Турист Александра Ф (Alexsa2019)
Александра Ф
была 2 октября 2023 19:01

Северная Осетия. Алания. Красоты гор, ледников, водопадов, историческое наследие

Владикавказ — Россия Июнь 2022

В продолжении моего отзывы про Северную Осетию. Аланию (первый отзыв был о ее столице), расскажу, как мы съездили на однодневную индивидуальную экскурсию. Из-за моих известных проблем не езжу в групповые экскурсии (часто просто не успеваю за группой), да и честно говоря, нас трое, т. е. стоимость за троих в групповой экскурсии может оказаться не намного ниже, эмоций меньше, а нервов больше…
Экскурсовода я искала, читая отзывы в интернете. Алана советовали многие путешественники. Так я его и нашла.
Экскурсия отличная, наполненная. За один день столько всего можно посмотреть! Очень грамотно проложен путь. Относительно небольшое расстояние (150 км), но при этом множество достопримечательностей! Аж дух захватывает! Думаю, многие согласятся, что не очень весело два часа ехать до какого-то места, там пол часа побыть и вернуться обратно. От такой экскурсии больше устанешь, чем насладишься. А здесь же каждый километр поездки наполнен эмоциями. Ну и, конечно, очень хороший гид (в последнее время для меня это тоже стало важно).
Из-за большого количества информации, полученного от нашего экскурсовода (в том числе названия, истории, легенды и прочее) все запомнить было невозможно, поэтому в моем отзыве будет много фото, но не всегда буду подписи о том, какое название имеет эта красота! Так как в этом году у нас случилась довольно спонтанная поездка, сама я практически не изучала достопримечательности Северной Осетии, а просто доверилась гиду, в связи с чем многие названия для меня были незнакомы… Но, скажу вам, неважно как это точно называется, главное как это выглядит!

Путь следования от точки до точки я не помню, поэтому просто опишу основные дотопримечаетльности, которые мы видели в течении экскурсии.

По дороге встречается много коров, как и в других регионах Северного Кавказа, здесь они пасутся сами по себе.

В последние года здесь практически не бывает снега, поэтому домашний скот пасется круглогодично, просто уходит выше или спускается пониже, в поисках еды (все со слов гида). Некоторые семьи держат до 5 коров. На рынке много домашнего рассольного сыра. По дороге нам предложили даже заехать к одной бабушке за сыром, но мы не любители (немного едим), поэтому заезжать не стали.

Домашние козы и козлы.

Тоже становятся здесь горными)))

1. Кармадонское ущелье. Печально известное ущелье Северной Осетии. Место гибели съемочной группы во главе с Сергеем Бодровым.

Со слов нашего гида, данная мемориальная плита поставлена у последнего тоннеля, там, где еще рассчитывали найти Бодрова (хотя бы тело), а когда его вскрыли и ничего там не нашли, поиски были закончены. А это место негласно считается местом гибели актера и его команды. Я так поняла, что сперва был просто мемориал, а не очень давно уже нарисовали графити…

Тоннели в Кардамонском ущелье.

Наш гид очень много рассказывал о леднике Колка, виновном в этой трагедии. Показывал фото местности до схода ледника. Там были каменистые горы, а сейчас там на этих горах глубокая растительность (мелкие деревья, кусты), маленький лесок. Как он нам объяснил, ледник сорвал верхний дерн, а с собой принес семена, землю и прочее, и теперь там невысокий кустовой лес. А мы можем увидеть по этому «лесу» путь продвижения ледника.

2. «Город мертвых» (или Дарга́всский скле́повый моги́льник). Этот город является кладбищем, состоящим из склепов и усыпальниц, где раньше хоронили людей. Люди хоронились без гробов. Просто складывались на полки.

Это семейные склепы, т.е в каждом таком «домике» много захороненных людей. Сейчас, понятное дело, от людей остались лишь кости. Но в некоторых могильниках есть и остатки мумифицированных тел. По рассказу Алана причин наличия мумий — несколько. Я запомнила только одну из них: во время сильных эпидемий, например чумы, заболевшие люди, чтобы не заражать своих родных, сами уходили в склепы и там умирали. Болезнь, по-видимому, и приводила к последующей мумификации тела.

Вход в «Город мертвых» платный, но недорогой. За ним смотрят, там есть охрана.

Фотографировать можно, но только не внутри склепов. Наш гид несколько раз нас «попугал» большим штрафом. (Да, честно говоря, я считаю, что необходимо уважать чужие захоронения, почему-то мало кому на ум может прийти на кладбище разрыть чужую могилу и сфоткать останки, а тут прямо все норовят. Зачем?!).

Интересную историю рассказал гид про лошадей. Когда умирал хозяин лошади, то ей подрезали хвост и гриву и привязывали к могильнику, а потом отпускали на волю. Из-за этого и появились дикие лошади в Северной Осетии. Кстати, во время поездки их можно увидеть, пасущимися на травке в горах. Мы видели, но табуны были не очень большие. Как сказал Алан они не боятся людей, могут подойти к ним, но никогда не разрешать оседлать себя!

3. Мидаграбинские водопады находятся на границе с Грузией.

Они расположены в одноимённой долине, простирающейся на 7 км. Перед входом в долину расположен пограничный пост, на котором все туристы проходят контроль. Гражданам РФ нужен только паспорт. В долине более 50 водоскатов и водопадов. Но только 8 из них являются постоянными.

Для меня это был самый трудный этап экскурсии. Так как добираться до самого крупного водопада не очень близко, некоторые едут на машине (кому транспорт не жалко!), но лично я всегда рада добираться пешком, когда вокруг такие виды! Так как я приехала за эмоциями, а не за красивыми селфи и ездой на автомобиле. Идти далеко, но не высоко. Сама дорога тяжелая.

Она каменистая,

с множеством мелких мостиков, ручейков, чем больше дождей было (а в тот период их было много), тем шире эти мини речки.

Вот, например, один из мостов. Как вы понимаете он не один такой. Иногда их вообще смывает и придется идти по воде.

Камни после дождя мокрые, ноги скользят, при подъеме и спуске они еще и норовят выскользнуть из-под ног. Но благодаря мужу и нашему гиду, я все-таки добралась. И вам советую. Кстати, при подъеме к водопаду реально заблудиться, просто повернув не туда, такие случаи не редкость (по словам нашего провожатого, он даже нескольким туристам показывал дорогу).

Кстати, гид спросил разрешение на размещение моего фото у себя на страничке, я была не против, даже наоборот, мне это польстило. А туристам, кто сейчас читает мой отзыв, а также тем, кто увидит фото на его страничке, думаю, это будет отличным стимулом к путешествиям!

Но как бы сложен не был подъем, он стоит того! Шум срывающейся с высоты воды, красота гор и великолепные пейзажи! К водопаду вы подходите довольно близко, если долго будете стоять рядом, вымокните насквозь.

!. Обед. Как я уже упоминала выше, экскурсия длится целый день. Как вывод, обязательно захочется перекусить. Кто уже ездил такими экскурсиями, знает, что обычно водитель (гид) завозит туристов пообедать куда-нибудь в кафе. Алан же придумал необычный обед. И добавил этим еще один плюс в свою копилку. Мы приехали на полянку среди гор возле небольшого озера, там стоит столик со скамейками, наш гид достал из своего УАЗ Патриота большой осетинский пирог с картофелем и сыром и термос с чаем (не помню, по-моему облепиховым).

Это было здорово! Намного лучше чем обед в придорожном кафе…

4. Самая неприступная осетинская Дзивгисская крепость с древних времён прикрывала вход в Куртатинское ущелье. Удивительные Дзивгисские замки, точная дата основания которых неизвестна, представляют собой защитные крепости, встроенные в скальные пещеры горы Кариу-хох на левом берегу реки Фиагдон.

Древние жители воспользовались, созданными природой, глубокими скальными пещерами, которые они заложили стенами из камней, скреплённых крепким раствором. Постройки расположены на различных высотах, но в одной плоскости. Есть пещеры, где могли разместиться не менее сотни человек. В настоящее время осталось всего 6 предпещерных башен. В постройки имелся проход из соседних — по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости.

В главное укрепление, расположенное на нижнем уровне можно зайти

Вид из крепости

по выложенной из камня лестнице. Внутри пещера, с фонариком можно зайти поглубже.

5. Водопад «Кольцо» расположен недалеко от поселения Горный Карца. Назван он так, по причине того, что вода, льющая сверху постепенно пробила «лежащую», скалу на которую она падала, и образовала в нем дыру, с хорошо отполированными краями (кольцо). Отсюда и название.

У меня было ощущение, что я нахожусь в сказке или попала в фильм (что-то типа Парк Юрского периода, только динозавров не хватало).

Практически не видно неба, яркая растительность, необычные лестницы и мостики для облегчения подъемов и переходов.

Даже не верится, что все это создание природы, а не искусственно сделано человеком (кроме, конечно лестниц и мостов, которые очень здорово вписались в этот пейзаж, огромный плюс, тем, кто это делал!).

!. По пути между описанными выше локациями, нас привезли к качелям над пропастью ущелья. Хотите покататься — вперед!

А можете просто посидеть, и посмотреть на окружающие виды, если, конечно, они не скрыты от вас густым мягким туманом…

По дороге еще встречаются интересные арт-объекты, их несколько, на нашем пути было два

и

Ну и в конце еще пару фоток красивых мест, точное название, которых я не скажу…

В 2019 году мы впервые побывали в горах (тогда был Дагестан), поэтому не думали, что нас чем-то удивит Северная Осетия, но мы поняли (а потом еще посмотрев Эльбрус в КБР), что горы не похожи друг на друга, и если вы влюбились в них, то всегда будет как в песне Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!»…