Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 7:04

Псков — Россия Июль 2022

Буквально переполненный памятниками древнерусской архитектуры, Псков уютно расположился по берегам небольших рек — Великая и ПсковА. И, на мой взгляд, именно эти реки и всё, что расположено на их берегах и отражается в их водах, придаёт Пскову особое очарование и умиротворение.

река Пскова

Можно бесконечно и беззаботно бродить вдоль берегов и любоваться величественным Кремлём и Троицким собором с берега Завеличья или Запсковья.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

А потом перейти на сторону Кремля и уже оттуда рассматривать Золотую набережную, что за рекой Пскова,

река Пскова

или жилые кварталы Завеличья.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

А можно прокатиться по реке Великая на экскурсионном кораблике и полюбоваться видами города с реки.
Теплоходы отходят от причала, рядом с Ольгинским мостом.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Теплоход идёт сначала влево, почти до Мирожского монастыря, потом разворачивается, проплывает мимо Кремля до самого Снетогорского монастыря.

Церковь Климента, Папы Римского, бывшего Климентского монастыря.
Постройка храма святых датирована XIV веком.
Церковь Климента, Папы Римского, бывшего Климентского монастыря. Постройка храма святых датирована XIV веком.
Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Находясь в Пскове целых 6 дней, я разобралась с его районами и у меня сложилась чёткая картинка: что есть что, и где это находится. Итак, в Пскове 3 основных туристических района: Центральный, Запсковье, Завеличье. Есть ещё Завокзальный район, название говорит само за себя.
Район Центральный — понятно, это центр города, где находится Кремль, много красивых исторических улиц, зданий и храмов, парков, уютных зон отдыха.
За рекой Пскова расположился район ЗАпсковье, а за рекой Великая — ЗАвеличье.
И опять сделаю акцент на правильное, псковское произношение названий: правильно говорить ЗАвеличье, делая ударение на первый слог, так же как и ЗАпсковье. Сначала непривычно, но быстро привыкаешь и уже не спотыкаешься в этих словах.
Район Запсковье я уже показала в фотоальбоме здесь. Этот рассказ о Завеличье.

Переходим от Кремля Ольгинский мост, спускаемся вниз и идём вправо.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Берег реки Великая здесь, хоть он и не такой обустроенный, как противоположный — популярное место отдыха. Здесь нет толп туристов, в основном местные жители. Кто-то рыбачит, кто-то купается, сидят влюблённые парочки, семьи с детьми. И всё это с видом на прекрасный кремль.
Давайте же и мы сначала пройдёмся вдоль реки и полюбуемся с берега Завеличья на Кремль и Троицкий собор.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

В один из дней, вечером, вернувшись с экскурсии в Пушкинские горы, я буквально валилась от усталости. День был уж очень жарким и насыщенным впечатлениями. Сил выйти из отеля и прогуляться не было. И вдруг, свет в окне озарился мягким, золотым цветом. Выглянула и обомлела. Кремль, река, всё было в золотом свете. Какая уж тут усталость! Помчалась на берег реки и запечатлела эту красоту, которая длилась совсем недолго.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Вдоль берега строится квартал Европейский. Часть квартала, та, что выходит на улицу Горького, уже построена. Улица Горького — первая улица от реки и идёт вдоль неё. Уже само название Европейский говорит само за себя. В нём всё по-европейски: красивые разноцветные домики с окружающей их ухоженной территорией.

Здесь элитное жильё, гостиницы, различные учреждения (в основном страховые компании), есть гимназия и центр детского развития. Приятный район. Думаю, уже совсем скоро, достроят дома и по берегу Великой и он будет выглядеть также, как Золотой квартал за рекой Пскова.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Отель, в котором я проживала, находится в этом квартале. Готовясь к поездке, долго выбирала место проживания. Конечно, хотелось поближе к кремлю и всем достопримечательностям, и чтобы комфортно было, и с завтраком, и к тому же, по приемлемой цене. При поиске, постоянно смотрела на карту. И вот, нашёлся такой, отвечающим моим желаниям: Гостиница 903.

Находится она в Завеличье (это я уже потом, на месте поняла), совсем недалеко от Ольгинского моста, чуть ли не на берегу реки Великая, напротив Кремля. Окно моего номера выходило на реку и кремль. Как потом я выяснила, название отеля 903- год основания Пскова. В общем, своим выбором я осталась очень довольна. Мой отзыв о гостинице Гостиница 903
Каждый раз, отправляясь из отеля в центр, я проходила мимо Ольгинской часовни и расположенному рядом Ольгинскому кресту.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Житие княгини Ольги сообщает, что уже овдовев и приняв христианство, она навестила родные места, отдыхала у реки в пасмурный день и увидела, как яркие солнечные лучи из-за облаков осветили лесистый мыс на противоположном берегу. Правительница посчитала это добрым знаком и повелела построить там Троицкий собор и Плесков град — будущий Псков. На месте, где ей явилось чудесное знамение, вкопали памятный крест, а позже поставили Ольгинскую часовню. Дата строительства неизвестна, а вот снесли ее в 1960 году.
Возрождение разрушенной псковской святыни произошло в 2000 году. Новую Ольгинскую часовню возвели на искусственной площадке у набережной напротив кремля. В основе композиции лежит равносторонний крест, фасады с закомарами, световой барабан увенчан шлемовидной главой. Так могла бы выглядеть церковь, построенная в 10–11 веках.
Полукруглая стена смотровой площадки, обращенная к реке, отделана природным камнем. Две лестницы по ее сторонам ведут к нише, откуда бежит освященная вода.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Рядом, ближе к Ольгинскому мосту стоит Церковь Успения Божией Матери «с Пароменья» — Восхитительный памятник архитектуры XVI века. Церковь построена в 1443 году на месте паромной переправы через реку Великую, перестроена в 1521 году.

Рядом с ней — отдельно стоящая, потрясающе белая звонница, восстановленная в 2008 году на пожертвования сотрудников псковской милиции и меценатов.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Как же прекрасна эта церковь! Не переставала любоваться ею когда шла по мосту, спускалась к ней по пути в гостиницу, ходила вокруг и фотографировала со всех сторон.
Ещё одна святыня Завеличья — собор Рождества Иоанна Предтечи. Находится на берегу реки Великая по адресу ул. Горького, 1.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Уникальный памятник русской архитектуры домонгольского периода. Возводили его в начале 1140-х годов новгородские мастера. Массивность здания, приземистые пропорции и простота, отсутствие декора создают ощущение сурового величия. Храм долгое время был культурным центром Иоанно-Предтеченского монастыря — православного женского монастыря, существовавший в Пскове с XII века до 1923 года.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Религиозный памятник несколько раз переделывали, частично искажая первоначальный облик — в основном это коснулось приделов. Власть Советов закрыла монастырь и почти разрушила его, но, как ни странно, сам собор пощадили. Вторую Мировую Войну он также прошёл почти без повреждений. В лоно церкви храм вернули в 1990 году, тогда же и провели реставрацию.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Храм выделяется среди остальных псковских храмов: снаружи украшений и декора почти нет, в толстых стенах — узкие окна-щели, а вот интерьер довольно таки яркий.

Но не стоит ожидать увидеть внутри старинные иконы. Фрески в основном современные, часть старой росписи была увезена по различным музеям — к примеру, известная икона «Никола» находится сейчас в Третьяковской галерее.
Сейчас храм стоит посреди открытого поля, окружённый современными постройками. Толстые стены здания буквально «утоплены» в почву — за годы поверхность поднялась так, что пол собора находится почти на метр ниже уровня земли.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Территория вокруг церкви, где когда-то был монастырь, сейчас пустынна, но ухожена.

Поскольку Псков стоит на двух реках, то мосты играют важную роль в жизни города. Убери хоть один из них — и сразу возникнут сложности. Вот, к примеру, закрыли сейчас на ремонт Троицкий мост через Пскову, и туристам стало сложнее попасть из центра (сразу от Кремля) в Запсковье. Хотя, стоит минут 10 пройтись по прекрасному парку вдоль Псковы и по маленькому пешеходному мостику перейти в Запсковье.

Через реку Великая несколько мостов. Ольгинский мост соединяет центр с Завеличьем. Наверное, это самый популярный мост у туристов, так как именно с него открываются великолепные виды на Кремль, Троицкий собор, набережную с надписью «Россия начинается здесь». Мост этот, несмотря на такое красивое название, некрасивый совсем, чисто функциональный.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Долгое время, в давние времена, район Завеличья соединялся с центром города временным мостом (понтонным), который функционировал в летнее время. Каждую осень он разбирался, так как весной его сносило половодьем, а зимой районы города соединялись по льду. Это место называлось — «Пароменье».
В начале XX века встал вопрос о возведении постоянного моста через реку Великую, так как районы города периодически оказывались отрезанными друг от друга. К 1909 году был утвержден проект нового моста. Работы по его строительству завершились в октябре 1911 года. Нарядный, с ажурными арками новый мост был назван Ольгинским.
В дальнейшем мост разрушали войны: один раз во время Гражданской войны и дважды в годы Великой Отечественной. Его восстановили, но в 1969-м арочную переправу разобрали из-за возрастающей нагрузки. Некоторое время он именовался «мостом Красной Армии», но ему всё-таки вернули историческое название.

В Завеличье, у берегового устоя Ольгинского моста расположена часовня святой Анастасии.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Рассматривая её с моста, мне казалось, что эта неказистая, малюсенькая часовенка совсем из древних времён. А нет! Закладка этой часовни состоялась 5 августа 1911 года. Проект часовни был разработан известным архитектором А. В. Щусевым. Маленькая часовня была построена в традициях древней псковской архитектуры, а расписана в 1913 году по эскизам знаменитого художника Н. К. Рериха. Внутреннее убранство отразило идею заступничества святых и Небесных сил за Псков. Поставили её тогда на насыпи над старой часовней 1710 года и вход в неё был с моста.
После Октябрьской революции часовню закрыли. Настенная живопись была забелена, главка и барабан утрачены. Часовня использовалась не по назначению.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Во время реконструкции Ольгинского моста в 1969 году часовенку чуть было не снесли, так как она оказалась в самом центре проезда к строительной площадке и мешала вести работы. И только благодаря усилиям псковских архитекторов-реставраторов часовню удалось спасти. Но её необходимо было срочно убрать с территории строительной площадки. Часовню было решено распилить на две части и перенести на новое место. Реставрация часовни была проведена в начале 70-х годов XX в. Из-за ветхого состояния и отсутствия должного ухода, сейчас часовня закрыта для посещений.

А теперь, от часовни святой Анастасии пройдём по набережной в противоположную (от Кремля) сторону, к Мирожскому монастырю, который виден с моста.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Кажется, что он далеко, но на самом деле, идти до него от Ольгинского моста, не торопясь, с полчаса. Путь вдоль реки очень приятный и интересный. Перед монастырём — городской пляж. Вот куда можно было прийти и охладиться в прохладе реки во время жары!

Спасо-Мирожский монастырь
Один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Монастырь величаво возвышается на берегу реки Великой в месте её слияния с небольшой речкой Мирожи. Думаю, что Мирожский монастырь — самое интересное место в Завеличье, и посетить его надо обязательно, если вы в Пскове. Здесь непередаваемая атмосфера, всё пронизано тишиной и спокойствием.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.
Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков, и иконописную мастерскую. Обитель была богата.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

Возрождение монашеской жизни в древнейшей обители началось в 1994 году. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

В 1997 году иконописная школа была вновь воссоздана, и в 2011 году в монастыре начала работу иконописная школа для детей города Пскова. Я как раз застала тот момент, когда мастер увлечённо и интересно рассказывал ученикам о стиле псковских храмов. Его рассказом увлеклись не только дети, но и посетители монастыря.

Сердце Спасо-Мирожского монастыря — великолепный белокаменный Спасо-Преображенский собор, памятник архитектуры и монументальной живописи середины XII века, впервые упоминается в летописях под 1156 годом. Заказчиком строительства и росписей собора был архиепископ Новгородский Нифонт. Имея провизантийскую направленность своей церковной и политической деятельности, он выбрал характерно византийский тип храма.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

Первые изменения задуманного облика храма начались уже в XII веке, а в течение XVI–XVIII веков внешний вид храма претерпел значительные изменения, например, шлемовидный купол был заменён луковичной главой, на стене притвора сооружена звонница. Таким собор и предстаёт перед нами сегодня.

Фресковые росписи выполнены в XII веке приглашёнными из Византии греческими мастерами. Использованы привозные дорогие в средневековье драгоценные краски.
Более 80% древней авторской живописи дошло до сегодняшних дней. Поэтому Спасо-Преображенский монастырь включён ЮНЕСКО в списки мировых творений.

В целом ансамбль росписи представлял систему Божественного устройства Вселенной и Спасения человечества через Воплощение и Крестный Путь Христа.
Забеленные к XVIII веку фрески были раскрыты и исследованы в 1889–1913 годах, а затем записаны вновь клеевыми красками суздальскими мастерами.

В 1969–1983 годах в соборе были проведены реставрационные работы по раскрытию фресковой росписи и укреплению красочного слоя.
В настоящее время осуществляется новый этап реставрации, направленный на раскрытие фрагментов нетронутого слоя поновлений XIX века и консервации живописного слоя XII века.
В соборе поддерживается необходимый для сохранения древней живописи температурно-влажностный режим.

Псков — город старины, уюта и очарования. Часть 2. Завеличье

В монастырь можно прийти в любое время. А вот если вы хотите попасть в Спасо-Преображенский собор и посмотреть уникальные фрески, то надо иметь в виду, что открыт он с 11 часов до 18, выходной — понедельник. Посещение платное, билеты надо купить в кассе (это отдельный домик). И ещё надо учитывать, что собор закрыт в дождь, снег, туман и при повышенной влажности. Одновременно в собор запускают не больше 10 человек. Время пребывания в нём — 20 минут. Этого вполне достаточно. Фотографировать можно, только без вспышки.

Вот таким я увидела Завеличье и показала вам лишь маленькую, но, на мой взгляд, самую интересную часть района. Благодарю всех за внимание к моему рассказу.