Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 17:03

Мурманская область — Россия Сентябрь 2022

"Увезу тебя я в тундру…"

Пел когда-то «нанайский соловей» Николай (Кола) Бельды. Нынче в этой роли выступил его тёзка Николай Лебедев borracho , организовав экспедицию Туристера под названием «Русский Север».

Для меня решение ехать было мгновенным.

Во-первых, начало сентября, на мой взгляд — лучшее время для поездки на Север. С одной стороны, ещё не настолько холодно, чтобы желание поскорее спрятаться в тепло перебивало бы все остальные мысли и чувства. С другой стороны, полярный день уже закончился, и потому есть шанс увидеть Северное Сияние. Вопреки расхожим представлениям оно сияет не только зимой, солнечная активность не зависит от времени года, просто летом по причине полярного дня его не увидеть.

Во-вторых, манила возможность побывать в местах, куда Макар телят не гонял самостоятельно добираться или сложно, или дорого, или и то и другое вместе. А тут компания единомышленников, уже продуманная организатором логистика, да и авто всегда под попой, на случай, ежели чего…

В-третьих, а также в-четвёртых, пятых и двадцатых — я люблю Север. Когда-то именно с путешествия на Соловецкие острова я стала писать заметки о поездках. Больше для себя, чтобы удержать в памяти те моменты и детали, которые неизбежно стирает время.

Маршрут наш стартовал в Мурманске и заканчивался в Санкт-Петербурге. Но он конечно не был линейным. Из Мурманска были сделаны две радиальные вылазки: однодневная в Териберку и трехдневная на полуострова Средний и Рыбачий. Спускаясь на юг, мы проехали по Терскому берегу Белого моря, сплавали на Соловецкие острова, на остров Кижи посреди Онежского озера, погуляли по столице Карелии Петрозаводску. Ну и, разумеется, захватывали по дороге всякие интересности, дегустировали всякие вкусности…

Итак, утром 4 сентября, приземлившись в аэропорту столицы Арктики города Мурманска, перекусив и познакомившись с остальными участниками экспедиции, на нашем голубеньком Хендае Старексе под предводительством Николая мы направились в Териберку.

Териберка — обычный поселок на берегу Баренцева моря, хотя и очень старый, известный еще с ХVI века как сезонное поселение рыбаков — становище. К ХХ веку это был уже значительный населенный пункт: две церкви, маяк, гидрометеостанция, школа и народный дом. В советское время здесь был рыбоколхоз, завод по переработке рыбы, судоремонтные мастерские и даже ферма по разведению американской норки. В пик своего развития к 1960 году Териберка была районным центром с населением под 5 тысяч человек. Но потом всякие реформы, укрупнения, упразднения и прочие улучшения привели поселок в упадок. К 2010 году здесь числилось 957 человек, а из работы оставалось только поддержание жизнедеятельности самого поселка. И захиреть бы ему совсем, да видимо у фортуны были на него свои планы. Послала она группу режиссера А. Звягинцева на съемки там «Левиафана», который впоследствие насобирал целую корзину международных призов, включая Золотой Глобус. И прославил Териберку на весь мир. Ну слава там сомнительная, ладно, пусть будет не «прославил», а «сделал известной». С тех пор сюда не зарастает туристическая тропа, все туры на Кольский полуостров так или иначе включают в себя это место. Ничего плохого в этом конечно нет, появились гостиницы, рестораны, предлагаются морские экскурсии… Надо думать, рабочих мест прибавилось, и бюджет поселковый пополняется.

И хоть дорога туда похожа на старую стиральную доску, добраться из Мурманска особого труда не составляет. Хотя зимой из-за снегопада бывают перекрытия, иногда и на несколько дней.

Мне довелось быть в Териберке четыре года назад, но в очень неудачное время, в начале декабря. Прибрежная дорога была уже непроходима для автобусов, и ещё непроходима для снегоходов. Короткий дневной сумрак, быстро переходящий в длинную ночь… Так что толком мы тогда ничего не увидели.

Первый объект на нашем пути — кладбище кораблей.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Кладбище возникло в 60-е годы XX века. Раньше на этом месте швартовалось множество небольших рыболовецких судов. Но в 60-х годах на смену деревянным лодкам пришли крупнотоннажные суда, рыбный промысел ушёл в океан, а прибрежный потерял свое значение. Корабли с территории никто не утилизировал, они постепенно разрушались и уходили под воду.

Ещё четыре года назад мы залезали на некоторые из судов. Но вода и время довершают своё дело. Сейчас на поверхности торчат только ржавые металлические остовы, да деревянные полуразрушенные корпуса.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Полной неожиданностью стало количество автомобилей на перевале по дороге к пляжу Драконьих яиц. Их были десятки! Служба экологического надзора (как-то так) тормозила авто на стоянке, регистрировала и отправляла всех дальше в пешее путешествие. Объясняли это ущербом, наносимым тундре таким наплывом автомобилей. Обратная сторона популярности.

Тундру действительно жаль. Как же она прекрасна осенью! Даже в этот ненастный день она переливалась всеми оттенками зелени с вкраплениями чёрных ягод вороники, расстилалась коврами красных ягод неизвестной нам породы среди серых мшистых валунов…

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Тундровая растительность очень нежная, вытаптывается легко, а восстанавливается в суровом климате долго.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Красные ягоды манили и настойчиво предлагали себя попробовать… Никто из опрошенных не мог дать ответ, что это за ягоды, и как они называются. По виду ближе всего была брусника, но все же что-то в них настораживало. Вдруг это Серый волк в обличии Елены Прекрасной? Простая логика подсказывала, что коль их так много, значит местные их не собирают, значит рисковать не стоит. Но одна из наших трёх экспедиционных Лен отважилась съесть целую горсть. Осталась жива, правда назавтра заболела. Обычным ОРВИ. Так что не волнуйтесь, вряд ли в том виновны ягоды.:)

Позже мы выяснили, что растение это называется шведский дёрен, ягоды, хоть и не ядовитые, но совершенно безвкусные, поэтому никто их не использует.

В последующие дни с тундрой нам предстояло познакомиться еще ближе, но она покорила меня с первого взгляда!

Пляж Яйца Динозавров (или Драконов) сложен из обкатанной морем «гальки» размером от футбольного мяча до колеса какого-нибудь внедорожника… Такой «камушек на память» в рюкзаке не увезешь… Здесь Баренцево море открыто всем ветрам-штормам и неустанно трудится над выработкой новых «яиц». Гольфстрим позволяет ему это делать даже зимой, море тут не замерзает.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Устоять на круглых камнях непросто. Вон у Пикассо «Девочка на шаре» и то с трудом балансирует, а если этот шар ещё и мокрый, и девочка уже сильно повзрослела…

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Поскользив по драконьим яйцам, надышавшись солеными брызгами, выбрались на дорогу, ведущую к Батарейскому водопаду. До него от пляжа километра два по проторенной дороге.

Каменная река…

Несколько тысячелетий назад тектонический разлом гранитных скал создал каньон, по которому ручей из системы Батарейских озёр обрывается с высоты 9 метров и по скальным ступеням течет в море.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Весь день был хмурым с периодически моросящим дождём, а тут, как по заказу, на несколько минут выглянуло солнце…

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Недалеко от парковки, ожидая загулявших коллег, набрели на метеостанцию. Если верить вывеске — старейшую в России, основанную здесь аж в 1889 году. Говорят, она действующая, стоят приборы, но ни одной живой души вокруг не было замечено.

Ну какие же мы посторонние...

Сам посёлок не сказать, чтобы стал ухоженным, но кое-какая туристическая инфраструктура появилась.

Три хвоста

Для забавы туристов понавезли всякие арт-объекты, расположены они довольно хаотично, без какой-либо дизайнерской идеи. Но как фотолокации вполне годятся.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

Скелет кита, участник съёмок «Левиафана», установлен у ресторана «Териберский берег», куда мы зашли пообедать. Этот скелет искусственный, сделанный для съёмок.

Но есть и настоящий — скелет кашалота, выбросившегося на берег в 2019 году. Выглядит он не так гламурно.

Увезу себя я в тундру. Часть 1

За обедом заказали уху, рассчитывая на ее свежесть и качество. Уха была вкусная, но очень жирная. Несколько видов рыбы, и щедро добавлена печень трески. Моя подружка, исключительно в профилактических целях, попросила к ухе 50 грамм водки. Водки не оказалось, только настойка на северных ягодах. Ну хорошо, давайте настойку. Каково же было наше удивление, когда ей принесли пол-литровый графин морошковой настойки и одну стопку! Оказалось, это минимальная доза для заказа. Мужская часть нашей группы поглядывала на неё с веселым ожиданием, женская — с удивлением… Лена растерялась, но только на минуту. Вот так уважаемый врач и мать четверых детей в одночасье приобрела новую для себя репутацию главного алкоголика экспедиции:)

Графин этот мы, конечно, забрали с собой, и ещё несколько дней допивали с коллегами, сдабривая настойкой чай и кофе.

Обратный путь в Мурманск прошёл в полусне, стать полным ему мешал зубодробительный отрезок дороги. Впрочем, ее как раз ремонтируют, и даже возможно скоро она станет дорогой в полном смысле этого слова.

Заселились в хороший отель «Азимут», заказали ужин в номер, уж очень не хотелось выползать из уютного халата, чтобы идти «в люди».

Завтра вынимаем из чемоданов все самое тёплое, едем на три дня на полуострова Средний и Рыбачий, самую дикую и отдаленную часть нашего маршрута. К тому же ещё и самую северную точку Европейской России.

Вид из Азимута в сторону порта