Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — сейчас на сайте

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

Несмотря на то, что в своё время Стамбул принадлежал разным народам и империям, истинными хозяевами города на протяжении веков оставались коты. Каждый турист в Стамбуле старается найти, погладить и покормить местных котиков — это действо из списка must do.

Котик в квартале Джанкуртаран

Давайте ещё раз прогуляемся по городу, и свой собственный КОТстантинополь сегодня нам покажут хвостатые и усатые экскурсоводы.

Пойдёмте, я покажу вам Археологический музей
Житель острова Бююкада

Начнём с самого центра — Айя-Софии. Хранительница Сердца Мира, знаменитая кошка Гли, которая была «знакома» со многими важными людьми со всего света, недавно ушла на радугу. Но её место уже заняла новая котовья смена. Вот такого красавца мы нашли в храме. Он приветливо встречает всех — и верующих, и туристов, но для общения выбирает посетителей только по одним ему известным критериям)

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Откуда взялись коты в Стамбуле? Они прибывали в местный порт на кораблях со всего света и вскоре без боя захватили «Город на семи холмах», установив здесь давным-давно своё правление. Известно, что ещё в VIII веке, когда на город обрушилась эпидемия чумы, спасли горожан коты: они справились с крысами, заполонившими улицы и доки в порту, чем дали возможность людям выжить.

Рыжик

О византийском мозаичном наследии в Музее мозаик нам рассказал такой вот усатый, хвостатый, полосатый экскурсовод, а в Археологическом музее туристов встречает целый выводок котов:

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Во времена Османской империи в Стамбуле уже существовали два кошачьих приюта — в Ускюдаре и Долмабахче. Кроме того, специальные служащие следили за тем, чтобы городские кошки были накормлены. Европейский путешественник барон Венцеслав Вратислав, который в 1599 году посетил Турцию, писал, что видел в Стамбуле «большие сады, окруженные высокими стенами, на которые запрыгивают и собираются кошки в ожидании, когда сюда придут особые люди и принесут им корм». Барон также рассказывал, что турецкие хозяйки специально кормят котов, читая молитву — это считается богоугодным делом.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Ислам котам благоволит — они считаются чистыми животными, которых можно держать в доме. Как следует из жизнеописания пророка Мухаммеда, он очень любил кошек, и у него была питомица — кошка по имени Муизза. Пророк даже проповедовал с ней на коленях, а если она спала на его халате, то он надевал другую одежду. По легенде, однажды животное уснуло в рукаве халата, но пророк не захотел беспокоить её и отрезал от халата рукав.

Рыжик на острове Бююкада

Считается, что однажды Муизза спасла Мухаммеда от укуса змеи, притаившейся в складках его одежды. За это кошки получили в дар девять жизней, способность всегда падать на лапы и отметину на лбу — четыре тёмные полоски как символ благословения. Также хвостатым разрешили находиться во всех мечетях, даже во время молитвы, и сегодня в Стамбуле нелегко найти мечеть, где не было бы котов.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Мусульмане считают, что погубивший кошку сможет вымолить прощение у Аллаха, только построив мечеть. А после своей смерти кошки отправляются прямиком в рай и рассказывают о доброте человека Всевышнему.

Вот эта кошечка - точь в точь моя Моничка в детстве😊

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

В Стамбуле невероятно трепетно относятся к котикам. Им разрешается абсолютно всё: питаться в самых дорогих ресторанах, ночевать на прилавках рынков и модных бутиков, заходить в чужие дома, присутствовать при молитвах в мечетях, и, конечно же, позировать туристам у достопримечательностей.

По всему городу для котиков установлены кормушки и домики — настоящие «многоэтажки» со столовыми. На улицах стоят миски с кошачьей едой и табличками — горожанам предлагается налить животным воды и оставить еды.

В жаркие дни даже местные радиостанции прерывают вещание, чтобы напомнить людям о том, что уличные коты тоже страдают от жажды. У стен многих мечетей стоят миски с водой для животных с надписями: «Это миски для кошек. Не трогайте их, если не хотите мучиться жаждой в следующей жизни». На фото ниже — кошачий квартал у стен мечети шехзаде Мехмета. Впрочем, в христианских храмах их тоже привечают. Например, котики живут на территории церкви Святой Троицы — действующего греческого православного храма, расположенного неподалёку от Истикляль, в северной её части.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Кое-где, например у площади Султанахмет, можно увидеть кормушки-автоматы для животных. Также бывают автоматы, которые выдают кошачий корм в обмен на пустые пластиковые бутылки.

Парки в Стамбуле — обязательные места обитания котиков. Целый прайд усатых живёт в парке Гюльхане у стен Топкапы. Однажды, когда мы с Наташей здесь гуляли, ко мне воспылал страстию местный кот — запрыгнул на колени, спрятался под куртку, истоптал грязными после дождя лапами джинсы так, что срочно пришлось покупать в Mavi новые)

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Все кафе и рестораны Стамбула — с приставкой кото-, но есть и специальные заведения, где коты — часть интерьера. Об одном из них я уже упоминала — Cafe Naftalin К. в Балате, где котики возлежат прямо на столах, как впрочем и на всех других поверхностях.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Вообще, Балат — вотчина кошек, их здесь очень много. Они греются на тёплых капотах машин, выглядывают из подворотен, занимаются своими кошачьими делами.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Вот, к примеру, котик, возвращающийся с охоты с добычей:

Найти котиков также можно на набережных и мостах Стамбула, особенно там, где много рыбаков — коты ждут дань в виде части улова. А ещё целый кошачий прайд живёт в крепости Румели Хисары:

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

А вот этот шустрый молодой котик показал нам мечеть Зейрек (монастырь Пантократора):

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Интересно, что в Стамбуле почти все жители кормят уличных котов, тратят на это часть своего дохода. То есть это не удел «одиноких независимых женщин с 40 кошками» — тут так делают если не все, то очень многие. Трудно найти стамбульца, у которого в сумке или в кармане нет пакетика с кошачьим кормом. Есть в этом что-то языческое, некий ритуал — стремление задобрить хранителей города принесением жертвы в виде еды.

Стамбул — город 100%-но дружелюбный к котам, однако государственные законы не всегда были на стороне кошачьих.

Суровые стамбульские коты

В 2004 году в Турции был принят закон о защите животных, и бездомным котам грозило уничтожение. С одной стороны, закон наказывал за жестокое обращение с животными; с другой, согласно одной из поправок, уличных котов предполагалось выселить в питомники за чертой города. К счастью, поправка так и не вступила в силу, но на хвостатую часть жителей городским властям пришлось обратить внимание.

Житель острова Бююкада

Ровно 10 лет назад в Стамбуле даже прошли демонстрации против решения властей ограничить число домашних питомцев, а бездомных кошек и собак вывезти за город. Теперь уже люди встали на защиту котов. В протестах участвовали не только простые стамбульцы и зоозащитники, но и ветклиники, местная Ассоциация адвокатов, Палата фармацевтов, известные общественные деятели. В итоге решение было заблокировано, и жители продолжили заботиться о котах: сейчас люди возят уличных котов к ветеринарам, пускают погреться в кафе и магазины, кормят и строят на зиму котожильё.

Путеводитель по кошачьему Стамбулу

На улицах Стамбула можно встретить кошек без кончика уха. Это значит, что животное здорово, вакцинировано и стерилизовано на средства мэрии. Впрочем, даже за отрезанные кончики кошачьих ушек стамбульцы ругают власти, обвиняя их в жестоком обращении с любимыми животинами. Коты же совсем не против пожертвовать кусочком уха, взамен получив здоровую и вполне комфортную жизнь.

Самая известная турецкая порода кошек — ванская, турецкий ван. Говорят, именно такой была кошка пророка Мухаммеда Муизза. Считается, что ван — древнейшая порода домашних кошек, и пара этих животных спаслись на Ноевом ковчеге. Эти кошки сильны, игривы и не боятся воды. Ванским кошкам также приписывают магическую силу — говорят, они приносят удачу своим хозяевам. Их легко узнать по преобладающему белому окрасу, зачастую разноцветным глазам и умному лицу. Да, я вслед за Александром Генисом «не могу сказать про кошку — морда, потому что сами вы морда» ©. Ну разве это морды?!

Султанахмет
Путеводитель по кошачьему Стамбулу

Если вы хотите сфотографировать 1000 котиков, почувствовать людскую любовь к котам или выразить её, поезжайте в самое подходящее для этого место — в столицу кошек, Стамбул.