Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
сейчас на сайте

Мурманская область — Россия Сентябрь 2022

Часть 2. Едем на Рыбачий.

Наутро, выспавшиеся и отдохнувшие, пересели на два внедорожника: ведущий экипаж — под управлением сурового Бориса и наш, ведомый — под управлением обаятельного Алексея. Оба местные жители. Дороги на Среднем и Рыбачьем — понятия условные, и езда по ним требует не только водительского мастерства, в чём нашему Николаю не откажешь, но и хорошего знания местности. Наш Старекс остался отдыхать у отеля.

Полуострова Средний и Рыбачий, где нам предстоит провести три дня, объявлены в 2014 году территорией природного парка «с целью сохранения природных ландшафтов, редких видов животных и растений, уникальных геологических объектов». Кроме того, это ещё и приграничная территория, требующая оформления пропуска.

Увезу себя я в тундру. Часть 2

За окном мелькают бесчисленные реки, ручьи, озёра и болота… Заодно знакомимся с кольской топонимикой.

Длинные, вдающиеся в сушу заливы, что принято называть фьорды, здесь — губы. Проезжаем Ура губу, губу Западная Лица… На Кольском полуострове насчитывается около 100 тысяч(!) озёр, а ручьёв безымянных и вовсе не счесть. Многие носят старые труднопроизносимые саамские названия…

— Всё, что заканчивается на -явр — озеро, на -йок — река, — объясняет Алексей.

Килпъявр, Куыркъявр — это ж надо такое придумать…

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Последний островок цивилизации перед съездом с трассы в сторону Рыбачьего — пост Титовка. Тут есть небольшой придорожной мотель, кафе (кулебяка с палтусом!) и мобильная связь. Дальше ее не будет. Точнее, у меня она жила какой-то вампирской жизнью: целый день связи нет, ночью вдруг прорывает, насыпятся сообщения, а с восходом солнца — опять тишина. Не знаю, чем это объяснить, может какой спутник мимо пролетает… Это я про Билайн. МТС у подруги был глух. Иногда на побережье подключалась норвежская сеть. Ну это, если очень надо.

Тут же, в Титовке, усилиями поисковиков-энтузиастов собран небольшой музей обороны Заполярного края.

Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. Линия обороны пролегала по хребту Муста-Тунтури, который немцы за три года боев так и не смогли взять. До сих пор в лесах сохранились окопы, траншеи, ДОТы… В скалах прорыты целые лабиринты и пещеры, где были оборудованы жилые помещения, кухни, лазареты…

Дорога идёт вдоль реки Титовки, впадающей в Мотовский залив, который отделяет Рыбачий от материковой части. Раньше ее называли Китовка, а саамы — Валасйоки. Китовка — потому что киты из залива заходили в реку, где поморы вели их промысел. Китов, кстати, мы старательно выглядывали на протяжении всего нашего путешествия по полуостровам, кто-то даже умудрялся увидеть мелькающие чёрные спинки среди бурунов. Но поклясться, что то был кит, а не обломок доски или особо затейливая форма волны, я лично не могу.

В-о-он там кит сейчас вынырнул...:)

Это место называют Восьмерка. Здесь в результате каких-то геологических причуд среди окружающих местность гранитных скал сформировались песчаные холмы и отмели…

Водопад «Прощание славянки» на реке Титовке:

водопад "Прощание славянки" на реке Титовке

Наш Паджеро с усилием карабкается вверх на перевал Муста-Тунтури. Низкорослый полярный лес сменяется серо-розовыми скалами, покрытыми зеленым бархатом. Между ними прячутся разноуровневые озера…

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Дорога сложная, недаром перед подъемом на перевал ее пересекает ручей Пьяный, а после спуска с него — Трезвый. Названия им дали какие-то шутники военные, бригада ПВО которых дислоцировалась на Рыбачьем.

Имелось ввиду, что без допинга этот перевал не преодолеть. Шутки шутками, но трагедии тут случались. Один из поворотов носит название «Не забудь повернуть», так как дорога выскакивает прямо на обрыв у озера. Когда-то с него упала машина с солдатами. Все, кто был в кузове, погибли, а спасшийся офицер, сидевший в кабине, доложив о происшествии куда следует, застрелился.

Мы благополучно миновали перевал, под пронизывающим ветром и дождём постояли на краю материка, глядя на тающий «в далёком тумане Рыбачий».

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Но до него нам предстояло ещё пересечь полуостров Средний, в соответствии со своим названием лежащий между материком и Рыбачьим. Когда-то оба полуострова были островами, но потом проливы затянуло илом. Поморы издавна, чтобы не идти вокруг Рыбачьего, перетаскивали свои лодки волоком. Оттого пошли и названия морских губ — Большая и Малая Волоковая.

— Приготовьтесь, сейчас будет «лунная дорога», — объявил Алексей.

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Дороги на полуостровах — это отдельная песня. Мы карабкались по камням, пересекали вброд быстрые ручьи, «переплывали» лужи, размером с деревенский пруд. Яндекс категорически отказывался считать то, по чему мы ехали, дорогой…

Нас трясло и мотало по салону во всех направлениях, и выползали мы оттуда, с наслаждением ощущая твёрдую почву под ногами…

Грибной сезон уже подошёл к концу, но над зелёным ковром то тут, то там виднелись шапки подберёзовиков.

— Это у вас подберезовики, а у нас надберезовики… — наш гид.

И это так. Этот мелколистный кустарник, стелющийся по земле, не что иное, как карликовая полярная берёза.

Надберезовик:)

Идея собрать немного грибов и приготовить их на ужин казалась очевидной, но Борис разбил все наши надежды. Кухня на базе одна, база заполнена под завязку, и вообще все ресурсы там привозные, а потому дорогие, и никто с вашими грибами возиться не будет и вам не даст. Вот так безапелляционно. В общем, это так и есть, но бросать такую красоту было обидно, грибники меня поймут…

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Турбаза расположена на берегу бухты «Большое озерко». Это едва ли не единственное жилье на Рыбачьем, не палаточного типа. Уже на подъезде к ней, ведущий автомобиль вдруг свернул в сторону от дороги.

Неожиданно. Посреди голой тундры, вдали от признаков человеческого жилья стоят две пятиэтажки. Выбитые окна глядят в никуда. В первые секунды это кажется какой-то декорацией в стиле нуар. Сгущающиеся сумерки, низкие тучи, моросящий дождь, заброшенные строения…

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Сюрреализма в картину добавил внезапно появившийся из тумана человек. Он, не обращая на нас внимания, пробежал мимо и молча скрылся во мгле. Просто готовая сцена для артхаусного фильма…

Реальность оказалась прозаичнее, но такой же печальной.

Изначально, ещё в ХIХ веке, в бухте Большое Озерко была финская колония, потом уже в 20-х годах ХХ века тут устроили рыбоколхоз, какое-то время Озерко было даже центром Новоозерковской волости.

В 1960-х годах Рыбачий стал местом размещения военного гарнизона и центром противоракетной обороны Заполярья. Военные обустроились основательно: был свой госпиталь, школа, клуб. Дома отапливались котельной. Так было до 1994 года, когда было принято решение о выводе гарнизона. Не берусь судить, наверное, оно было обоснованным. Но с таким трудом и с такими затратами созданный готовый посёлок со всей инфраструктурой оказался заброшенным.

Читала, что руководство бригады ПВО обивало пороги ведомств с просьбой не бросать жилой фонд, а передать гражданскому населению. Но видимо никому до этого дела не было. Суровый климат и мародёры быстро расправились с городком. Сейчас дома стоят ободранные до скелета, унесена сантехника, сорвана проводка, даже деревянные полы сняты.

И только крошечные детали, такие, как натянутые бельевые верёвки над кухонной плитой, на секунду оживляют пространство, и сразу представляется, как на них болтаются детские колготки, а на плите варится борщ…

Турбаза встретила нас приветливо… С нами прибыла большая шумная компания на квадроциклах и багги.

Урожай автономеров, собранных на дорогах Рыбачьего
"Урожай" автономеров, собранных на дорогах Рыбачьего

Пусть фанерные, но все-таки домики, а в них кровати и печка!

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Правда оказалось, что с печкой никто из нас троих, городских жителей, толком обращаться не умеет. То она у нас никак не хотела разгораться, и мы стучали зубами от холода, а когда разгорелась, в нашей избушке можно было открывать филиал местной бани…

Сытно поужинали, и после сегодняшнего длинного дня хотелось спать, но программа дня была еще не выполнена. Отдельным пунктом в ней стояли крабы. Свежевыловленные крабы по вменяемой цене — как такое можно упустить?

Крабов в Баренцево море завезли когда-то с Камчатки. Они вполне освоились в этих просторах и, со слов нашего гида, даже стали помехой промышленному вылову мойвы, так как питаются ее икрой, снижая поголовье.

Распорядок на базе строгий, крабы подаются в 23–00, и ни минутой раньше. Ожидание было нелегким, но оно себя оправдало. Я никогда не жила в «крабовых» местах, и для меня они всегда были дорогой экзотикой, так что могу сказать — это того стоило.

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Спалось на удивление крепко.
Проснувшись поутру и выглянув в окошко, ахнули! Тучи, виновники вчерашней непогоды, уходили на запад, а с востока их подсвечивало восходящее солнце…

Увезу себя я в тундру. Часть 2

Начинался новый день, который нам предстояло полностью посвятить исследованию Рыбачьего…