Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 7:39

Саратовская область, Пензенская область, Кирицы — Россия Апрель 2022

В этом отзыве собраны интересные места недалеко от Саратова и Пензы, в которые мы добрались в эту поездку.

Водопад Чардымские камни

Как следует из названия водопада, расположен он на реке Чардым возле деревни Михайловка. Если ехать из Саратова, то это около 100 км.

Мы решили заехать на водопад по пути из Саратова в Пензу — не сказать, что совсем по пути, но общее направление «на север» выдерживалось.

Машину оставили на окраине деревни. Дальше нужно было пройти метров 500 по грунтовой дороге.

Наверное, можно было бы попробовать и поближе подъехать, но мы рисковать не стали. Да и пешком прогуляться тоже хотелось.

Идти можно без навигатора на шум водопада, никуда не сворачивая с дороги и любуясь зарослями камыша.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Водопад невысокий, но мощный.

Можно подойти к самой воде.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Чтобы увидеть его во всей красе, нужно пройти чуть дальше по тропинке.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

А так он выглядит издалека.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Зелени еще маловато, зато воды много.

Родник Карпова

Следующая достопримечательность — тоже водная.

Это родник «Гремучий ключ», расположенный возле села Александровка Пензенской области.

Машину мы оставили на большой стоянке возле трассы Р-208. Дальше нужно было пройти по тропинке метров 700. Тропинка местами была сыровата, но вполне проходима.

В общем-то это был ничем не примечательный родник, пока дачу в близлежащем садовом товариществе не купил пензенский художник Герман Карпов. Он-то и начал обустраивать родник.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

К роднику ведет вымощенная камнем лестница с литыми вставками с пожеланиями.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Весна, уровень реки поднялся настолько, что заливает «территорию родника».

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Воду из родника мы не пробовали — мало ли что в вешних водах содержится. Но место живое, посещаемое.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Ну, а родник поменял название — теперь его называют «родник Карпова».

Парк «Легенда»

Еще одно рукотворное место на берегу водоема — скульптурный парк «Легенда» в рекреационном комплексе «Чистые пруды».

Парк «Легенда» начал создаваться в 2008 году в рамках Международного скульптурного симпозиума «Осень. Вдохновение. Пенза», организованного на частные средства Константина Михайловича Волкова, управляющего холдингом «Росстрой».

Тогда прошел симпозиум, на который приехали 49 скульпторов из 30 стран мира. На протяжении 20 дней они создавали работы по теме «Материнство и семья».

"Фея в пузырьке росы", Франция

Участникам предоставлялось жильё в гостинице, выдавались материалы, даже выплачивалась некоторая компенсация за билеты. Но каждый участник по окончании симпозиума должен оставить либо скульптуру, либо 15 живописных произведений.

Потом симпозиумы начали проводить ежегодно.

Комплекс начал набирать популярность, инфраструктура тоже развивалась. Сейчас здесь находится гостиничный комплекс «Арт-Пенза», турбаза «Чистые пруды», гостиничный комплекс «Чистые пруды».

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов
А это инсталляция на пляже.

Скульптурный парк «Легенда», считается единственным российским арт-курортом.

Фото парка можно посмотреть в альбоме.

Спутник

Я так и не поняла что это: новый город или район Пензы.

От самой Пензы до Спутника ехать на машине минут 15. И попадаешь вот сюда.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

10 лет назад здесь был пустырь и старица реки Суры.

Комплексной застройкой територии занимается компания «Термодом».

Сначала строили малоэтажные дома, но, видимо, это оказалось нерентабельно. Поэтому сейчас вовсю растут многоэтажки.

Несмотря на большое количество «человейников», нет ощущения скученности. Возможно, это достигается за счет парка и обширной прогулочной зоны вокруг старицы Суры.

Парк большой и благоустроенный, есть атрационы и «Колесо обозрения».

Шикарный пляж.

Большая площадка, на которой проводятся концерты и шоу.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Прогулочная тропа вокруг озера имеет длину около 5 км. Народ активно на роликах и велостпедах катается.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Предусмотрены пикниковые зоны и места для рыбалки.

Декларируемых на стендах застройщика «дворов без машин» мы не видели.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Въезды во дворы перекрыты раздвижными воротами и шлагбаумами, поэтому заходить внутрь не стали. Через забор видно, что дворы благоустроенные: зелень, детские площадки. Ну и машины, конечно.

Чистота абсолютная — не придерешься.

Из инфраструктуры видели бассейн, детские сады, поликлиники, торговые центры. Все выглядит отлично.

Есть некоторые вопросы, которые меня смущают в столь радужной картине.

На стеде застройщика декларируется отсутствие крупных производств. Чистый воздух, конечно, хорошо, но где люди работают? Там и сейчас людей немало живет, а когда все дома достоят…

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

До Пензы, конечно, недалеко, но дорога узкая — должны быть пробки утром и вечером. Нас пробками не удивишь, но все-таки… С другой стороны город еще строится, дорогу расширят со временем.

Прогулочную зону вот тоже активно расширяют — мы видели, что береговую линию старицы и дальше благоустраивают.

Впечатления самые лучшие остались. Очень неожиданное место оказалось.

Усадьба Сергея Павловича Дервиза в Кирицах

На развилке мы случайно свернули «не туда» и с дороги увидели вот это чудо.

Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов

Проехать мимо было никак нельзя.

Когда-то здесь была зеркальная фабрика. Но в 1885 году фабрику и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза.

На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф. О. Шехтеля.

Сейчас в Кирицах находится детский клинический костно-туберкулезный санаторий. Главный усадебный дом — только часть санатория.

Состояние главного дома можно описать так: «издали сморится лучше, чем вблизи». Сам дом отреставрирован, но вот лестница и забор местами выглядят «не очень».

Цикл материалов "Апрельские покатушки 2022"

1. По дороге в Саратов
  2. Кованые шедевры Энгельса
  3. Саратов. Парк Победы
  4. Саратов
  5. Парк «Легенда»
  6. Апрельские покатушки 2022. В стороне от больших городов
  7. Пенза

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия