису.

К нему примыкает Алтарь Солнца, выполненный из известняка, в течении всего дня открытого лучам солнца. Считается что эта часть комплекса посвящена суточному путешествию солнца по небу.

Храмы, гробницы и бананы

Храмы Аменхотепа III и Хатшепсут, конечно же, не были единственными заупокойными храмами Древнего Египта. Таких храмов строилось довольно много, в них жрецами проводились соответствующие обряды. После этого погребальные процессии, имитируя движение Солнца, двигались к месту, которое сейчас известно как Долина Царей.

Здесь на данный момент обнаружено 63 гробницы, во многих из которых были погребены египетские фараоны. Не у всех гробниц были установлены владельцы. В последней, 63-й гробнице, не было обнаружено ни одного картуша, овального контура в котором записывается царское имя. Возможно в этой гробнице не было захоронений, вместо этого здесь производили бальзамирование.

Храмы, гробницы и бананы

Мы осмотрели три гробницы, первой из которых была гробница Рамзеса I. Его правление было очень коротким, около полутора лет. Гробницу не успели завершить к его смерти.

В погребальной камере сохранился саркофаг.

Храмы, гробницы и бананы

Существенно дольше было правление Рамзеса III, он был у власти более 30 лет. Для него построили большую гробницу протяжённостью 125 метров.

Размеры гробницы поражают. Несколько человек спокойно могут идти рядом не мешая друг другу, а ведь гробница выдолблена в камне. На стенах отлично сохранились фрески, изображающие различные религиозные сюжеты.

В центре погребальной камеры находился саркофаг из красного гранита с мумией фараона. Сейчас они экспонируются в разных музеях: саркофаг в парижском Лувре, крышка саркофага — в кэмбриджском Фицуильяме, мумия — в Каирском музее.

Храмы, гробницы и бананы

В гробнице Рамзеса IX тоже прекрасно сохранилась отделка стен.

На стенах погребальной камеры изображены сюжеты из Книги Земли, а также солнечные лодки, движущиеся днём и ночью. Гробница тоже была разграблена, саркофаг так и не был найден. Мумия фараона впоследствии была перезахоронена в другом месте. Сейчас экспонируется в Каирском музее.

Храмы, гробницы и бананы

Во всех гробницах внутри очень душно, явно их создатели не рассчитывали что по заупокойным коридорам будут ходить толпы туристов. В плане вандалозащищёенности они являют собой качественный шаг вперёд по сравнению с пирамидами. Если пирамиды были видны всем издалека, то гробницы, выдолбленные в скале, найти было гораздо сложнее. Хотя это тоже не спасло их от разграбления. Считается что сейчас в Долине Царей обнаружено около 30% общего количество гробниц. Рядом с Долиной Царей есть множество скал в которых тоже были устроены гробницы, для людей менее знатных. А сколько всего было гробниц, за всю историю Древнего Египта, не знает никто.

Все эти захоронение давно умерших правителей навевают мрачные мысли. Чтобы отвлечься от них мы вернёмся к Нилу и совершим небольшую водную прогулку.

Нашим средством передвижения опять будут ярко раскрашенные лодки.

Храмы, гробницы и бананы

Таких лодок по реке курсирует довольно много.

Есть здесь также и лодки под парусом.

Цель нашего путешествия — остров Банановый, на котором в естественных условиях растут бананы.

Храмы, гробницы и бананы

Банан — трава, просто очень высокая, с огромными листьями, цветки у неё тоже очень большие.

Цветки располагаются ярусами и такими же ярусами образуются плоды. Собирают их зелёными, дальше они дозревают под жарким египетским солнцем до привычного нам жёлтого цвета. Плоды небольшие, те что продаются у нас в Египте считаются кормовыми. Отцветшие стебли второй раз не плодоносят и их выкашивают как траву. Из корня, оставшегося в земле, растут новые побеги.

Ещё на острове посреди Нила можно увидеть нильского (кто бы мог подумать!) крокодила, пару особей здесь держат для туристов. В естественной среде они в окрестностях Луксора не водятся т. к. не могут преодолеть асуанскую плотину 200 километрами выше по течению.

Храмы, гробницы и бананы

На острове можно попробовать различные напитки, например сок сахарного тростника. Как и почти везде в Египте они продаются по доллару за стакан.

Древние храмы и гробницы на меня произвели неигладимое впечатление — мощно, пафосно, грандиозно. А лёгкая увеселительная прогулка стала достойным завершением этого дня. Но настоло время прощаться с Луксором и возвращаться в Хургаду. В следующей, заключительном части этого цикла, я расскажу о том что можно увидеть в Хургаде помимо моря, солнца и пальм.