Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 16:09

Остров Белов — Россия Июль 2022

«Есть в озере Псковском три острова чудных» — так древние летописи описывали Талабские острова: Верхний, Талабск, и Талабенец.
Острова эти, привлекающие многочисленных туристов, называют жемчужиной Псковской области, местом духовной силы и даже Псковской Исландией.

Остров им. Залита

По всей вероятности, Талабские острова были заселены уже в XI в.
Во времена имперской России жизнь на этих маленьких островах была оживленной: согласно данным переписи 1897 года, Талабские острова насчитывали 750 дворов и на них проживали 3 381 человек. Главным занятием островитян во все времена было рыболовство. Рыбу, в том числе и знаменитого снетка, отправляли в Петербург, и в Москву, в другие российские города, и даже за рубеж.

Остров им. Белова

А какие были ярмарки! Перед новым годом на острова съезжались купцы, крестьяне, работный люд из многих губерний. В это время населения на островах становилось в 2–3 раза больше.
Везли всё, что только пожелаешь. Несколько дней, а то и недель, шёл оживлённый торг. С прибылью оставались и жители островов, и прибрежных деревень.

1917 год кардинально изменил жизнь островов, когда на них была установлена Советская власть. Активными участниками установления власти Советов были Ян Залит (латыш по происхождению) и Иван Белов.
В 1918 году Талабские острова заняли белогвардейцы, среди которых было много германских офицеров. Красные комиссары были схвачены, и по официальной версии казнены белогвардейцами. Хотя, в народе поговаривают, что не любили свободолюбивые островитяне комиссаров этих и утопили их в озере.

В те времена всё переименовывали, чтобы увековечить память о революционерах. Не избежали этой участи и Талабские острова.
Так, в 1919 году остров Талабск стал называться островом им. ЗАлита, а Верхний — им. Белова. И только остров Талабенец остался при своём историческом названии.
Во времена Великой отечественной войны Талабские острова были оккупированы немецкими войсками. Почти всё население угнано, а постройки сожжены.
Вот такая, вкратце, история Талабских островов.

Остров им. Залита

Сейчас остров Залит полностью застроен от берега до берега. Остров им. Белова — уникальный природный заповедник. Ну, а Талабенец — необитаемый остров, безопасное место обитания и гнездования множества птиц, хотя раньше на нем, как и на двух других, тоже жили люди.

Псковское озеро расположено совсем недалеко от Пскова — всего в 25 км к северо-западу. Но до островов добраться не так просто: из Пскова надо сначала доехать до деревни Большая Толба. От пристани в деревне до островов отправляется катер.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Надо знать его расписание, заранее озаботиться билетами, есть риск не попасть на катер.

Проще всего воспользоваться экскурсией, что я и сделала. Вас привезут, посадят на катер, экскурсовод где надо проведёт, что надо покажет и интересно расскажет, покормят обедом и вернут во Псков.
Только надо иметь в виду, что эта экскурсия очень популярна, и места надо бронировать очень заранее. Я это делала на сайте турфирмы Атмосфера путешествий месяца за два до поездки в Псков.
Из Пскова на комфортабельном экскурсионном автобусе мы прибыли в Большую Толбу, где на пристани нашу группу уже ждали несколько катеров, которые с ветерком и крутыми виражами по речным протокам (мне это напомнило водные догонялки в американских гангстерских боевиках)

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

быстро доставили нас сначала на остров ЗАлита.

Итак, бывший остров Талабск, ныне остров имени Залита. На нём располагается деревня Остров-Залит (кто-то называет её исторически Талабск). Запуталась я совсем с этими названиями! С 1820 по 1917 год деревня именовалась Александровский Посад, в честь Государя Александра I, оказавшего пособие после пожара, бывшего на острове в начале XIX в.
Сейчас остров — популярное место паломничества: верующие люди устремляются к могиле протоиерея Николая Гурьянова, прослужившего в храме Святого Николая 44 года. В 2002 году он был похоронен на местном кладбище.

Вернёмся к истории. Издревле Талабчане занимались в основном рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в столичные города. Талабский снеток сушили в специальных печах, ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы.
Особой властью и почётом пользовались жерники. Так называли опытных рыбаков, владельцев больших неводов и промысловых судов. Дома жерников, обшитые тёсом и покрытые масляной краской, говорили о хозяйском достатке.
Купцы и зажиточные островитяне располагались просторно и основательно. Двухэтажные дома, магазины, различные мастерские возводились вдоль южной стороны острова, называемой Набережная.
На Верхней улице селились менее состоятельные жители или просто бедные.

От былого достатка, увы, не осталось и следа! Лишь два полуразрушенных кирпичных особняка напоминают о богатом купеческом прошлом.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Первым делом экскурсовод провела нас на противоположный берег озера. Поскольку остров совсем уж маленький (его площадь всего-то 0, 62 кв. км), преодолели мы этот маршрут за несколько минут. А здесь — красота! Синева озера сливается с синевой неба.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Постояли, полюбовались, идём дальше. Недалеко от берега — странная железная конструкция.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Мне показалось, что было когда-то нечто грандиозное, и сейчас осталось вот эта непонятная железяка. А нет! Оказывается, это — памятник славным борцам революции Яну Залиту, Ивану Белову и другим. Памятник таким и был задуман.

По деревенской улице выходим на противоположный берег, на тот, к которому причалили. По пути попадаются дома красивые и простые, ухоженные и не очень.

В общем, обычная деревня. По дороге слушаем через аудиогид рассказ экскурсовода о нелёгкой судьбе острова.

В ноябре 1943-го немцы погрузили всех людей на баржи и увезли, в Латвию, Эстонию, Польшу, Германию, Австрию и Францию. Все постройки облили керосином и подожгли.
После войны, когда островитяне стали возвращаться домой, здесь было пусто, только выжженная земля. Все сгорело, сохранились лишь каменные постройки. Жили в храме, в землянках. Отстраиваться заново было сложно, поскольку леса на острове нет. Деревья для строительства приходилось сплавлять с материка по реке Толбе, а затем и по озеру. Дома ставили всем миром, помогали друг другу как могли.

Вышли к Часовне Николая Чудотворца.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Часовенка была воздвигнута для «неугасимого горения елея» в 1854 году в честь святителя Николая, в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. В нишах ее стен есть фрески с изображениями святых.

А дальше наш путь лежал к церкви Николая Чудотворца.

Храм впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах. Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Каменным храм стал в 1792 году. В 1939 году церковь после сильного разорения был закрыта и вновь открыта в 1947 году.

В советское время, когда церковный колокольный звон был запрещён, талабским рыбакам все же удалось отстоять его, ссылаясь на то, что только так, по колокольному звону, они могу вернуться домой в тумане.
Интересный факт, что в наши дни богослужения здесь проходят только при свечах!

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

В 1958 году в храме святого Николая Чудотворца начал служить батюшка Николай Гурьянов. Когда он прибыл на остров Залита, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама.
Николай Гурьянов (1909 — 2002) прослужил в храме до самой своей смерти.

Его называли Талабским старецем и ещё при жизни причисляли к живому святому. Он обладал особым духовным зрением и мог предугадать будущее. Именно затворник Николай предрек спасение России от рук коммунистов, канонизацию царя, а также крушение атомных лодок «Курск» и «Комсомолец». На острове буквально слагали легенды об удивительном даре предвидения батюшки, к нему съезжались люди со всей страны. Старец был способен по фотографии отыскать пропавших без вести людей, а также вызволял из плена заложников, вылечивал, казалось бы, неизлечимо больных людей и спасал просящих от напастей.

Домик старца Николая находится через дорогу от кладбища, на котором он похоронен.

Дом, в котором проживал Николай Гурьянов
Сразу за воротами кладбища - могила Николая Гурьянова

На кладбище в 1888 г. возведена часовня, по местному преданию, в честь Анастасии Римляныни.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

В тяжёлое для себя время обратилась за помощью к старцу и известная российская певица Ольга Кормухина. Проведя какое-то время на острове, певица купила здесь дом, отремонтировала его и сейчас иногда приезжает сюда на отдых.

Дом Ольги Кормухиной

Островитяне с уважением и благодарностью относятся к певице, так как Ольга приняла самое активное участие в сохранении на острове местной школы, которую в 2010 году собирались закрывать из-за малого количества учеников. Ольга привлекла внимание прессы к проблеме и дала благотворительный концерт, все средства от которого передала на ремонт и модернизацию залитской школы.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

А вот островному клубу не везёт. Правда, совсем недавно поставили новые стеклопакеты и всё…, как бы забыли.

А рядом с клубом такие личности! Ленин в меховой шапке и героический Ян Залит с грустью взирает вдаль.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Сегодня на острове имени Залита постоянно проживают около 200 человек. Летом население острова увеличивается за счет «дачников» — москвичей и питерцев, которые скупили здесь дома.
А в советское время здесь действовал рыболовецкий колхоз имени Залита — процветающее предприятие. Остров полностью обеспечивал себя всем необходимым. С началом 90-х годов жизнь на островах, как и по всей стране, очень сильно изменилась. Колхоз прекратил свою работу и деревня стала приходить в упадок. Сегодня жители ловят рыбу только для себя и для туристов.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Для привлечения туристов на берегу озера построена гостиница и есть ресторан, в котором мы и отобедали.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Грустно, конечно, от увиденного: с одной стороны — великолепная красота озера и природа острова,

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

и во всей этой красоте — полуразрушенные здания, затопленные лодки и корабли, в общем, безысходность, в котором пребывает сейчас остров Залита.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

После сытного обеда мы вновь погрузились в наши катера и примчались на остров им. Белова, бывший Верхний.

Он чуть побольше острова Залита, его площадь 0, 85 кв. км. Длина — около двух километров, а ширина приблизительно 800 метров. Поверхность острова возвышается над уровнем озера местами на 15 — 20 метров.

Деревушка, расположенная на острове называется просто и без затей — Остров Белова. Постоянное население — 20 человек.

Этот остров является памятником природы регионального значения.
На острове встречаются около 200 видов растений, в том числе редкие. Здесь можно полакомиться малиной и земляникой, встретить ежей, зайцев, зимой лис и даже волков. Но больше всего на острове птиц — здесь водятся совы, сороки, серые цапли, ласточки-береговушки, а так же редчайшие певчие дрозды.

В северной возвышенной части острова сохранилась сосново-еловая роща. С высокого берега открывается восхитительный вид на озеро. Эта часть острова — излюбленное место стоянки туристов.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Еловая роща — это уникальный островной еловый ареал, крупнейший в Псковско-Чудском озере и на территории Псковской области.

Люди приезжают на остров Белова в основном за экотуризмом. На острове расположено несколько туристических баз отдыха.

А вот как жить на острове — не представляю. Нет магазина и прочего, что, хотя бы минимально должно присутствовать в населённом пункте. Но удивительно, люди -то строятся! И даже детский аттракцион установили.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

От причала экскурсовод повела нас к главной достопримечательности острова — церкви Петра и Павла.

На улице, ведущей к храму, стоит старинный кирпичный купеческий дом. Сейчас он пустует и потихоньку разрушается.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

А вот уже и Петропавловская церковь.

Уединенная лесистая местность издревле привлекала сюда монахов, которые еще в 1470 году основали здесь мужской монастырь имени апостолов Петра и Павла. Причём братия состояла в основном из бывших разбойников, обитавших на острове. Обратил их в покаяние и основал обитель Досифей Верхнеостровский.
В 1703 году шведы практически полностью разрушили монастырь, однако уже к 1710 году он был полностью отстроен заново. В середине XVIII века, с приходом к власти Екатерины Великой, монастырь упразднили, вместо него открылась православная церковь Петра и Павла.

В 20-е годы XX века церковь закрыли. Узнав о том, что храм закрывается, священник и прихожане успели спрятать святые мощи преподобного Досифея. В советские годы церковь использовалась под склад, и она медленно разрушалась. В 1990 году Петропавловский храм был официально передан церкви. В 1994 году здесь были начаты восстановительные работы, которыми занимался десант казаков, высадившийся на остров. Именно эти люди и подняли церковь из руин. Храм освятил старец Николай Гурьянов, прибывший сюда с соседнего острова Залита. Затем сюда потянулись помощники-добровольцы, также помогавшие в восстановлении храма.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Когда велось восстановление храма, и разбирались горы мусора, совершенно случайно была найдена сохранившаяся подземная церковь, датирующаяся XV веком.
Настоящая работа по воссозданию православной святыни началась при отце Сергии Демидове. Настоящий подвижник, он находился в храме и днём, и ночью; был и плотником, и столяром, и каменщиком, и священником. Отец Сергий прослужил в островном храме почти 20 лет.
6 октября 2021 года, на 51-м году жизни он скончался от последствий коронавирусной инфекции. Сейчас при церкви нет постоянного батюшки, присылают на «работу» то одного, то другого.
Когда наша группа подошла к храму, его уже собирались закрывать. Но нас пустили внутрь ненадолго.

После посещения храма наша группа разделилась: ленивые пошли на берег купаться в озере, а любопытные (я в их числе), вместе с экскурсоводом отправились в поход по острову. Правда, нас сразу предупредили, что чувствительным к запахам луговых трав, лучше не рисковать и остаться в деревне. Бывали у туристов случаи сильных приступов аллергии.

Миновали цветочные луга и вышли на высокую дюну, с которой открывается великолепный вид на озеро и продолжили путь через старинный елово-берёзовый лес.

Интересно, что в советское время, в 70-х годах, в лесной части острова была построена база отдыха для учителей. База была очень популярной, но содержать её в удалённом месте на острове, наверное, оказалось уж очень хлопотно, и она прекратила своё существование. И исчезла! Буквально, не осталось ничего: ни намёка на некогда существовавшее заведение. Сейчас даже никто не может показать точное место, где она стояла.

В этот день было очень жарко, воздух просто парил, на голубом небе, которое сливалась с озером — ни тучки. К концу двухчасового похода по острову, мы уже едва плелись, возвращаясь в деревню. Но полученное удовольствие и эмоции от изумительной красоты природы острова стоили усилий и пота.

Как я уже отметила, постоянных жителей на острове — всего 20 человек. На улице, по которой мы возвращались к церкви, много пустующих, заброшенных домов, а какие-то очень даже привлекательные.

Из уютного Пскова — на озеро Псковское. Талабские острова

Так прошёл день на Талабских островах Псковского озера. Но экскурсия на этом не закончилась: на обратном пути в Псков нас завезли в Спасо-Елеазаровский монастырь. Об этом и других монастырях Псковщины, напишу как-нибудь в другой раз.

И мой совет: будете летом в Пскове, запланируйте экскурсию на Талабские острова — не пожалеете!