Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 13:36

Печора, Псков — Россия Июль 2022

Псков — один из самых древних городов нашей страны, что определяет весь его облик и придаёт ему неповторимую атмосферу старины и уюта. Пребывать в нём — большое удовольствие.
Но, будучи во Пскове, не пренебрегайте и Псковщиной, ведь Псковская область — невероятно красивый и интересный уголок России. Это край лесов и озер, место, отмеченное знаковыми событиями и великими людьми.
Здесь — изобилие природных красот, архитектурных шедевров, археологических артефактов, исторически значимых объектов.

По святым местам Псковщины. Монастыри

А ещё, на Псковской земле располагаются монастыри — святыни с многовековой историей, жемчужины христианского мира. Основных монастырей — 10, в интернете о них можно найти много информации с фотографиями. Почти все они завораживают своим видом и вызывают желание побывать там.
Жаль, конечно, что некоторые из них находятся в деревнях, названия которых совсем не на слуху и отдалённых местах, в которые проблематично добраться, если вы не на машине.
Вот и мне, «безлошадной», удалось посмотреть только те, которые входили в программу различных экскурсий. Это наиболее популярные и посещаемые туристами монастыри, в которых вы, наверняка бывали, посещая Псков, или они знакомы по многочисленным картинкам. Так что, ничего нового я, увы, не покажу, лишь поделюсь впечатлениями от увиденного.

Спасо- Елеазаровский монастырь

Человек я, хоть и крещённый, но не воцерковлённый: службы не посещаю, молитвы не читаю, посты не соблюдаю. Но любые церкви и монастыри мне интересны и я люблю их посещать. Всегда (если открыто и есть возможность) захожу внутрь постоять у икон, поставить свечки, полюбоваться интерьерами.
Даже не знаю, какой из Псковских монастырей произвёл на меня самое яркое впечатление. Каждый из них хорош по-своему. У каждого своя древняя и трагическая история с разорением святынь и последующим их восстановлением.

Есть монастыри яркие, помпезные, многолюдные, на восстановление и содержание которых тратятся немалые деньги.

Успенский Псково-Печерский монастырь

А есть совсем простые, и несколько обветшалые, незаметные и тихие. Но именно в них-то и чувствуется сакральность, аутентичность и дух старины. Находясь в них, ты как будто бы окунаешься в ту эпоху, когда они только становились.

Снетогорский монастырь
Мирожский монастырь в Пскове

Ну, а главное, это то, что сейчас монастыри живут и развиваются. Многочисленные паломники приезжают в эти святыни: кто-то стремится приложиться к святым мощам, а другие (как я, например) просто познакомиться с храмами и монастырями с точки зрения истории и архитектуры.

Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.
Это один из самых старых монастырей России, ему более 700 лет.
Посещение и знакомство с этим монастырём входит в программу большой автобусной экскурсии по Пскову.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве (гора Снятная) правого берега излучены реки Великой. Это примерно в 3,5 км от центра Пскова, вниз по течению реки Великой.

Название горы «Сн(я)етная» (можно и с буквой «е», и буквой «я») происходит от слова «снеть» — снеток — крошечная рыбка, которой так славится Псков.
В настоящее время ансамбль Снетогорского монастыря составляют: собор Рождества Богородицы (1310–1311 годы), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 год), Архиерейский дом (1805 год), руины колокольни — церкви Вознесения Господня (первая половина XVI века), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — середина XIX века).

По святым местам Псковщины. Монастыри

Впервые Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году. Главным промыслом монастыря была рыбная ловля, монастырь владел значительными земельными угодьями. Каменное строительство ведется в монастыре с начала ХIV века.
Много событий на своём веку повидал монастырь: он являлся первым оборонительным рубежом на подходах к Пскову с севера. Не имея крепостных сооружений, монастырь не мог надолго задержать врагов. В 1615 году Снетогорский монастырь был занят войсками шведского короля Густава Адольфа.

По святым местам Псковщины. Монастыри

В 1805 г. монастырь был упразднен и превращен в загородный архиерейский дом.
Ну, а с приходом советской власти монастырь был разорен и превращен в дом отдыха. Тогда же была разрушена и церковь Вознесения. Сейчас от нее осталось лишь основание.

По святым местам Псковщины. Монастыри

В годы немецко-фашистской оккупации в обители размещался главный штаб немецкой армии северо-западного фронта.
С 1947 года в бывшем монастыре находился детский соматический санаторий.
В 1993 году, после реставрации в монастыре была возрождена монашеская жизнь. Монастырь стал женским. Сейчас здесь проживает около 100 монахинь, больше половины из них — престарелые монахини, многие живут в монастырской богадельне.
В Соборе Рождества Богородицы сохранились росписи сделанные в домонгольский период. В 2019 году собор внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.

Чтобы посетить этот монастырь, никуда ехать не надо: он находится в самом Пскове, на левом берегу реки Великой (район Завеличье).

Мирожский монастырь. Колокольня, братский корпус и Стефановская церковь.

Основан примерно в середине XII века епископом Новгородским Нифонтом, возможно, греком по происхождению.
Монастырь, находящийся недалеко от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. Спасо-Преображенский собор (включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства) датируется XI веком и относится к крестово-купольному типу храмов и знаменит византийскими фресками, которыми он расписан сверху донизу.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Предположительно, роспись велась в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Фрески выделяются единством художественного замысла и своей высокой сохранностью.

Надо сказать, что Спасо-Преображенский собор, хоть и находится на территории монастыря, ему не принадлежит, это музей.

Монастырская Стефановская церковь представляет собой надвратный храм, который был построен на месте более древней церкви 1406 года. В нём проходят регулярные Богослужения. Храм очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами.

Спасо-Елеазаровский монастырь
Находится в деревне Елизарово. Посещение этого монастыря входит в программу экскурсии на Талабские острова в Псковском озере.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя Елеазара, простого крестьянина, который постиг богословские премудрости и даже получил аудиенцию у Константинопольского патриарха. В 1425 году он покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и удалился в келью на берегу реки Толбы в глубине лесов. Однажды отшельнику явились во сне святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, потребовали учредить монастырь, и даже указали место для храма.

В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь сделался центром духовной жизни и центром псковского летописания и иконописания.
Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.
В 1918 году Спасо-Елеазаровская обитель была официально упразднена, монахов вывезли на подводах в сторону Петрограда, где они приняли мученическую смерть.

Монастырский храм действовал до весны 1920 года, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья», а в ноябре 1923 года монастырь был окончательно закрыт.
На его территории власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство. В процессе этих деяний всего за несколько месяцев погубили всё, что было создано когда-то трудом монахов.

По святым местам Псковщины. Монастыри

В Елеазаровской обители чего только не открывали: и Народный дом, и дом дефективных детей, и детский туберкулезный санаторий, и базу отдыха.
До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.
От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
В 2000 году монастырь был возобновлен как женский.

Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь

Находится в посёлке Пушкинские горы и широко известен как место погребения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэт был похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в. 1569 году на месте явления святому блаженному Тимофею иконы Божией Матери «Одигитрия».

Обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Данилы Тюленева в Москве в 1753 г.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако он оставался известным в народе своими святынями, к тому же, при монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа.

По святым местам Псковщины. Монастыри

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском в 1824–1826 годах, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий на богомолье и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны монастырские строения серьёзно пострадали. Монастырь вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.
Успенский собор и прочие, видимые ныне постройки, были восстановлены в 1949 году. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция.
В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь.
Монастырь окружен старинной каменной оградой, построенной в конце 18 века. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие и Анастасьевские. Каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры (то есть созданные Богом), называется Святой горой.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Ему, в отличие от других монастырей Псковщины повезло: он ни разу за всю свою историю не закрывался. Дело в том, что Псково-Печерская обитель по договору 1922 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от закрытия, всеобщего разорения и осквернения.
Отличается он от других монастырей и своим видом: яркий, разноцветный, с звёздными куполами-маковками.

Находится он в городе Печоры и его посещение из Пскова не составляет никаких трудностей. От автовокзала Пскова (который находится рядом с ж. д. вокзалом) регулярно ходят автобусы. Время в пути — чуть больше часа. По пути автобус проезжает и делает остановку в Изборске, так что в один день можно совместить эти два места.
Я не стала брать экскурсию и поехала в Печоры самостоятельно. Но вот незадача, отправилась я туда в субботу. В этот день велись службы во всех церквях монастыря и народу было очень много: верующие, экскурсанты, паломники и просто любопытствующие. А судя по тому, что в монастыре была некая суета, послушники бегали с букетами цветов — отмечалось какое-то важное событие.

Оказывается, в этот день (2 июля) поздравляли митрополита Тихона (в миру Георгий Шевкунов) с днем монашеского пострига. И много людей приехали в монастырь в надежде увидеть главу Псковской митрополии. Не знаю, может и довелось им встретиться с митрополитом.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Фотографировать в таком столпотворении было очень проблематично, как и находится там. Сразу вспомнились монастыри тихие, спокойные, не раскрученные.

Славится монастырь не только своим обликом, но и людьми, служившими в нём. В XX веке монастырь испытал на себе тяготы войн. В 1941 году Печоры были оккупированы фашистскими войсками. От артиллерийских обстрелов были разрушены Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора.
В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории, но наместник сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности.

Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались советские разведчики.
Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому отец Павел был бессилен.

По святым местам Псковщины. Монастыри

После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, представляли его как предателя и рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

Почти все ценности, вывезенные из монастыря, впоследствии были возвращены.

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник.

Первое, что мы видим, приближаясь к монастырю — крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Крепостные каменные стены с башнями и тремя воротами были построены в 1558–1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Вход в монастырь через Святые ворота. Над ними расположена Покровская башня. В отличие от остальных, построена она была только в XVII веке. Её трехъярусная конструкция по всему периметру имеет галерею и заканчивается куполом.

Михайловский собор — самое большое строение монастыря. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в «долу между гор». Был сооружён в 1815–1827 годах по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма. Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Древнейший из соборов — Успенский ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.
Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле «украинского барокко»). Их пять, темно-синих с золотыми звездами.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов.

По святым местам Псковщины. Монастыри

Красив монастырь — спору нет! Его вид поражает и восхищает. И если уж вы доехали до Пскова, выделите время на Печоры, посетите эту удивительную обитель.

Ну что же, на этом заканчиваю цикл рассказов о моём посещении Пскова и земли Псковской.
Благодарю за внимание. Тем же, кто ещё там не был, советую побывать в этих краях.