Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была вчера 21:41
Get lost in my rock and roll!

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Норвегия Август 2022
3 20

Принявшись писать очередной отчет, я неожиданно поняла, что мы никогда не ездим «в отпуск». Друзья спрашивают: «Какое следующее путешествие?» или просто «Куда теперь?» Англоязычные друзья выражаются аналогично: «Where is your next trip?», и ни в коем случае не используют слово «vacation».

И надо же: никогда такого не было, и вот опять! Путешествие в Норвегию.

Готовилось оно, можно сказать, впопыхах, потому что мы должны были ехать совершенно в другую страну. Но там по независящим причинам всё обломилось, и всего за месяц пришлось планировать абсолютно иное, и по форме, и по содержанию, приключение.

Никаких тестов, никаких масок, без карантина и прочей ереси. В феврале 2022 года все въездные требования по COVID были сняты для путешественников в Норвегию.

4
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Набережная Бергена, Норвегия

23 страницы Word, исписанные крохотным, Calibri 8 шрифтом, несли в себе отнюдь не мелкие планы. Там был и подъем в «кошках» на ледник, и катание по олимпийской бобслейной трассе, и морская рыбалка, и гидросамолет над фьордами, и горнолыжный курорт с настоящим снегом в августе, и съемка Атлантических тупиков на высокой-превысокой скале, и фотоохота на бобров, и лосиное сафари под Осло.

Маршрут (~ 2400 км): Берген — круиз по фьорду Mofjorden — Voss (zip-line) — Gudvangen — Nærøyfjord (каякинг по фьорду) — Flam — Stegastein (обзорная площадка) — Aurlandsfjellet (Снежная дорога) — Breheimsenteret (центр ледников) — дамба и озеро Styggevatn (каякинг) — ледник Austdalsbreen (подъем в «кошках») — Solvorn (в гостях «у бабушки») — ледник Supphellebreen — ледник Boyabreen — озеро Lovatnet (форель) — остров Runde (съемка тупиков) — остров Jensholmen — Ålesund — Geiranger — Дорога Троллей — ж/д мост Kylling Bridge — Лиллехаммер (бобслейная трасса; прыжки на лыжах с трамплина) — Осло — лосиное сафари — ставкирка в Хеддале — водопад Låtefossen — Herand — горнолыжный курорт Fonna — Lofthus (яблочные сады) — водопад Vøringsfoss — по берегу фьорда Hardangerfjord — водопад Steinsdalsfossen — возвращение в Берген.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0
3
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Улочки Бергена

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Каякинг по Нерёй-фьорду

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Каякинг по ледниковому озеру Styggevatn

4
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

На леднике Austdalsbreen

3
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Остров Runde

3
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

О своем, о тупиковом….

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Аквариум в Олесунне

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Норвежские петли. Smil:)

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Олимпийская бобслейная трасса в Лиллехаммере

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Прыжки с трамплина в Лиллехаммере

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Семейство лосей с лосенком в пшеничных полях под Осло

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Летний горнолыжный курорт Folgefonna

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Мы бедные овечки

Получилось не всё. Норвегия такая страна, где от погоды зависит очень и очень много. Даже не припомню, чтобы мы раньше в каких-либо странах так тщательно мониторили погодные условия. Норвежский сайт https://www.yr.no/en плотно прописался в телефонах, с его просмотра начинался каждый новый день, и заканчивался им же.

А так как основные активности предполагались на открытом воздухе (Норвегия вообще вся такая — ориентирована на природу), то дождь или даже шторм в одном случае, внесли свои коррективы. Поэтому совет номер #1 при путешествии по Норвегии: иметь запасной план на случай плохой погоды.

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Совет номер 2: придержать коней. Норвегия — огромная страна, растянулась на 1600 км в длину, за две недели стандартного отпуска впихнуть всё в расписание не получится. Приходится резать, не дожидаясь перитонитов, как говаривала Вера Семенна из «Покровских ворот».

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

«Морской монстр». Выставка старинных иллюстраций
к детским норвежским сказкам. Национальный музей искусства в Осло.

Да, я знаю, что хочется и Нордкап, и Шпицберген, и Лофотены, и Язык Тролля с Атлантической дорогой. Но давайте будем реалистами: всё не влезет! Самый действенный путь — это очертить по карте примерный регион, где хочется поездить, и за его границы не заходить. А иначе будут сплошные расстройства и нытье: как же так, там всего в 500 км такое пропущено! Не пропущено, а стратегически отложено. Потом доберете.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Туннели

Совет номер 3 вытекает из совета номер 2. Быстрая езда на дорогах в Норвегии отсутствует как класс. Если вы привыкли гонять по родному Техасу под 150 км/ч, в Норвегии о таком стиле нужно забыть. По-другому и не получится: в городках ограничение 50–60 км/ч, на перегонах около 80. И оно тщательно соблюдается самими водителями (полицию на дорогах не видели ни разу). Из-за этого образуются длиннющие паровозики из 15–20 машин, которые медленно-медленно тошнят по извилистым норвежским шоссе.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

И тут на помощь неожиданно приходят туннели. Впервые увидев обгон по встречке в туннеле под Бергеном, мы малость офигели. А потом поняли, что только так и надо, это самый безопасный способ. Туннели, по большей части, обладают протяженными спрямлёнными участками, и в них хорошо и далеко видно (фары + внешнее освещение). Поэтому, если вы уперлись и висите на хвосте какого-нибудь дома-на-колесах, то дождитесь туннеля, и будем вам облегчение.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Кстати, запрещающих знаков на дорогах вообще очень мало, разве что в самых-самых опасных местах. Мол, полагайся на здравый смысл, а если решил пойти на обгон в слепом повороте, то сам дурак, чего на тебя еще знаки тратить.

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Предупреждающие знаки возле ледника Supphellebreen

Вообще, Норвегия прямо-таки одержима постройкой туннелей. На данный момент их около 1300, включая самый длинный Лердальский (24,5 км) и самый глубокий — Ryfylke Tunnel, который пролегает на глубине почти 300 метров под водой. В некоторых туннелях имеются полноразмерные подземные кольцевые развязки, другие красиво подсвечены, третьи закручены в спираль. А многие еще и без всякой облицовки, как будто только вчера здесь прошли гномы с мотыгами. Едешь, а в голове звучит: «Та-та-та-та-та-тата-та-та-та…»

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

В следующем году начнется строительство первого туннеля для кораблей (Stad Ship Tunnel), через который смогут проходить даже большие круизные суда.

Концептуальное изображение порталов туннеля:

Машина и дороги

За две недели и почти 2500 километров, проехали около сотни туннелей, и переправились на 7-ми паромах. И это лишь мало—мальская часть от того, что может предложить Норвегия.

Принимая во внимание, что в Норвегии всё дорого, и надо бы как-то сэкономить, решили в прокате брать машину-гибрид. Тем более, что у Hertz гибриды стоили столько же, сколько обычные машины. Экономия на топливе должна была стать существенным подспорьем бюджету. Самый дешевый бензин, который видели: 19 NOK за литр, самый дорогой — 25 NOK. Это около $9 за галлон, товарищи американцы. Можно падать в обморок.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Серебряная, красивая Suzuki S-Cross Hybrid была практически новой, всего пара сотен километров на одометре. В бумагах божились, что будет делать чуть ли не 50 миль на галлон (4,7 литра на 100 км). На деле же цифры оказались поскромнее, около 36 миль. Это не слишком отличается от того, что мы имеем дома без всяких гибридов; возможно, что горные дороги Норвегии играют свою роль.

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Не считая знаменитого платного моста Hardanger Bridge, платные дороги видели только в районе Осло, где вместо одной полосы периодически встречалась временная вторая, а разрешенная скорость поднималась до 110 км/ч.

Норвегия — это вообще не про скорость. Я бы на дорогах ввела новые знаки: уровень страха. Например, красный квадрат на въезде — максимальная концентрация внимания. Потому что некоторые _ну очень_ опасные. Узкие, высоко в горах, еще и однополосные с двусторонним движением.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Дом-на-колесах пробирается в облаке по краю утеса

Если вы не чувствуете в себе силы, что сможете в какой-то момент движения сдать задом, по кривой, по внешней стороне над обрывом, пока мимо вас по стеночке просачивается огромный, груженый лесом, грузовик, то лучше на некоторые дороги не заезжать.

Вот Топ-5 дорог, которые наиболее впечатлили нас в Норвегии (все карты можно двигать и масштабировать).

  1. Дорога Троллей

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

  1. Дорога к горнолыжному курорту Folgefonna Summer ski resort

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

  1. Дорога по северному краю озера Lovatnet

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

  1. Дорога по туннелям и мостам к острову Рунне

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

  1. Дорога к дамбе над озером Styggevatnet

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Не верь навигатору

Хочется предупредить о следующей ситуации, которая случалась с нами дважды. Вот прокладываете вы маршрут, просматриваете его от точки A до B, фиксируете время в пути. Поехали! А где-то через час оказывается, что вместо запланированных 3 часов езды навигатор рисует 7 с половиной, с каким-то крутым ненужным объездом через тьмутаракань. А почему? А потому что по пути вот прям щас где-то закрыли туннель.

Обычно это временное явление, но навигатор об этом почему-то не знает, и упорно предлагает 7 часов. Даже если туннель закрыт для каких-то работ, то стоят работники, и направляют всех в объезд по верху. Это, конечно, занимает дополнительное время, но не часы же.

В одном случае, по пути из Осло в Хардангер, GPS захотел познакомить нас заодно и со Ставангером (это огромный крюк на юг). Не послушали, поехали к «закрытому» туннелю, который прекрасно объехали по холмам.

В другом случае, рядом c Эйдфьордом туннель вообще не был закрыт, хотя навигатор рисовал его таким даже в тот момент, когда мы уже ехали по нему. Если бы послушались компьютерную дуреху, потеряли бы пять часов.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

В общем, доверяй, но проверяй. Для мониторинга дорожной ситуации по стране еще пригодилась вот эта ссылка >>

Там можно не только посмотреть, какие дороги закрыты, но и кликнув на иконку веб-камеры, увидеть фото дорожных участков в реальном времени, плюс погодные параметры. Чрезвычайно полезный ресурс!

Еще несколько хороших ссылок:

Карта с рельефом (ставить hybrid): https://kart.gulesider.no/

Карта с тропами: https://ut.no/kart#10.79/60.0887/6.5047

Scenic routes: https://www.nasjonaleturistveger.no/en/routes/

(эту ссылку еще очень удобно использовать в качестве планировщика, чтобы прикинуть, где лежит самое вкусное).

Общий сайт с готовыми маршрутами по категориям, такими как: 10 лучших мест для посещения с детьми, подборка топовых троп, лучшие места для любителей получать адреналин, и т. д. https://www.visitnorway.com/

Люди

Как нам показалось, норвежцев можно разделить на две неравные категории. Первые — это те, кто кормит страну, кто занят на тяжелых и опасных работах и производстве. Нефтяники, рыбаки, строители. Вторая категория — условные менеджеры, «офисный планктон». Встают поздно, работают мало, ложатся поздно, не любят напрягаться, имеют 5 оплачиваемых недель отпуска в год.

Очень характерный пример мы обнаружили чуть ли не в первое утро, когда прилетели в Берген. Знаете, во сколько у них открываются кофейни? В 6 утра? В 9? В 10? Не угадали. В 11. Coffee shop в одиннадцать утра! Просто немыслимо.

Поговорили в девочками-работницами из кофейни. Они нашего удивления не поняли, мол, а чо-такова, раньше все равно клиентов не будет.

Но мы упорные, мы нашли тех, кто рассчитан на ранних пташек — прекрасную кофейню Godt Brød, недалеко от съемного апартмента, которая открывалась в рань-перерань. В 8 утра.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Преподаватель иностранных языков из университета в Осло однажды сказал, что норвежцы похожи на термос: твердый и холодный снаружи, но приятный и теплый, когда его открываешь.

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Коллекция, посвященная современной моде.
Национальный музей искусства в Осло.

В этом они близки к русским: достаточно замкнутые, но, если пообщаться — раскрываются быстро, довольно приветливые.

Наша дочка-тинейджер, воспитанная американским обществом, поначалу всё спрашивала меня полушепотом, почему норвежцы такие «недобрые» и «не улыбаются»? Под «недобростью» у ребенка оказалось то, что, когда заходишь в магазин, никто не спешит сказать тебе «здравствуйте» и «добро пожаловать», как принято в Штатах.

Не особо распространен и принятый на американском континенте «small talk» — легкая болтовня ни о чем с соседями по очереди или с теми же продавцами. Мы пытались объяснять, что это совершенно другая культура, где люди ведут себя по-другому, но это не значит, что они злые или какие-то плохие.

2
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Ребенок мотал на ус, что-то даже записывал на телефоне. Очень надеюсь, что все же донесли правильный смысл.

Еще одна черта, сильно поразившая нас в норвежцах, это полное игнорирование ими ягод-грибов в лесу. Хотя в магазинах покупают с удовольствием ($6 за малюсенькую коробочку малины).

Гуляя по тропам, мы то и дело отвлекались на обширные малинники, растущие по обочинам, на поля голубики, на лужайки земляники. Ягод было столько, что реально набрать литра 3–4 за один присест, почти не напрягаясь. Встречные на нас смотрели странно — мол, что за люди с голодного острова по лесу побираются. Знали бы они, от чего отказываются! Этот момент остался совершенно не понятым.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Малина

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Голубика

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Земляника

Как всегда, правильный ответ у котиков:

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?

— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. (Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»).

ЗОЖники

Для норвежца спорт — это почти что религия, каждый третий серьезно чем-то занят, во что-то играет, или состоит в каком-нибудь спортивном клубе. Ошеломляющая цифра, если вдуматься и прикинуть на себя и общество вокруг.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Причем, многие совершенно не считают себя спортсменами. Спросишь встречного в норвежских лесах на нереальной высоте: «Вы профессиональный лыжник?» И получишь в ответ: «Да вы что! Я в офисе работаю». Скромняшки. Это вы еще не видели, с какой скоростью они ходят по горным тропам! Даже ветхие дедульки.

У норвежцев, кстати, целых два слова для обозначения понятия «спорт». Первое такое же — sport, а второе — idrett. Это спорт на пределе возможностей человеческого тела. В общем, верховая езда — это спорт, а погружение с аквалангом уже «идретт».

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Наш спуск с пилотом по олимпийской бобслейной трассе в Лиллехаммере я бы смело отнесла к «идретту». Даже можно сказать «идрить твою на лево!» Это совсем не просто, как кажется со стороны, даже для пассажиров. Для чего там на финише первым делом встречает указатель на туалет? Не ради красоты.

Ускорение в 3G совсем не шутка, мы еле-еле очухались, и потом весь день ходили как прихлопнутые обухом. Ребенку, кстати, хоть бы что.

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Однако, ЗОЖ совершенно не мешает норвежцам пить, в смысле выпивать. Велосипедист с бутылкой виски на месте бутылки с водой? Ха, удивили. У них даже есть такое понятие, как пойти к кому-нибудь домой после бара, догоняться, так сказать. «Nachspeil» называется, распространено повсеместно. «Нашпилиться», в общем.

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Выпивая, норвежцы чокаются и произносят «Skol!» Многие гонят самогон, особенно на севере.

Откуда деньги, Зин?

Пока летели в Норвегию, в самолете я читала разные статьи и эссе по истории страны. И по всему выходило, что долгое время соседние скандинавские государства считали Норвегию кем-то вроде «деревенщины». Особенно датчане.

Как в сказке: было у отца три сына, два нормальных, а третий дурачок. И так же, как в сказке, этому самому «Ивану-дураку» выпал невероятный фарт: 50 лет назад он нашел нефть.

Как говорится:

еще вчера косил он сено,

а щас гляди парле франсе на

Норвежская нефть называется North Sea oil. С тех пор как в начале 1970-х годов на норвежском континентальном шельфе началась добыча, нефтегазовый сектор превратился в крупнейший в Норвегии с точки зрения государственных доходов, инвестиций и стоимости экспорта.

У норвежского государства есть три источника дохода от шельфовой индустрии: налоги и пошлины, взимаемые с нефтяных компаний, прямое экономическое участие государства, и дивиденды от его долей в Statoil (недавно переименовали в Equinor) и Norsk Hydro (эти ребята занимаются производством алюминия и электроэнергии).

Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Порт в Бергене

C конца 1990-х, большая часть ошеломляющего уровня нефтяных доходов Норвегии (сверхдоходы) была спрятана в Глобальный Нефтяной фонд, из которого на каждого норвежского гражданина приходится около 2 030 000 крон или по $237 255.

А куда идут нефтедоллары? На всеобщее благосостояние. На какие денежки, вы думаете, строятся все эти бесчисленные туннели и мосты? На нефтяные, конечно.

1
Норвегия: активная и на расслабоне. Вводный отчет 1.0

Дорога Троллей. Бюджет: 400 млн $

У Познера, кстати, была прекрасная серия из трех передач про Норвегию, в том числе о том, как страна за относительно короткий промежуток времени превратилась из захолустного в богатое государство. И всё это за счет разумного использования природных ресурсов.

Очень интересный материал, есть на ютюбе:

 

А в следующей части поговорим немного о том, где жить и где есть в Норвегии.

To be continued…

Теги: Автопутешествия, Круиз, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии