Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 19:39

Мурманская область, Карелия — Россия Сентябрь 2022

Часть 4. Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь.

Благополучно завершив первую часть экспедиции и частично сменив состав участников, мы продолжили наш путь.
По мере продвижения от Мурманска на юг лесотундра сменялась тайгой. Тонкие кривоватые берёзки на глазах вырастали, распрямлялись… Все больше попадалось хвойников, лес становился все темнее, все дремучее…

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Ночевка у нас была запланирована на Терском берегу Белого моря в историко-этнографическом комплексе «Тоня Тетрина». Как бы ни хотелось назвать ее ТОней, но она всё же тонЯ, и совсем не девушка.

ТонЯ — так у поморов традиционно назывался участок берега для промысла рыбы со всей рыбацкой инфраструктурой.

Интриги добавляло то, что добраться до этой тони можно только во время отлива, потому что часть пути проходит по морскому берегу, по литорали. Прилив обещал начаться уже после обеда, и перспектива остаться ночевать под ёлкой не радовала. Поэтому мы не стали заезжать в Ловозеро, как было намечено изначально, а двинулись прямиком в сторону Кандалакши.

Но просто накручивать километры — это же не наш метод!

Непременно найдётся что-то интересное по дороге. И вот — недалеко от Кандалакши на берегу губы Малый Питкуль Кандалакшского залива обнаружился древний лабиринт, или, как его называют поморы — «Вавилон». Интересно, какую связь с библейским городом они тут усмотрели?

Предназначение этих лабиринтов (а они есть не только по Терскому берегу, видела такой на Заяцком острове на Соловках и в Хакасии) остаётся загадочным.

Версий существует множество:

Использование в погребальной церемонии, как дверь для души в иной мир, чтоб не заплутала по дороге (или наоборот, чтобы заплутала, если надумает обратно прогуляться, и не тревожила мир живых);

Инструмент в магических культах для решения земных задач: удачного рыбного промысла, например, или ясной погоды…

Есть даже версия об использовании его как связующего элемента с космосом…

Как там оно на самом деле — никто не знает.

От трассы Кандалакша — Умба дорога к заливу идёт круто с горы, через корни деревьев, камни и, что ещё хуже — песчаные осыпи. Пришлось оставить машину наверху и — пешим ходом вниз километра три…

Побережье Кандалакшского залива очень живописно… Берег изрезан множеством губ, песчаные отмели, островки, густые сосновые леса…

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Лабиринт находится на полуострове. Считают, что ему около 2 тысяч лет. Для такого возраста он выглядит неплохо, я бы не дала ему больше 1800…) Вообще непонятно, как он мог сохраниться в таком первозданном виде, а не сравнялся с землей и не зарос соснами. Разве что кто-то регулярно его пропалывает, обкапывает, камушками обкладывает…

Любопытно, что все мы проходили лабиринт по разному: кто-то сразу выходил наружу, а меня он долго водил внутри, заводя в тупики, пока не вывел из круга…

Миновали поселок Умба, административный центр Терского района, от него до тони Тетрина около 30 км.

Двигаясь по берегу вдоль кромки воды, внезапно уткнулись в мыс, уходящий в залив метров на 30. Было ясно, что никакого отлива не хватит, чтобы можно было его объехать без риска утопить машину.

Пришлось вернуться немного назад и продолжить путь через лес. Если кто-то помнит великолепные иллюстрации Билибина к русским сказкам — это про здешний лес. Вот точно в такой непроходимой чаще с деревьями, покрытыми мхом и лишайниками, живет Баба-Яга.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Забегая вперёд, скажу, что домики на базе вполне сойдут за избушки на курьих ножках, а их обитатели, соответственно, за — … Ну порой бываем мы похожи, да…)

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Тоня Тетрина- это не отель и даже не турбаза, это по словам владельцев — музей. Его создали энтузиасты, отец и сын, на Терском берегу на месте старой поморской тони. Реконструировали быт поморов 1920-х годов. Восстановили жилые избы, кухню, амбары, баню, ледник, солеварню. Используют традиционные лодки и сети для ловли рыбы.

Тут принимают гостей, проводят экскурсии, при желании можно и переночевать.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Надо учесть, что все достижения цивилизации за последние лет 100 здесь отсутствуют. Домики отапливаются дровяной печкой, туалет и умывальник в лесу, для освещения, кроме Луны в ясную ночь — только свечи. Готовят еду на костре. В общем, кому не терпится сбежать от сварливой тёщи/задолбавшей свекрови отключиться от мирских забот, или спрятаться от кредиторов подумать о вечности — тому сюда.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Я конечно подозреваю, что у хозяев имеется какой-нибудь дизель генератор, или солнечные батареи, где-то же надо хранить продукты и заряжать собственные телефоны, но для создания аутентичной атмосферы туристам о том умалчивают…

На ужин мы расположились в беседке на оленьих шкурах. Потчевали нас ухой в глиняных плошках и свежекопченой на костре селедкой.

Пока совсем не стемнело, пошли побродить по берегу…

Место спокойное, умиротворяющее. Вот так дёрнешься новости почитать — ан демонов-то новостей-то и нету. Какие-такие новости без электричества и связи. И пребываешь себе в иллюзии всеобщего мира и гармонии.

Закат уже догорал, подкрашивая золотом редеющие облака…

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Кто ж мог подумать, что к ночи облака растают совсем, и на небе опять будет играть Северное Сияние! Но мы, напарившись в бане, уже будем крепко спать в своей избушке на курьих ножках, а гуляющие полуночники, видите ли, постесняются нас разбудить! Нет им прощенья!

Утром на базу приехал хозяин — Александр Борисович Комаров. Тоня Тетрина — это их с сыном Дмитрием семейное дело. Он предложил на выбор несколько экскурсий: о быте поморов, о военной истории места или о религиозных традициях. Мы выбрали бытовую.

В сараях и амбарах хранятся и старые, и воссозданные предметы традиционного быта и промысла поморов.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Интересно было послушать, как в условиях сурового климата и отсутствия привычных нам благ цивилизации можно выживать, используя только то, что даёт природа, и позволяют собственное мастерство и смекалка.

Известно, что оленьими шкурами издавна утепляли жилище, шили из них одежду и обувь. А еще, из оленьей шерсти получаются прекрасные спасательные жилеты, что было так актуально для людей, живущих морем. Волос у оленя полый внутри, поэтому держит на воде не хуже пенопласта.

А вы знаете, что еловые корни можно использовать в качестве канатов для скрепления частей лодки…

А рёбра камбалы это готовые иголки для шитья…

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Я люблю рассматривать старые фотографии… В них всегда правда. Даже если в момент съёмки ее и старались приукрасить, она все равно проявит себя в деталях и лицах.

Росомаха, на вид помесь медведя с барсуком — бесстрашный и опасный зверь.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Череп росомахи. Музей петроглифов в поселке Умба.

Помимо рыбного промысла одним из традиционных занятий поморов было солеварение. Соль варят и сейчас по старинной технологии, баночку можно увезти с собой в качестве сувенира.

Солеварня

Практическое назначение этого предмета для меня осталось загадкой, но как элемент декоративного оформления дома, он хорош. Зато теперь я знаю, как выглядит материальное воплощение характеристики: «Хрен ты моржовый!»

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Безусловно труд создателей тони Тетрина по возрождению и сохранению исторического наследия достоин уважения. Стоит только заметить, что рассказ, на мой субъективный взгляд, намного бы выиграл, если б не прерывался пространными рассуждениями хозяина о современных нравах, о тупых детях и домохозяйках у телевизора…

На территории тони лежат старые карбасы, уже непригодные для выхода в море. Это одна из местных традиций: лодки не принято уничтожать. Их оставляют на берегу, где они спокойно доживают свой век.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Надвигающийся прилив опять позвал нас в дорогу.

Погуляли по поселку Умба, «столице» Терского берега. Солнечная ли погода тому причиной, но он показался мне живым, ярким и ухоженным в отличие от многих северных деревень.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

В этот день нам предстояло добраться до Кеми. Это уже территория республики Карелия.

История о том, что название города КЕМь — это аббревиатура известного адреса, куда царь Петр, не стесняясь в выражениях, посылал неугодных — не более чем легенда. На самом деле город известен ещё с 14 века, он был построен на берегу реки Кеми, от которой и получил своё название.

Был император крут, как кремень:

кто не потрафил —

катитесь в Кемь!

Раскольник, дурень, упрямый пень —

в Кемь!

(История города в поэтическом изложении Андрея Вознесенского)

И мы послушно покатились в Кемь…)

По дороге отмечу две знаковые точки:

— пересекли Полярный круг

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

— пообедали в кафе Тэдино. Эка невидаль, придорожное кафе… Ну для тех, кто там не был. Это был Лучший Палтус в моей жизни. И поверьте, мне есть с чем сравнивать. Так что тем, кто едет по трассе Р-21 «Кола», горячо рекомендую.

В самой Кеми задерживаться не стали, остановились в туркомплексе «Причал» в посёлке Рабочеостровск, откуда на следующее утро мы собирались отправиться на Соловецкие острова.

Несомненным плюсом комплекса является его близость к причалу, возможность оставить авто на охраняемой стоянке и большая ухоженная территория. Дизайн номеров вызвал ностальгию по студенческой юности, хотя надо отдать должное — чисто, и тараканы не бегают.

От причала можно прогуляться до места, где снимался фильм Павла Лунгина «Остров». К сожалению, церковь, выстроенная специально для съемок фильма, несколько лет назад сгорела. Говорят, от удара молнии.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Утром оставили нашего труженика Старекса отдыхать на парковке, позавтракали (невкусно) в ресторане с хорошим названием «Кемска волость» и отправились на причал.

Не знаю, кому пришла в голову мысль назвать катерок королевским именем, да и еще в такой сомнительной транслитерации — «Квин Мэри») Выглядело это забавно.

Держим курс на юг. Мурманск — Терский берег Белого моря — Кемь

Тут как раз пришла печальная новость о другой «Квин», Елизавете II. Но суеверных среди нас не оказалось, и уже через час наша «Квин» домчала нас до Тамарина причала на Большом Соловецком острове…