Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 22:23
Лучший материал
месяца
недели

Мурманск — Россия Сентябрь 2022

Часть 3. Рыбачий и Средний.

Утро было чудесным. После двух дней ненастья наконец выглянуло солнце, а свежий влажный ветер, пахнущий морем, приятно бодрил.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Не иначе, как это был подарок нашему Николаю, у которого как раз сегодня случился день рождения!

Мы дружно поздравили его за завтраком, продолжили на пикнике на мысе Кекурский, а уж вечером его поздравляли не только мы, но и сами небеса, послав нам Северное Сияние…

Молодец, Коля, видимо, хорошо себя вёл весь прошедший год! ;)

Двумя экипажами мы двигаемся по западному берегу Рыбачьего в направлении мыса Немецкий, самой северной точки Европейской России.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Вдоль дороги периодически попадаются ржавые бочки, наполненные камнями. Я было посетовала на мусор, но выяснилось, что бочки эти выполняют важную функцию — в снежное время, когда всё заметает, служат ориентирами для проезда.

-Лёлик, ну это же неэстетично…

-Зато дёшево, надежно и практично!

Хотя и мусора здесь хватает, чего уж там. Особенно в местах прошлого пребывания военных… Зацепиться за ржавую проволоку или споткнуться о торчащий бетонный обломок — легче лёгкого.

Форсируя очередную суперлужу, наш Паджеро вдруг заскрипел, заскрежетал и остановился. Огромный камень каким-то непостижимым образом влез между колесом и днищем и заблокировал движение.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Проблему решили, но наш Леша заметно приуныл, подсчитывая во что ему обойдётся эта лужа. Хотя вины его тут определенно не было.

Кийская литораль — очень красивое место на западном побережье Рыбачьего. Литораль — таким мелодичным словом называют участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива.

Как раз был отлив. Огромный песчаный пляж. Отступающий океан рисует на песке причудливые узоры, восхищающие своим совершенством.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Прибавить бы градусов 20 по Цельсию… Хотя и без этого нашлись желающие, если не искупаться, то хотя бы омыть ноги свои в водах Северного Ледовитого…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Мыс Немецкий — крайняя Северная точка Европейской части России. Немецкий — здесь употребляется в смысле иноземный. «Немцами» на Руси называли раньше всех иноязычных, «немых».

Это одно из немногих обитаемых мест на полуострове. Причём обитаемых с давних времён. Ещё с 16 века здесь велась активная торговля между норвежскими, финскими и русскими купцами. В 19 веке был основан посёлок Вайда-губа, «Вайда» в переводе с финского значит «менять». Политические бури ХХ века не обошли стороной этот далёкий край. Границы между СССР и Финляндией двигались, одно время граница проходила прямо по посёлку.

Сейчас поселка давно нет, обитают тут только военные и метеорологи. Стоит маяк, конечно же, самый северный в России.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Высота его — 29 метров, а само место постройки находится на 33 метра выше уровня моря.

Жадное Министерство Обороны не так давно закрыло к нему доступ.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Туристам оставили развалины старого маяка…

Дальше — только океан и океан, через Северный полюс, до самой Северной Америки. Ну если не уткнёшься в какой-нибудь остров…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Чтобы подойти к берегу, надо преодолеть частокол из слоистых сланцевых гребней. Между ними сверкают лужицы с попавшими в плен морскими обитателями.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

«Сиреневый цветок». 2022. Медуза, фукус. Автор композиции: Баренцево море.

Зафиксируем точку:

Увезу себя я в тундру. Часть 3

По другую сторону Вайда губы, чуть дальше по берегу, находится ещё один мыс- Кекурский. Кекур у финно-угров — высокая конусообразная скала. С ним связано много легенд, которые, как и многие другие интересные факты, приводит в своей книге «Осиротевшие берега» Орешета Михаил Григорьевич. В ней много реальных историй и баек, трагических и смешных, связанных с этими местами. Как я поняла, гиды в своих рассказах тоже руководствуются ею.

Неподалеку, выброшенный на скалы, ржавеет «пиратский корабль»…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Гряды обрывистых скал, извилистые каменные «волны» у подножия, красно-зелёный ковёр тундры… Добавьте к этому свежий ветер и крики чаек — и получите то ощущение величия и вечности природы, которое невольно охватывает, находясь тут…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Тундра здесь особо сочная, идешь, как по ковру… Нет, не по ковру, ковер гораздо тоньше, — по дорогому матрасу, такая она одновременно мягкая и упругая.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

После пикника, который устроили наши гиды в защищенном от ветра местечке, покатались по острову. Заезжали в заброшенный гарнизон в бухте Скарбеевская, поднимались к укреплениям военных времён. Уже ближе к закату, форсировав очередную реку, остановились у небольшого, но живописного водопада.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Ну и конечно громким аккордом, завершающим этот день, стало вечернее шоу под названием Северное Сияние.

Для меня это был, как модно сейчас говорить, незакрытый гештальт. Четыре года назад зимой мы всю ночь гонялись за ним по тундре, но оно успешно ускользнуло. Сейчас перед поездкой я проверила прогноз солнечной активности. Данные КР индекса обнадеживали, а вот прогноз облачности — нет. Но сегодня небо внушало надежду.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

И вот, по пути в бар «Барсук» к нашим полуночным крабам, мы заметили на небе светящуюся белёсо-зеленоватую полосу…

Народ уже выскочил из домиков и бара, стараясь успеть запечатлеть Сияние, пока оно не погасло.

…На подносе ждут горячие крабы, белоснежные гребешки в розовых раковинах, а на небе все сильнее разгорается световое шоу… Вопрос «Хлеба или Зрелищ» встал со всей своей первобытной прямотой:) Ну я выбрала «Зрелище» конечно. «Хлебу» пришлось подождать, пока до него дошла очередь.

Снимать Северное Сияние без штатива это затея безнадежная. Но не снять тоже было невозможно:)

Увезу себя я в тундру. Часть 3

На следующее утро мы покидаем базу и отправляемся в обратный путь. По дороге у нас полуостров Средний, который мы проскочили на пути сюда, почти не разглядев.

Знаковое место на Среднем — скалы Два Брата. Это тоже кекуры, каменные останцы, вырезанные водой и ветром. У саамов считаются священным местом. Дорога к ним проходит вдоль каменной отвесной гряды, среди тонких «пляшущих» березок и рябин. Пламенеют заросли Иван-чая. Почему-то в наших краях Иван-чай не краснеет, а просто сохнет по осени…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Пока наши гиды-водители колдовали над обедом, мы спустились к морю и пошли в сторону берега рыжих камней.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

До дальних скал не дошли, увлеклись разглядыванием тех, что на берегу.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Здесь полет фантазии практически неограничен: я увидела ящера, а Лена — девушку с кувшином.

А вот это настоящее огромное каменное сердце. Не в художественном, а в анатомическом воплощении…

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Некоторым камням нашлось отличное практическое применение: подобрали себе по толкушке для специй и по стильной сланцевой мыльнице. Я даже не поленилась притащить домой ровно отшлифованный гранитный «кирпичик» в качестве упора для книг на полке.

На подъезде к перешейку Лена elpon вдруг увидела лису! Мы остановились. Рыжая спокойно стояла у дороги и невозмутимо смотрела на нас.

Лена открыла дверь. Лиса не шелохнулась.

Мы высунулись из двери и защелкали телефонами. Лиса даже ухом не повела.

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Такое явно неадекватное поведение дикого зверя зародило опасение, что она больна, лисы, как известно, одни из главных переносчиков бешенства в природе. Мы уехали. Лиса проводила нас взглядом, но с места не тронулась.

Уже будучи дома, я случайно наткнулась на заметку на новостном сайте «Мурманский вестник». Оказывается, мы повстречались с местной звездой! Во-первых, это не лиса, а лис. Во-вторых, его зовут Митрич. Он совершенно не боится людей, и частенько подходит к лагерям и машинам, рассчитывая на угощение.

А мы его в бешенстве заподозрили… Прости, Митрич!

Уже в сумерках подъехали к Мурманску, успели заглянуть к памятнику войскам ПВО с выставкой зенитно-ракетной техники, откуда открывается вид на Мурманск

Увезу себя я в тундру. Часть 3

Тут и наш Азимут виднеется. В этот момент уже очень хотелось туда, в горячий душ и мягкую постель. Но я знаю, что это ненадолго. Завтра нам опять захочется в дорогу, навстречу новым краям…