Турист Asiagate (AsiaGate)
Победитель голосования
«Итоги 2021»

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

«Есть города, поглощающие тебя целиком. На их территории чувствуешь себя собранным — тоска по родине рассеивается, тупая боль в мышцах исчезает, грусть кремового цвета сменяется оранжевой верой в будущее. Верой, которой переполняешься, когда снимаешь с головы тёплую шапку, развязываешь шарф, подставляя лицо порывам морского ветра… Стамбул именно такой».

© Эльчин Сафарли

Однажды в 2015 году, изрядно поездив уже по Турции и вдруг впервые оказавшись в Стамбуле с долгой стыковкой, я назвала этот город сущим дурдомом, вавилонским столпотворением. А уже вскоре бессовестно в него влюбилась. Как в первый раз. Стамбул стремительно потеснил в моём сердце даже Белград, который я до сих пор считаю одним из лучших городов на земле — если бы я не жила там, где я живу, я жила бы в Белграде. Но тогда стамбульские улицы и площади, деревянные домики и мраморные дворцы, мечети и кораблики на Босфоре — всё вызывало восторг. Вскоре я полетела в Стамбул целенаправленно, но лишь вернувшись оттуда в очередной раз пару недель назад, я поняла, что этот город — лучший из всех.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Не секрет, что успех поездки во многом зависит от компании, поэтому наша с Наташей встреча со Стамбулом была на этот самый успех обречена. Об отеле Juno Hotel Taksim, в котором мы остановились, я тоже уже рассказывала здесь — самые лучшие впечатления, а за виды, открывающиеся с его террасы, можно отдать если не всё, то многое.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Самое главное, что от этого отеля два шага до площади Таксим (а значит до всего транспорта), два — до улицы Истикляль со знаменитыми красными трамваями и три — до причала Кабаташ.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Ну что же, приступим к маршруту, он в этот раз рассчитан на шесть дней и подойдёт как тем, кто в Стамбуле уже бывал, так и тем, кто в этом городе впервые.

Итак, первый день в Стамбуле обещал быть солнечным, поэтому мы, чтобы не терять времени и не оставлять наши планы на откуп капризной погоде (на дворе всё-таки ноябрь), решили сразу же отправиться на площадь Султанахмет. Хотя постойте, я вру — нашим первым днём был не уже ноябрь, а ещё октябрь, последний день октября, и этот день был моим днём рождения. Я впервые отправилась в поездку на свой ДР, и это скажу я вам здорово! Лучшего подарка, чем я сделала себе сама, улетев в Стамбул, нечего было и желать.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Нет, город украшен флагами не к моему ДР, а в честь Дня республики, который отмечается в Турции 29 октября.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

От площади Таксим по улице Истикляль идём мимо Галаты по Галатскому же мосту к Эминёню.

На улице Истикляль

По пути у нас вокзал Сиркеджи — тот самый, исторический, на который прибывал знаменитый «Восточный Экспресс» из романов Агаты Кристи.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Айя-София, ставшая мечетью, по воскресеньям закрыта, её мы оставляем на потом. А Голубая мечеть открыта только для верующих. Вообще Голубая мечеть — какой-то незакрываемый для меня гештальт, придётся ещё раз приехать. По Ипподрому, мимо египетских колонн идём к рынку Астарта, а оттуда — к смотровой площадке отеля Seven Hills. С неё открываются отличные виды на старый город и Босфор, здесь можно выпить кофе или перекусить, но народу столько, что этого делать вовсе не хочется.

Виды с обзорной площадки

В ноябре солнце садится рано, поэтому мы, чтобы увидеть Босфор на закате, отправляемся от Эминёню в круиз. Я наконец-то попала в круиз по Босфору в солнечный день! Да, можно прокатиться на пароме, на корабликах от пристани до пристани, но почему-то и круиз не надоедает — на проплывающие мимо дворцы и домики на берегах пролива можно смотреть бесконечно.

Мечеть Ортакёй
Румели Хисары

Следующий день у нас дождливый, и по прогнозу и по факту. Вот теперь мы и пойдём в Сердце Мира — в Айя-Софию. Ну что сказать, несмотря на уверения турецких властей, что ничего не изменится, после того как музей превратится в мечеть, кое-что поменялось. Из плюсов — Айя-София стала бесплатной. Из минусов — народу тьма даже рано утром в дождливый понедельник, лики кое-где затянуты тканью и на мраморном полу лежит ковёр, галерея закрыта. Из неизменного — котики. Правда, старушка Гли не так давно ушла на радугу, но её место уже заняла молодая усато-хвостатая пушистая поросль.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Вообще, котов в этой поездке было сфотографировано огромное множество, наверное, несколько сотен, и про них конечно же тоже будет отдельное «крОсивое» повествование, или как минимум котоальбом (уже есть, и даже не альбом, а целый котопутеводитель).

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Отсюда идём на рынок Астарта, к Музею мозаик, вход в который мы просто так, даже с навигатором, не нашли бы — спасибо добрым торговцам, подсказали. Музей отличный! Он не особо большой, но и не дорогой, коллекция потрясающая, эти древние «пазлы» однозначно достойны визита (подробнее про него тут).

Следующий объект на нашем пути — Археологический музей Стамбула. Невероятное место! Он настолько огромен и интересен, что заслуживает отдельного рассказа. Три здания с разными тематическими экспозициями, плюс хранилища для археологических предметов в саду, под открытым небом. Закладывайте на поход в этот музей не менее трёх часов, а лучше полдня.

Саркофаг Александра Македонского

Съели по гёзлеме с яблочным чаем в одном из окрестных кафе и решили совершить шопинг — дождь всё не переставал, а окультурились для одного дня мы предостаточно.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Третий день обещал быть дождливым только с утра, поэтому мы доехали на метро до станции Халич на метромосту, откуда пошли в одно интересное место — Церковь ключей, или Церковь одного дня. Если в двух словах, то в этом храме загадывают желания, и, как говорят, они обязательно сбываются. Сделать это можно, совершив определённый ритуал, подробно расскажу позже (уже рассказала!), замечу лишь, что всё сделали как хотели: храм нашли, хоть и с трудом, работает он не только раз в месяц — люди врут, ключики увезли с собой) Не переключайтесь.

От Церкви ключей недалеко до монастыря Пантократора с великолепным садом, из которого открываются отличные виды на город. В саду живут котики, цветут цикламены и розы. В ноябре!

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Выпили яблочного чаю и по улице, параллельной бульвару Ататюрка, пошли к Валенте. Я не знала, но здесь оказывается расположены торговые ряды — специи, орехи, сухофрукты, чаи, кофе. Это так называемый «Женский базар», основанный ещё в 1908 году. Цены здесь ниже, чем в центре, так что если с вами есть носильщик — носить ваши драгоценные покупки — обязательно всё покупайте.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Акведук Валента был на реконструкции, весь в лесах. По пути к Сулеймание заглянули в красивую бело-розовую мечеть Шехзаде Мехмета, построенную самим Синаном,

через сад которой и узкие улочки вышли почти прямиком к историческому кафе Vefa Bozacısı, где попробовали наконец бозу. Хм, это похоже на заварной крем со вкусом крепкого кваса, что неудивительно, ведь боза по сути — бражка. В кафе почти не было свободных мест, а большие жёлтые банки и стаканчики с бозой, выставленные на прилавке, разлетались как горячие пирожки.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Сулеймание была удивительно немноголюдной, несмотря на середину дня, опомнившееся и выглянувшее наконец солнце и азан. Длинные осенние тени и начинающая желтеть листва. Зашли в тюрбе Сулеймана, тюрбе Хюррем-султан была закрыта. Побродили по саду. Здесь также цвели розы, они буквально светились в полуденных лучах, коты грелись на древних надгробьях, и казалось, что зимы в этом городе не будет никогда.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Возвращаться в центр не хотелось, и мы, подкрепившись в одной из локант, решили совершить марш-бросок в Балат. «Вот оно!» — сказала я, когда мы, углубившись в лабиринт местных улиц, случайно вышли прямо к ретро-кото-кафе Naftalin K. Котов было мало — всего два, остальные разбрелись по своим кошачьим делам, и мы, заказав снова же яблочного чаю, потребовали внести котов в меню — чтобы всем хватало, хотя бы по одному на каждый стол.

И пошли искать разноцветные домики. Ну как пошли…Поползли, вверх по улочкам, с наклоном зачастую в 45 градусов.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Район очень колоритный: фасады и двери всех цветов, сувенирные лавки, маленькие галереи, коты, кафе. За зданием Греческого лицея, окруженным жилыми домами так, что сфотографировать его можно было только частями, начались совсем уж аутентичные кварталы: бельё на верёвках над головой, проходящие мимо муфтии и женщины в чёрном с головы до ног, деревянные домишки времён, наверное, Великолепного века. «Здесь не только кафе „Нафталин“, здесь весь район сплошной нафталин», — сказала Наташа, я с нею согласилась и мы решили, что пора идти в Железную церковь — болгарскую церковь святого Стефана. Она в самом деле железная! И ещё очень красивая, золотая внутри. Загляните вместе с нами

Новый день не предвещал непогоды, но она случилась. Мы спустились через Джихангир и Каракёй к Босфору, чтобы вдоль него дойти до Долмабахче, но вдруг пошёл дождь и мы решили укрыться в Галатапорте.

Рисунок по мотивам картины Османа Хамди Бея Женщина с мимозой
Рисунок по мотивам картины Османа Хамди Бея "Женщина с мимозой"

Галатапорт — совершенно новое пространство в Стамбуле, модная сейчас инста-локация. Это реконструированная часть береговой линии Босфора длиной 1.2 км, на которой разместился собственно круизный порт, современные здания с кафе, ресторанами, магазинами и офисами. Приятное место для прогулок и отдыха.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Отсюда рукой подать до Долмабахче и мы как раз успели до наплыва туристов. Приятным сюрпризом стал работающий при дворце Музей живописи, в котором среди прочего есть зал Айвазовского, и хотя фотографировать запрещалось, нам удалось сделать по паре фото.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Остаток дня посвятили поездке в старинный стамбульский район Бебек, где находится знаменитая крепость Румели Хисары, сыгравшая важную роль в завоевании Константинополя.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Следующий день решили провести на Принцевых островах и выбрали для этого остров Бюйюкада — как ясно из названия, самый большой остров архипелага (вüyük — с турецкого большой). Это был прекрасный тёплый (+22°С) день на природе и на воде. Старинные особняки, виллы и даже руины самого большого деревянного здания Европы. Коты, козы, коровы, цветы и морские панорамы. Поездка очень понравилась. В следующий раз обязательно поеду на другой остров — Хейбелиаду.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

На шестой день поднялись на Галатскую башню. Да-да, я за все свои визиты в Стамбул так и не удосужилась это сделать, и вот, наконец, свершилось! Панорамы сверху шикарные. Фотографам на заметку: на башню лучше взбираться ближе к закату, а в крепость Румели ехать, напротив, утром. Мы сделали наоборот, потому что выстаивать километровую очередь на башню под вечер, после долгих прогулок по городу показалось нам выше наших сил. И на фото получилось то, что получилось.

Внутри Галатской башни

После башни поехали на холм Пьера Лоти, полюбовались видами и снова же, вы будете смеяться, выпили яблочного чаю. С холма тоже открываются отличные панорамы окрестностей, добираться легко, местный транспорт развит великолепно, он недорогой (впрочем, как и всё в Турции — лира рухнула до исторических минимумов) и удобный. Подробно о транспорте — актуальных ценах, новых правилах и маршрутах — написала Наташа, а я буду заканчивать своё повествование.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

Добавлю только, что последние несколько часов в Стамбуле я провела в Эминёню — просто сидела на тёплых, нагретых солнцем плитах у Босфора и смотрела на воду, на снующие мимо кораблики, на людей, собравшихся на Перекрёстке Мира со всего света. Не знаю как кому, а мне это занятие не надоедает.

Город воспоминаний, или Маршрут по Стамбулу на 6 дней

«Одним словом, Стамбул не отпускает тебя, ты не отпускаешь Стамбул. Может, просто люди быстро привыкают к хорошему?»