Турист Александра Ф (Alexsa2019)
Александра Ф
была 2 октября 2023 19:01

Дагестан, Дубки — Россия Август 2019

Настал наш второй день в горах Дагестана и третий в самой республике.

Первый дни Махачкала, Карадахская теснина и Салтинский водопад, Ночь в Гунибе.

Проведя в горах ночь, мы с утречка отправились в заброшенный аул Гамстуль. Если вам не хочется бродить в куче туристов, то выезжайте с восходом солнца. Посещаемость там очень высока.

Немного о самом ауле. Расположен он на высоте 1418 метров над уровнем моря. Точная дата основания неизвестна. Но, по всем исследованиям, данный аул является ровестником Дербента. А значит ему около 6 тысяч лет.

Для современных жителей на первом месте стоит удобство во всем, в т. ч. удобство в жилище: расположения (недалеко от метро))), благоустроенность, возможность подъехать прямо к двери и прочее. Поэтому первая мысль у нас, избалованных людей, при подъеме: как же можно было жить на такой высоте?

Вид сверху из села

Но раньше для людей основная цель размещения поселений была защита от врагов. А с этой точки зрения аул прекрасно расположен: с горы отлично просматриваются все окрестности, противника можно увидеть издалека, а крутой подъем и пропасть сделали аул практически недосягаемым.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Не надо думать, что это давно заброшенный аул. В советское время здесь еще кипела жизнь. До конца 50 годов 20 века в селе насчитывалось до 100 домов, к аулу вела автомобильная дорога, было протянуто электричество, была школа, магазины и прочее. На вначале 60 годов численность жителей пошла на уменьшение, молодежь хотела перспектив, стала разъезжаться и вот уже к 2010 году (если верить викепедии) в ауле осталось только 10 человек. А в 2015 году умер и последний житель, он тоже уезжал из Гамсутля, наверное, на поиски лучшей жизни, но что-то побудило его вернуться и умереть в своем родном селе.

Теперь перейду непосредственно к восхождению в село.

Понятно, что дороги к аулу уже нет, местные водители до максимума поднимаются — ничего не боясь. Наш был из той же серии. Мы взбирались на высоту на Приоре по узкой горной дороге, которая давно не видела ремонта, не имела ограждения и была шириной всего в одну машину. При взлядя из окна авто (сидела сзади) я видела пропасть, из-под колес вылетали мелкие камешки, автомобиль постоянно заносило. Повороты были на 180 градусов, какой там прямой угол. Вообщем, для любителей адреналина самое ТО! Мы просили остановиться, говорили что сами дойдем. Водитель пару раз останавливался, выходил из машины, но после изучения окрестностей говорил: «Тут еще можно подняться!»… И мы ехали дальше. Но наконец, все-таки остановились. Не смотря на такой экстремальный подъем, до самого Гамсутля было еще очень далеко. Я думаю пару км. Поднимались мы больше часа. НЕ думайте, что если вы на двух здоровых ногах, то пониметесь быстрее меня. Если только вы не спортсмен. Вся дорога — это подъем по крутому склону.

Основная дорога — через лес. ДА, ДА! Именно лес. Если не смотреть вправо (в пропасть), решишь, что ты в где то на равнине, за грибами-ягодами вышел.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

При подъеме я использовала трость, хотя при ходьбе ей не пользуюсь. Но все же я понимала, что подъем трудный и даже немного побаивалась не осилить.

А вот что растет в горном лесу Гамсутля.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Потихоньку поднимаясь, отдыхая на крупных валунах (это прежде всего меня касается) мы сквозь лес увидели наконец ЕГО:

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Перед входом в село есть родник (кстати вдоль всей дороги к аулу тянется чей-то шланг, подключенный к роднику), там есть даже кружка и место где посидеть.

Безусловно, мы тоже попробовали местной воды и я вновь немного передохнула, так как и осмотр аула не легкое действо.

Но вот, наконец, и сам Гамсутль. Последний рывок.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Даже входя в аул ты не оказываешься на равнине. само село такое же «горное». Ходить по нему надо осторожно. Помимо того, что за аулом никто не смотрит и здания разрушаются, так еще и некоторые тропинки проходят прямо по краю обрыва

Многие дома встроены прямо в скалы. Вполне вреоятно, для экономии строительных материалов.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Несмотря на разрушение, видно, что не все здания были одноэтажными.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

На некоторых домах сохранились памятные камни

Читаешь и как-то грустно становится. 1958 год. Как мало отмерено было времени этому дому…

Узкие горные улочки между домами.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Открытые двери, как будто показывающие кавказкое гостеприимство.

На дверях и домах таблички с надписями и рисунками.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

А вот дом последнего жителя аула:

Есть даже санузел

Вид с его терассы… Правда завораживает:?

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Подъемы в дома довольно сложны и опасны: лестницы полуразрушенные, где просто наложены доски.

Но зайти пока еще можно. Однако стоит понимать, что за аулом никто не смотрит, а известность его растет. Наш водитель быстренько пробежался по селу, нашел мужчину, которому дом в Гамсутле по наследству достался, и он хочет открыть там что-то типа чайной, так вот он рассказал, что в будние дни туристов бывает до 100 человек, а уж в выходные до 300. Они всем табуном путешествуют по Гамсутлю, в том числе заходя внутрь зданий, никаких табличек, запрещающих куда-либо вход, нет. Через год, полтора такого действа от Гамсутля останутся одни руины. (А в это время наше государство будет востанавливать чужие памятники архитектуры…) Поэтому, если хотите увидеть аул — поспешите… (Еще больше фото аула ЗДЕСЬ)

А наше посещение подходило к концу. Увеличилось количество посетителей. По пути назад нам встречалось много туристов.

Когда мы подошли на свою, так называемую, стоянку обнаружили рядом еще пару-тройку авто, а чуть выше (ЕЩЕ ВЫШЕ!) уазик, из которого вылезло человек шесть туристов с детьми!

На обратном пути, при одном из резких поворотов, мы чуть не улетели в пропасть — покатилась машина. Спас стояночный тормоз. Мы сильно испугались, а наш «шумахер» улыбнувшись, спокойно заявил «Как хорошо когда есть ручник! Не правда, ли?».

По пути мы увидели сверху еще один известный аул Чох, но внутрь заезжать не стали.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Доели остатки арбуза на полянке рядом с коровами

и поехали дальше. Вепреди наш ждала еще одна известная достопримечательность — Сулакский каньон. Один из самых глубоких каньонов в мире, самый глубокий в Европе.

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Он очень красив. Голубой, голубой… Но уже темнело, поэтому фото не очень хорошие.

Огороженная смотровая площадка

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

Рядом есть кафешки. В одной из них мы и поужинали, водитель заказал нам вкусные лепешки чуду, в том числе с местным сыром, который так аппетитно тянулся… А к лепешкам принесли ароматный травяной чай!

Необычный вкус еды и чай, настоянный на травах, а вокруг горный закат, ветер и обалденный воздух. И при этом мы все еще в России…

Ночевка у нас прошла в Дубках в двухкомнатной квартире (одини без водителя и хозяев).

Заброшенный Гамсутль или как без ноги покорять горы...

И конечно шикарный кувшин в туалете… Правда на ночь отключают воду.

Утром за нами заехал наш водитель и доставил нас в Буйнакск. Оттуда мы уже поехали в Грозный.

На этом закончилось наше горное путешествие, но через пару дней, посмотрев Грозный, мы приехали еще в Дербент (но об этом позже).

Что хотелось бы добавить. Кому интересно: все горное путешествие нам обошлось в 20 тыс. рублей, которые мы отдали нашему гиду водителю Шамилю. В эту сумму вошло все: питание (при этом нас рьяно пытались закормить, наш водитель постоянно твердил:«Что вы так мало кушаете?!«), проживание и само путешествие.

Кстати, до приезда сюда я много читала про то стоит ли ехать в Дагестан. Многие отговаривают (это, как мне кажется, те, кто здесь ни разу не был), некоторые пишут, что едьте, но держитесь подальше от полиции, их чаще подрывают. Так вот, с твердым намерением не подходить близко к полицейским, мы сперва очутились в квартире у женщины, всю жизнь работавшей в полиции, а потом оказалось, что наш гид водитель Шамиль — полицейский, а сейчас у него отпуск и он так подрабатывает. А уж постов сколько нас тормозило (иногда Шамиль показывал свои рабочие документы). Так что полиция окружала нас повсюду! Но как видите, мы живы и здоровы. Может только пару лишних кг набрали?!…

И еще хочу сказать всем сомневающимся, так как догадываюсь о мыслях некоторых людей. Ноги у меня нет выше колена (для здоровых поясню — когда есть колено, протезирование проходит легче и походку не отличишь от здоровых), живу я в сельской местности, на отдых копим целый год, протез у меня не электронный и получаю я его бесплатно от государства, т.е ничего сверхестественного у меня нет! Зато есть желание жить и ловить новые эмоции, а где их еще найти как не в путешествии?! Поэтому, призываю всех путешествовать! Не комплексовать и не бояться!

В МИРЕ НАМНОГО БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ ПЛОХИХ!