Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 13:13

Пушкинские горы — Россия Июль 2022

Есть на Псковской земле памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого Пушкина. Это музей-усадьба «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и поселок Пушкинские Горы. Места эти поэт любил и воспевал в своих произведениях. Ещё при жизни Пушкина, Михайловское воспринималось как его поэтическая родина, место духовного и творческого становления поэта.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенский тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Все мы знаем Пушкина. В школе учили его стихи, знакомились с биографией: когда и где родился, женился, родители, няня Арина Родионовна, дуэль, смерть … Может, у кого-то на слуху и имение Михайловское - место ссылки поэта. Но вот то, что поэт похоронен на Псковщине — знают немногие. В этом я убедилась, когда рассказывала друзьям и родственникам о путешествии в Псков и о том, что побывала на могиле Пушкина. Все удивлялись: Как? Могила Пушкина там?

Да я и сама вспомнила об этом только тогда, когда знакомилась с программой экскурсии. Хотя, на Туристере читала рассказы наших туристов про Пушкинские горы. Но тот факт, что здесь Пушкин и похоронен — совершенно вылетел из моей головы.
Всё-таки, детали определённого места запоминаются и хорошо усваиваются только тогда, когда сам побываешь там и увидишь всё собственными глазами. А так, в потоке информации — прочитала и забыла.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

В Пушкинский Заповедник можно приехать самостоятельно. Но надо учесть, что его территория довольно-таки большая, более 700 га и без машины будет проблематично добираться из одного имения в другое.
Я же воспользовалась экскурсией и забронировала её на сайте (который уже упоминала) Атмосфера путешествий. В программу экскурсии входит посещение музея-усадьбы «Михайловское», «Тригорское» и Святогорского Успенского монастыря.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Первая остановка — в посёлке Пушкинские горы. Село получила такое название в 1925 году, в память об Александре Пушкине. Изначально же оно называлось Тоболенец и его история восходит к 1569 году.
По селу мы только проехали и остановились близ научно-культурного центра, построенного в 1992 году.
Центр этот — источник научно-просветительной и культурной деятельности музея-заповедника. Здесь проводятся выставки, конференции, семинары, всё. конечно же, посвящёно жизни и творчеству А. С. Пушкина.

Сцена Большого зала имеет замечательную акустику, что позволяет проводить поэтические, камерные музыкальные вечера, театрализованные мероприятия.
Эта остановка возле центра была чисто технической-гигиенической: посещение туалета. А дальше наш путь лежал в Михайловское.
Автостоянка находится на некотором удалении от самого имения и дорога до него заняла какое-то время. Прошли сквозь так называмую праздничную поляну. Всё вокруг живописно и привлекает внимание.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Поляна и правда праздничная: один только заяц из соломы чего стоит!

Идём гуськом за экскурсоводом, слушаем аудиогид. Влево — вправо не убегаем, в интересных местах не задерживаемся, только там, где гид разрешит.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Так что, во время экскурсии углубиться в аллеи парка, спуститься в поле и пройти к мельнице вдалеке,

По следам великого поэта. Пушкинские горы

или речке не удастся. С это целью приезжать сюда надо самостоятельно и наслаждаться природой.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

А места здесь изумительной красоты! Холмистая местность, много озёр, луга, сосновый лес, ухоженные парки в имениях. Всё радует глаз, и доставляет полнейшее эстетическое удовольствие.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Каменный амбар - льнохранилище (середина XIX века). Сейчас используется как выставочный зал.

Музей-усадьба Михайловское
Рассказывая об этих местах, невозможно не вспомнить и биографию поэта.
Утомлять вас не буду, только вкратце упомяну о тех событиях, которые связаны непосредственно с пребыванием Пушкина на Псковщине.
Михайловское — родовое имение матери А. С. Пушкина, перешедшее ей по наследству в 1818 году. А первоначально, в 1742 году эти земли именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

В Михайловском имении писатель провел свое детство и юношество. А в 1824 — 1826 годах пребывал здесь в ссылке, куда был сослан из Одессы. Последующие годы он периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе.

В Одессе, куда поэт переехал в 1823 году, будучи зачисленным на службу к наместнику Новороссийского края графу М. С. Воронцову, Пушкин вёл весьма бурную жизнь. Его привлекало там всё: пёстрое общество, итальянская опера, парижские ресторации. Однако, отношения Воронцова и Пушкина по многим причинам не сложились (в том числе и атеистические взгляды поэта), и через год нашлась причина для удаления Пушкина в имение его матери с. Михайловское Псковской губернии.

Дуб «У Лукоморья». Этому исполину более 260 лет.

Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых.

Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман…" («Евгений Онегин»).

Дуб «У Лукоморья».
По следам великого поэта. Пушкинские горы

Здесь, на отчей земле, в Михайловском, Пушкин написал около 100 произведений: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедию «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», стихотворения «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье…», «Вновь я посетил…», начало первого произведения в прозе — романа «Арап Петра Великого».

Дом-музей Пушкина в Михайловском.
По следам великого поэта. Пушкинские горы

В 1899 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения поэта, Михайловское было выкуплено у его наследников в государственную собственность на народные пожертвования. С этого времени начинается история музея-заповедника «Пушкинский Уголок».

Кабинет А. С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте.

В 1911 году на усадьбе сельца Михайловского был открыт пушкинский музей.

«Домик няни» слева от входа в Дом-музей. Восстановлен в 1947 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с «Описью сельца Михайловского» 1838 г. В летнее время в светёлке жила няня поэта Арина Родионовна. В баньке (мыльне) Пушкин, так же, как и герой его романа, Онегин, принимал ледяные ванны.

«Кухня» расположена справа от входа в Дом-музей. Флигель восстановлен в 1951 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с «Описью сельца Михайловского» 1838 г. В нём 2 комнаты с двумя русскими печьми.

После посещения усадьбы, «Домика няни» и «Кухни-людской», была непродолжительная прогулка по Михайловскому парку.

Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Вяз в центре круга посажен в 1899 году сыном поэта Г. А. Пушкиным, который владел имением в течение 33 лет. Уже позже, по периметру круга были высажены 26 лип (по дате рождения поэта — 26 мая по старому стилю).

Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII — начала XIX веков. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А. С. Пушкина О. А. Ганнибалом.

Музей-усадьба Тригорское.
Находясь в имении Михайловское во время ссылки, Пушкин частенько наведывался к своим друзьям в Тригорское, место, ставшее для него вторым домом.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Именным Указом Екатерины II в. 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семёновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому. Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 года становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Во время ссылки Пушкина хозяйкой усадьбы была дочь А. Вындомского Прасковья Александровна, с семейством которой поэт был в очень дружеских отношениях. Пушкин любил пребывать в их барском доме, баньке. Здесь он мог уединиться и насладиться тишиной. Немало стихов он посвятил обитателям Тригорского.

Семейство Осиповых-Вульф сердечно участвовали в судьбе Пушкина. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту краски и материалы для его художественных вымыслов. Не зря его роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, считается энциклопедией русской жизни.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Недалеко от первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа.

Банька восстановлена в 1978 и реконструирована в 1998 году. Восстановление 1998 г. полностью соответствует старинным изображениям баньки и ее архитектурным обмерам. Это довольно большое здание могло служить и домом для гостей, и местом отдыха в летнюю жару, и в то же время было баней.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

От баньки, дорожка привела нас на поляну с Солнечными часами.
Удивительная парковая затея, отличающаяся своей оригинальностью и сложностью устройства. Циферблат солнечных часов находится на относительном возвышении и отделён от зеленого массива пешеходной дорожкой. По внешней линии круга были высажены часовые дубы.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Тригорский парк — памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. Но, к сожалению, временные рамки экскурсии не позволили погулять по нему и насладиться пейзажами.

* * *

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить где он захочет.
27 января 1837 года, в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 года в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.
Отпевание его совершилось в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Петербурге, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А. И. Тургенева и жандармского капитана.
6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Святогорский Свято-Успенский монастырь был основан в 1569 году царём Иваном IV Грозным. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце XVI века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами.

С XVIII века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г.
Главные достопримечательности монастыря — Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. Здесь лежат родители Пушкина, в соборе был похоронен маленький брат Александра Платон.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Живя в Михайловском в 1824–1826 годах, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий, на богомолье и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной.

Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору,

По следам великого поэта. Пушкинские горы

мы оказались у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь находится могила Пушкина. На памятнике из белого мрамора надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года».

* * *

Надо отметить, что древнейшие постройки Пушкинского музея-заповедника, к сожалению, не уцелели и большинство из того, что мы видим и посещаем сейчас — новодел (хоть мне это слово и не нравится в данном контексте). Современники по имеющимся описям восстановили практически все объекты.

В феврале 1918 года, во время революционной смуты, были сожжены и разграблены Михайловское, Тригорское, Петровское, Голубово и другие имения, принадлежавшие потомкам родственников, друзей и знакомых Пушкина.

Но уже в 1922 году сёла Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина были объявлены заповедными и началось восстановление утраченного.

Следующий удар по заповеднику — Вторая Мировая Война. С 1941 по 1944 годы музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. Заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. Территория музея-заповедника была освобождена в тяжелых боях в июле 1944 года. После освобождения выяснилось, что вся она была густо заминирована. К сплошному разминированию привлекались сразу 3 инженерно-сапёрные бригады и отдельный инженерный батальон собак-миноискателей.

После войны началось восстановление объектов музея-заповедника. Отдельное внимание уделяли реставрации дома-музея Пушкина. Архитекторам удалось полностью воссоздать потерянный интерьер. Экспонаты музея включают в себя подлинные вещи поэта.

К 1949 году восстановлены усадьба Михайловское, дом поэта на старом фундаменте и Святогорский монастырь.

В 1962 году, после большой исследовательской работы, завершилось восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых и Вульфов.

Чем закончить рассказ о Пушкинских местах? Конечно же, памятником поэту, что расположен рядом со Святогорским монастырём, на перекрёстке дорог. На мой взгляд, он гораздо лучше, чем тот, что в Михайловском.

По следам великого поэта. Пушкинские горы

На этом всё. Так прошла экскурсия по основным (не всем, к сожалению) заповедным пушкинским местам Псковщины.