Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 25 апреля 21:01

Пенза — Россия Апрель 2022

В Пензу мы приехали уже ближе к вечеру.

Для проживания выбрали гостиницу Esebua, на первом этаже которой был грузинский ресторан. Мы так и не поняли, это ресторан при гостинице или гостиница при ресторане. Но это не суть важно — главное, что встретили нас радушно и накормили вкусно. Да еще и угостили домашним грузинским вином.

Светлого времени суток оставалось совсем мало, поэтому решили пока не стемнеет идти к реке, ведь река обычно является украшением города.

Пенза

И тут нас ждал сюрприз. Улица называется Набережная реки Пензы, а течет по городу река Сура.

Пришлось погуглить. Оказалось, что до 1945 года протекающая в этом месте река, действительно, была Пензой. В Суру она впадала на несколько километров ниже по течению.

Но, видимо, своенравной Суре это не понравилось, и Сура сменила русло. Теперь через Пензу течет Сура, а старицу называют Старой Сурой.

Кстати, река Пенза не единственная пострадавшая. По берегу реки Суры проходит еще и Набережная реки Мойки.

Пенза

Но вернемся к набережной Суры. С одной стороны, там где Набережная реки Пензы, очень хорошо обустроенная набережная, а с другой стороны все как-то совсем грустно.

После бокала вина хотелось продолжать получать удовольствие, поэтому мы отправились гулять по красивой набережной, стараясь смотреть вдоль реки, а не поперек.

Пенза

А еще было интересно наблюдать, как кто устраивается на «лежаках» — вот уж поистине всяк может удобно устроиться!

Датой основания Пензы считается 1663 год. В центре города на краю обрыва установлен памятник Первопоселенцам.

Пенза

А изображение этого памятника можно встретить на люках, если, конечно, смотреть себе под ноги, а не по сторонам.

Но вернемся к памятникам.

Памятники придают городу индивидуальность. По крайней мере Пензе.

Вот памятник Пензяку толстопятому, основой для создания которого послужила следующая легенда.

«Во время перехода русских войск через Альпы в 1799 году почти все солдаты, кроме пензенских, натерли ноги до крови. На просьбу Суворова объяснить это обстоятельство пензяки показали ему носки с двойной пяткой, которые вязали в их краях.

В ответ Александр Васильевич воскликнул:

— Ну и молодцы, пензяки толстопятые!»

Шкатулка с пословицами.

Пенза

Памятник артисту Ивау Мозжухину на доме, в котором размещалась гимназия, в стенах которой он учился.

Честно сказать, я впервые услышала имя Иван Мозжухин во время просмотра сериала «Вертинский» и была удивлена, что это реальный человек, а не вымышленный персонаж.

Пенза

12 сентября 2013 года в Пензе на пешеходной Московской улице появился памятник ювелиру. Появился он в результате инициативы пензенского жителя Максима Ломоносова, который решил создать памятник в честь своего дяди — ювелира Владимира Евгеньевича Ломоносова.

Памятник Дзержинскому уцелел, в отличие от московского.

Пенза

Часы с кукушкой рядом с Фонтанной площадью.

Пензенская «Кукушка» — это дань знаменитому творению Сердобских часовщиков. Ведь именно на часовом заводе этого небольшого города Пензенской области впервые были спроектировали настенные гиревые часы с боем и воспроизведением голоса кукушки.

Массовое производство началось в 1955 году и продолжалось вплоть до конца 90-х годов прошлого столетия. Всего было выпущено более 15 млн. часов этого типа, которые экспортировались в 44 страны мира.

Пенза

Башенные часы «Кукушка», как памятник настенному варианту, были установлены в Пензе осенью 1974 года. Они создавались сразу на трех заводах: механизм часов сделали на Сердобском часовом заводе, хрустальные столбики — на Никольском стекольном, а восьмиметровая башня — на Пензенском дизельном.

Светофорное дерево. Жалко, что не работает.

Пенза

Вот такое украшение стен я видела впервые — скульптурные зарисовки из начала прошлого века.

А это шедевральное граффити.

Пенза

Так получилось, что по Пензе мы гуляли преимущественно вечером: приехали во второй половине дня, а на следующий день прокатились по окрестностям.

Вечерняя Пенза красиво выглядит.

Пенза

Правда некоторые объекты удалось заснять и днем, и вечером.

Драматический театр.

Кафе «Градусник».

Пенза

Мне их вечерний вид больше понравился.

Пенза оказалась современным динамичным городом.

Пенза

Что удивило в Пензе, так это то, что старой застройки очень мало. Городу за 350 лет перевалило, война его миновала, а домов старых… Мы ожидали их больше увидеть.

Пенза

Старые дома, конечно, есть.

Пенза

Есть очень красивые — например, картинная галерея.

Пенза

Изначально здесь был Поземельный банк. Архитектор здания — Александр Иванович фон Гоген, уроженец Архангельска.

Или вот такой деревянный дом конца XIX века. Выглядит как новенький.

Пенза

Судя по тому, что мы видели, в Пензе практикуют точечную застройку, поскольку видно, что здания стоят рядом, но построены в разное время. Но мне как-то это глаз не резало.

Пенза

Это, похоже, привет из 50-х.

Ну и мое любимое — вывески.

Пенза

А за такое название можно и за нарушение авторских прав огрести. Правда, сейчас уже, наверное мало кто помнит сериал «Детективное агенство 'Лунный свет'" с молодым Брюсом Уиллисом в главной роли…

Пенза

Обычно на киосках с кофе пишут «Кофе с собой». А здесь — «Кофе с тобой». Почувствуйте разницу!