Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 15:57

Псков — Россия Июль 2022

Я, конечно же, не могла уехать из столь полюбившегося мне Пскова без сувениров. На память прикупила кофейную кружечку, холщовую сумку и декоративную тарелочку. На всех вещицах изображён Псков. Кружечку я подарила, а вот тарелочку повесила у себя на кухне. И вот любуюсь я этой тарелочкой, вспоминаю Псков,  решила сфотографировать её и показать вам.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Посмотрите, на ней и красавец Троицкий собор, и башни кремля, и купеческие палаты, и белая псковская церковь со звонницей. В общем, на маленькой тарелочке представлено всё, чем славится центр Пскова, которому и посвящена заключительная часть моего рассказа об этом городе.

Псков — древний город с 2000-летней историей. Первые письменные упоминания о нём датируются 903 годом. В 1510 году город вошёл в состав Русского централизованного государства. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), что делало Псков практически неприступным. На протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн.

Несмотря на значительные разрушения во время Великой Отечественной войны, в Пскове сохранилось множество религиозных и гражданских сооружений XII–XVI столетий.
Центр города — его сердце, в нём расположена главная достопримечательность города и его святыня — Троицкий собор и Кремль.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Золотой купол Троицкого собора кремля виден издалека: он манит и притягивает.

А вот я не торопилась в кремль, ходила вокруг да около, рассматривая его с противоположного берега реки Великая или Пскова.

«Что уж торопиться в кремль, когда вот он, рядом, я из окна своего отеля вижу его, мимо каждый день прохожу, успею» — рассуждала я.

Конечно же, кремль и собор я посетила, и даже дважды: самостоятельно и с экскурсией. Но об этом потом, а сначала прогуляемся по улицам города.

Итак, от Ольгинского моста пройдём по набережной вдоль реки Великая в противоположную от кремля сторону, к Покровскому комплексу.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Он включает в себя церкви Покрова и Рождества Богородицы «от Пролома», Покровскую башню и стены Окольного города. Покровский комплекс защищал южные рубежи Окольного города, стены которого были построены в 1465 году.

Важнейшая часть Покровского комплекса — Покровская башня, построенная в 1470 году после возведения деревянных стен Окольного города. Это было мощное крепостное сооружение: длина окружности — 90 метров, а внутреннее помещение делится на 5 ярусов. Высота башни 50 метров, толщина стен у земли — 6 метров, а наверху 3,5. Нижний ярус башни не выкладывали из камня, а проделали прямо в скале.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Верх башни был покрыт деревянным шатром, который в середине прошлого века восстановили по старым чертежам, а спустя пять лет, в 1955 году, сильный пожар уничтожил строение.
Сегодня над Покровской башней вновь возвышается красивый шатер, заново построенный в 2011 году.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы «от Пролома»

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Во время атаки города польскими войсками был нанесен сильнейший удар по крепостной стене. Появился пролом недалеко от Покровской башни. Для поддержки воинов, к повреждённому участку стены принесли иконы и мощи святого князя Всеволода-Гавриила из Покровского храма. Однако противнику удалось захватить две ближайшие башни и даже поднять над ними знамена польского короля. Победа была недолгой и, в конце концов, Стефан Батория отступил. Через год к Покровскому храму пристроили церковь и назвали ее церковью Рождества Богородицы «от Пролома».

Религиозные сооружения Пскова — важная часть архитектурного наследия города. В нём сохранились церкви XII — XV столетий, что является большой редкостью для России, так как большинство древних зданий не пережили нашествие татаро-монголов.

В Средние века Псков называли городом «тысячи церквей», из которых в наши дни сохранилось лишь сорок. Самые древние из них расположены в историческом центре. Уникальность этих храмов позволяет говорить об особой «псковской архитектурной школе», возникшей под влиянием византийских и новгородских традиций и достигшей расцвета в XV–XVI веках.

Церковь Василия Великого на Горке

Лаконичные и сдержанные, приземистые и небольшие церкви Пскова всегда строились из местного известнякового камня. Плиты обтёсывались, скреплялись известковым раствором, затем им же обмазывались и белились, что подчеркивало неровности кладки.

Псковские мастера использовали очень скромный набор декоративных приемов и архитектурных элементов. В итоге отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям: аскетичный внешний вид, кубический объем, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунец и поребрик.

Церковь Николая Чудотворца со Усохи
Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года.
Церковь Николая Чудотворца со Усохи Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года. В XIV веке это был второй по величине храм Пскова. После неоднократных пожаров церковь была разрушена, и в XVI столетии отстроена заново.

Простые формы псковских церквей сохраняют торжественность и строгую монументальность архитектурно-художественного облика. С маленькими окошками и метровыми стенами, съедающими все пространство внутри, в мирное время церкви служили для молитвы, в военное — для спасения.

Церковь Николая Чудотворца со Усохи

Несмотря на из простоту и кажущуюся, на первый взгляд схожесть, каждая из церквей неповторима и полна очарования.

Колокольня Церкви Михаила и Гавриила Архангелов с Городца

Продолжим прогулку по Пскову. От Ольгинского моста по улице Советская пройдём к Советской площади, рядом с которой расположен уютный Детский парк.

улица Советская (бывшая Великая)
Советская площадь

И первое, что (вернее, кто) встречает нас в Детском парке — княгиня Ольга.

Памятник святой Ольге был установлен в 2003 году, что приурочено к 1100-летию первого летописного упоминания о Пскове. Ольга взирает на Троицкий собор, на то место, где ей явились три сияющих луча и было сказано Самим Творцом, что здесь будет дом Святой Троицы. Рядом с ней — её внук, святой равноапостольный князь Владимир, просветивший Русь Святым Крещением.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Дальше, по аллее — памятник Скобарю. Посвящён псковским кузнецам, которые славились на всю Россию. Бронзовый «Скобарь» появился в Детском парке в 2014 году в рамках празднования 1111-летия первого упоминания города в летописи, автор скульптуры — Игорь Голубев.
Скобарь сидит на скамейке и протягивает окружающим подкову, словно даря всем проходящим мимо счастье. Псковичи и гости города охотно пользуются его предложением: трут подкову, нос, башмак, садятся кузнецу на колени и загадывают желания. Судя по затёртым до дыр золота подкове, носу и фартуку, скобарь осчастливил многих.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

В парке вам встретится два храма: церковь Василия Великого на горке

Церковь Василия Великого на Горке
Датируется 1413 годом.
Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах.
Церковь Василия Великого на Горке Датируется 1413 годом. Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах.

и Церковь Анастасии Узорешительницы (Анастасиевская церковь).
Согласно летописи, деревянная церковь Анастасии Узорешительницы была построена во Пскове в 1487 году. По обету горожане построили этот храм за один световой день, ища защиты от мора. Каменная Анастасиинская церковь упоминается в 1538 году, точное время её постройки неизвестно.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. В 1819 году звонница и крыльцо были заменены колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, по устному преданию, бывшей владелицей губернаторского дома помещицей Валуевой.

Рядом с церковью — Памятник Два капитана. Мы видим героев романа В. А. Каверина Ивана Татаринова и Саню Григорьева.
Монумент был открыт в Дни города 22 июля 1995 года.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Памятник расположен рядом со зданием Областной детско-юношеской библиотеки имени В. А. Каверина. Здание известно как Дом губернатора.

Бывший Дом губернатора является памятником гражданской архитектуры конца XVIII — первой половины XIX вв.
Первое краткое описание дома относится к 1805 году. В этот период дом статского советника А. С. Валуева представлял собой каменную постройку, в которой насчитывалось 16 теплых и 4 холодных комнаты. В 1809 году владелицей каменного дома в центре Пскова уже числится вдова А. С. Валуева — Марфа Петровна.
С 1831 года, после смерти М. П. Валуевой, дом начинают снимать для жительства псковского губернатора А. Н. Пещурова. В мае 1838 года здание выкупили в казну и с этого времени он стал Домом губернатора.
Домом псковских губернаторов здание оставалось до весны 1917 года. Ну, а потом — «Дом Свободы», «Дворец труда», «Центральный дом юных пионеров».

В годы немецкой оккупации 1941–1944 года в здании находился игорный клуб. После восстановления здание было отдано Псковской областной библиотеке. В середине 1980-х годов его передали Псковской областной юношеской библиотеке.
В настоящее время бывший губернаторский дом занимает Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина. На первом этаже здания расположен уникальный музей одной книги — Музей романа «Два капитана».

Недалеко от Детского парка, на улице Некрасова располагается интересный исторический объект — Поганкины палаты.

Поганкины палаты были построены в 1670-е годы в окольном городе и называются по имени хозяина — купца Поганкина, который жил в них и тут же вёл свои дела.
Сейчас в Поганкиных палатах Псковский музей-заповедник выставляет свои коллекции: живопись (есть Левитан, Куинджи, Айвазовский и другие), старинную утварь.
Главное нынешнее богатство Поганкиных палат — коллекция икон XIV–XVII веков. Отличная возможность познакомиться с псковской школой живописи — на редкость самобытной, особенно учитывая, что Псков был торговым городом, открытым для влияний внешнего мира.

К сожалению, на момент моего нахождения в Пскове, палаты, как мне показалось, были на ремонте, и музей был закрыт.

Гармонично соседствует с Поганкинскими палатами «Дом Подзноева». Он включает в себя два отреставрированных здания купеческих палат XVII века. Сейчас это ресторанно-гостиничный комплекс. В отеле «Двор Подзноева» представлены экспонаты археологических раскопок, из которых можно узнать об истории города.

Недалеко, по улице Советская (бывшая Великая — самая старая улица Пскова) располагаются палаты семьи Меньшиковых, построенные во второй половине XVII в. Главой семьи и заказчиком строительства был Семён Меньшиков, в 1650 году занимавший пост земского старосты. Сейчас палаты пребывают в непонятном состоянии, возможно, их собираются реставрировать. Зайти на территорию, которая выглядит заросшей и неухоженной, невозможно, ворота закрыты. Особенности палат Меньшикова — богато украшенные наличники окон.

Вообще, гуляя по улицам исторической части города, можно встретить немало интересных деталей, как вот эта вывеска, например, на магазине Ткани. Не знаю, какого она времени, но выглядит вполне себе старинно.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Или ажурный фасад доходного дома Лахновского (конец XIX века) по улице Карла Маркса.

Привлекает своим фасадом здание бывшей земской управы (1901 год).

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Из Детского парка выйдем на Октябрьский проспект (бывшая Сергиевская улица), который проходит по исторической части города от площади Ленина до Вокзальной улицы.

Здесь много интересных зданий: сохранившееся и отреставрированные постройки XIX века, и здания, построенные уже после войны. Конечно же, по всей улице я не прошла, да и цели такой не было.

Между этими двумя домами пройдём по улице Пушкина с красивым сквером и выйдем к Псковскому театру драмы им. А. С. Пушкина.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Строительство сцены началось в 1899 году в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Средства собрали благодаря пожертвованиям горожан. До 1920-х годов театр не имел постоянной труппы, поэтому актёры менялись от сезона к сезону. Первое здание было разрушено во время Великой Отечественной Войны, но уже в 1946 году его восстановили и возобновили театральные постановки.

Напротив театра — дом Гельдта 1886 года, в который размещалась гостиница «Россия». В настоящее время здание реставрируется с приспособлением также под гостиницу.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Перекрёсток улиц Пушкина и Ленина — приятное место, где можно отдохнуть в сквере, или поесть в одном из кафе.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

По улице Ленина выходим к площади Ленина.

С XIII века на этом месте был Торг или Торжище, главный рынок средневекового города. Сейчас на главной площади Пскова располагается университет, перед которым стоит памятник Ленину. Какая же площадь Ленина без памятника вождю?

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Со стороны площади Ленина находится и вход в Псковский кремль.

Расположенный на высоком мысу при слиянии рек Великая и Пскова, Псковский Кремль, с более чем тысячелетней историей, занимает 3 гектара территории, которая обнесена крепостными каменными стенами. В древности Кремль являлся общественным и политическим центром Пскова.

Сейчас в ансамбль Кремля входят действующий Троицкий собор с колокольней, крепостные укрепления с каменными стенами и башнями, объекты Довмонтова города с фундаментами храмов и гражданских зданий, Приказная палата XVII в.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Первое, где мы оказываемся, пройдя через башню Святых ворот — это Довмонтов город. Назван так по имени князя литовского происхождения Довмонта-Тимофея, княжившего в Пскове с 1266 по 1299 гг. Ранее в этих местах стояло много церквей и зданий. Сейчас, после многочисленных раскопок, в основном можно увидеть только основания храмов, так как все они были разрушены в разные времена.

Через Великие ворота

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

и захаб (древнерусское фортификационное сооружение в виде узкого, искривлённого коридора между двух стен) выходим непосредственно на территорию Кремля, или, как его называют, Кром.

И вот он, великолепный, белоснежный красавец Троицкий собор! Рядом — соборная колокольня (построена в XVIII веке), которая представляет собой единый ансамбль с главным храмом города. К сожалению, ансамбль этот сейчас никак не просматривается, поскольку колокольня на реставрации и внешне закрыта строительными лесами.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Еще до крещения Руси княгиня Ольга, оказавшись на берегу реки Великой, указала на место, где невероятным образом сходились несколько солнечных лучей. Она предсказала, что будет здесь величественный город и Троицкий собор.
Настоящий собор — четвертый по счету. Первый, по преданию, был построен княгиней Ольгой в X веке. На территории Кремля была поставлена первая деревянная церковь северного типа. Дата постройки ныне существующего собора — 1682–1699 годы. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри.

В Троицком соборе проходили торжественные обряды и службы, крещение, обряд посажения на княжение. У стен Троицкого собора бурлило народное вече, нередко заканчивавшееся потасовками. Здесь хранились важнейшие документы города. Отсюда уходила на войну псковская рать, здесь же погребали защитников города.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Не удалось собору избежать печальной участи большинства религиозных сооружений в советское время. А 1935 году собор закрыли, «из-за слабой посещаемости», предложив использовать его под антирелигиозный музей. Богослужения были возобновлены во время немецкой оккупации 1941–1944 годов и с тех пор уже не приостанавливались.
Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих.
Интерьер собора в 7-ми яруснум деревянным резным позолоченным иконостасом ХVIII века поражает и восхищает. Нижние ярусы иконостаса, более доступные взглядам молящихся, особенно отличаются искусной резьбой по дереву, покрытому тончайшей позолотой. Привлекают прихожан и 10 древних икон ХV-ХVII веков.

Иконостас Троицкого собора.

Собор ныне действующий, богослужения совершаются дважды в день.

Пройдя через Великие ворота на территорию Крома, оказываешься на Вечевой площади. Она довольно таки большая и пустая, в общем-то, представляет из себя газон. Здесь во времена Псковской республики собиралось Народное Вече.

В центре Вечевой площади возвышается крест. Сооружён он и установлен к 1100-летию Пскова на месте разрушенного в 40-е годы прошлого столетия Благовещенского собора.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 3. Центр

Рядом с Троицким собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.

Примечательна северная башня Псковского Кремля — Кутекрома. Башня сильно пострадала в 1615 году во время осады Пскова шведами. В 1701 году, когда Псков готовился к Северной войне, Кутекрома была наполовину разрушена, её камни пошли на строительство Петровского бастиона. В начале XIX века на руинах башни устроили беседку, в которой, по преданию, любил бывать А. С. Пушкин во время своих приездов в Псков. Лишь в 60-х годах прошлого века башне вернули её первоначальный облик.

Башня Кутекрома — северная башня крома

По всему периметру стен кремля проходит боевой ход.

По нему можно пройти и зайти внутрь башни Кутекрома. Аттракцион платный: взрослым нужно заплатить 100 рублей, дети до 16 лет — бесплатно. Я прошла и в башне побывала.

В башне Кутекрома

На этом заканчиваю свой рассказ о Пскове — тихом, уютном городе, в который хочется вернуться. Я провела в нём 6 насыщенных интересными открытиями дней. Кстати сказать, одним Псковом я не ограничилась. За это время я побывала в Пушкинских горах, на Талабских островах Псковского озера, в Печорах. Как-нибудь расскажу и об этом.