Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 23 апреля 16:43
70-й рассказ, красивая цифра!

Сергиев Посад — Россия Апрель 2022
Троице-Сергиева Лавра, центральная площадь.

Как я уже упоминала в  обзорном рассказе , в Сергиев Посад мы поехали с Максимом в понедельник, после Пасхального воскресенья, но праздничные пасхальные дни еще продолжались. Мы хотели побывать в Троице-Сергиевой Лавре ,на близкое знакомство с городом мы не рассчитывали. Синоптики как всегда настойчиво обещали дождь, но нас это нисколько не смущало, заботливый Максим прихватил зонтик.

Поездка наша в Сергиев Посад началась от Ярославского вокзала столицы. Погода оказалась прекрасной, если в Москве что-то и хмурилось с утра, то Сергиев Посад нас встретил солнечно.

Пока шли к Лавре, скажу честно, испытывала волнение, место уж очень особенное. Ведь история Сергиева Посада насчитывает семь веков жизни, насыщенной сложными и яркими моментами. Обитель Сергия Радонежского, начавшая свое существование в XIV веке, объединила вокруг себя поселения и стала городом Сергиевским Посадом. Но это произошло лишь в 1782 году по указу Екатерины II. Город стал играть важную роль не только в религиозной жизни государства, но и политической. Посад стал духовной столицей Руси, или местом силы, как бы выразились сейчас.

Белый пруд.

Начать знакомство с Лаврой решили с Белого пруда , который сыграл важную роль в лихую годину, и неразрывно связан с историей монастыря. Белый пруд — древнейший водоем Сергиева Посада, располагается почти у стен Лавры. В старину его размеры были намного больше, да и пруд не простой- с секретом. Секрет Белого (Нагорного) пруда заключался в том, что он был соединен с монастырем подземными деревянными трубами. Эта тайна раскрылась во время осады Троице-Сергиева монастыря отрядами поляков и литовцев в 1608—1610 гг. О секрете Белого пруда, и о схватке за его воду поведал летописец осады Троице-Сергиева монастыря. В память о тех событиях стоит на берегу пруда памятник «Защитникам отечества».

Памятник Защитникам Отечества
Памятник "Защитникам Отечества"

Монумент возвели в память Никону Шилову и Петру Слоту, двух крестьян из Клементьевской слободы, защищавших Троице-Сергиеву лавру, во время осады польско-литовскими войсками. За спиной героев келарь и летописец Троицкого монастыря Авраам Палицын, который и оставил записи, свидетельствующие о подвиге этих двух мужественных защитников.

Еще пруд связывают с охотничьими забавами юного Петра I, будто государь стрелял с башни уток на Белом пруду.

Музейный комплекс «Конный двор», расположенный на берегу Белого пруда, давно отнесён к числу важнейших архитектурных памятников Сергиева Посада.

Конный двор
"Конный двор"

И место тут красивое, это один из самых живописных уголков города. Заложен он был в 1790 году, в виде замкнутого каре одноэтажных корпусов с четырьмя круглыми башнями по углам и прямоугольной башней над южными воротами. Современники сравнивали внешний вид конного двора с «монастырьком», примостившимся рядом с огромными крепостными стенами великой Лавры.

Пасхальная Лавра

«Конный двор» без преувеличения можно назвать уникальным архитектурным памятником и подлинной достопримечательностью Сергиева Посада. Мы довольствовались лишь прогулкой по его территории, так как понедельник выходной день практически у всех музейщиков. Многочисленные выставки и экспозиции оставили до следующего приезда.

Местные умельцы у стен Лавры пытаются продать свой товар, но интереса не видно, все-таки не за этим едут сюда люди.

Пасхальная Лавра

Рядом пристраиваются профессиональные попрошайки, неотъемлемая часть подобных мест, у некоторых «страждущих и обездоленных» на лице следы хорошо проведенного предыдущего дня.

Перед входом в Лавру нас встречает «Преподобный Сергий Радонежский».

Троице-Сергиева Лавра. Памятник Преподобному Сергию Радонежскому
Троице-Сергиева Лавра. Памятник "Преподобному Сергию Радонежскому"
Троице-Сергиева Лавра.

Красота храмов вызывает восторг, сравнительно небольшая территория Лавры просто усыпана красивейшими храмами, разных стилей и эпох.

Пасхальная Лавра

Священнослужители прохаживаются по территории монастыря, в этом месте свой особенный мир, незнакомый и непонятный нам.

Пасхальная Лавра

Как-то само собой знакомство с Лаврой началось с величественного Успенского собора, который был заложен по велению Иоанна IV Грозного.

Священник на крыльце храма благословлял присутствующих -«Христос Воскресе» , «Воистину Воскресе»- звучало в ответ. Видимо мы застали уже финальную часть, потому что прихожане быстро разошлись, мы вошли в храм.

Царские врата иконостаса, старинные иконы, сохранившиеся бронзовые паникадила XVII века, расписные стены и пилоны.

Пасхальная Лавра

Восторг и восхищение этой красотой описать невозможно. Читала, что масштабная реставрация храма была проведена к 700 -летию преподобного Сергия Радонежского.

Взяв свечи я спросила о цене, оказывается в импровизированную «копилку» бросают кто сколько может, мудрое решение.

Пасхальная Лавра
Около собора усыпальница семьи Годуновых в виде небольшой скромной палатки белого камня. Царь избранный народом, жена и дети. Сколько пришлось натерпеться им при жизни и после, прежде чем нашли пристанище в стенах Лавры.

По другую сторону Надкладезная часовня , которая напоминает миниатюрный храм, ярусная, эффектная она укрывает целебный источник.

Надкладезная часовня.

Испив воды в Успенском источнике, продолжили знакомиться с Лаврой.

Пасхальная Лавра

Площадь перед Успенским храмом образует красивейший архитектурный ансамбль.

Колокольня Лавры.

Лавровская величественная пятиярусная колокольня, построенная в период 1741–1768 годов, является одной из самых высоких, в ней располагается магазин всевозможных религиозных сувениров, книг и т. п. Можно подняться на колокольню или нет, ничего не могу сказать, возможно в праздничные дни подъем закрыт.

Пасхальная Лавра

Несколько церквей в лесах или огорожены для реставрации, кое-где перекопано и проход затруднен.

В здание Московской духовной академии можно войти беспрепятственно. Любопытно взглянуть на бывшие Царские Чертоги.

Пасхальная Лавра

Это пестрое, богато декорированное, довольно большое двухэтажное здание. Колоритные покои были выстроены специально для царя Алексея Михайловича, в качестве царского дворца в главном монастыре Русского государства. Чертоги представляли собой анфиладу комнат — парадные залы и жилые помещения, построены они в 1686–1692 годах.

С 1814 г. в Царских Чертогах располагается Московская Духовная академия. На первом этаже трапезная для всех желающих, в холле банкоматы, обычные мирские необходимые предметы.

Пасхальная Лавра

По красивой лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь храм Покрова Пресвятой Богородицы, который был построен уже во времена Духовной академии в 1870 году.

Мы с Максимом с каждым разом убеждались, что понедельник для поездки в Лавру лучший день, посетителей практически не было. Можно присесть на скамьи по периметру зала и созерцать всю эту красоту. А какой потрясающий вид на Лавру из окон академии.

Пасхальная Лавра

Прямо из храма вход в Музей Московской Духовной академии, или церковно-археологический кабинет , как его еще называют. О том что есть музей в Лавре, да еще и работающий в понедельник, мы не знали. Подробнее о музее напишу отзыв или альбом, чтобы показать увиденное.

В музей можно пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Естественно цены разные, но экскурсии проводятся в определенное время. Старинные иконы, монеты, картины известных художников, религиозная утварь и одежды священников представлены в нем. Основатель музея Алексий I (Симанский).

Пасхальная Лавра

Музей замечательный, и главное никто не мешал созерцать увиденное.

Успенский собор Лавры.
Пасхальная Лавра

После музея мы продолжили гулять по Лавре, погода чудесная, на центральной площади отдыхают и греются на солнышке и гости Лавры, и священнослужители.

Девушка в красной шапочке направляется к священнику за благословением, преподнеся ему пасхальное яйцо.

А мы хотим посмотреть Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686—1692 гг.) Архитектурный облик которой так схож с Царскими Чертогами.

Трапезная церковь Сергия Радонежского.

Разноцветная роспись стен, пышный декор фасадов, белокаменные резные колонны.

Пасхальная Лавра

Церковь больше напоминает роскошный дворец. Строительство этого грандиозного храма началось с повеления царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей, построить «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».

По сравнению с Успенским собором, окна храма намного больше, и соответственно намного светлее, совершенно другая красота.

Пасхальная Лавра

К сожалению парадное крыльцо и часть стены церкви были закрыты, и в полной мере не удалось увидеть всю его архитектурную изысканность.

Встречу с самым главным собором Троице-Сергиевой Лавры мы оставили напоследок.

Пасхальная Лавра

Тро́ицкий собо́р — соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Главной святыней собора являются мощи преподобного Сергия Радонежского. Место где покоятся мощи преподобного старца- святая святых монастыря. Сам собор воздвигнут в 1422–1423 годах Никоном Радонежским в честь основателя монастыря преподобного Сергия Радонежскому. Самые масштабные и великолепные «царские врата» находятся в Троицком соборе. Настоящей ценностью иконостаса Троицкого собора является икона Святой Троицы выполненная Андреем Рублевым.

Троицкий собор.

Собор оказался действующим, в течение дня совершаются молебны преподобному Сергию Радонежскому у раки с его мощами, к которым можно приложиться. Нам посчастливилось побывать в это самое время. Иконостас можно было рассмотреть лишь проходя в непосредственной близости. Росписи на стенах видно плохо, так как собор внутри весь в строительных лесах, и проход к раке не прост. В храме полумрак, кроме священника в нем еще и учащийся Духовной академии, который следит за порядком.

Пасхальная Лавра

Невероятное ощущение от увиденного в монастыре, который по праву именуется Лаврой, что значит имеющий особенное историческое и духовное значение. Какая же сила создала такое место, которое стало духовным и политическим центром земли Русской. В стенах монастыря вершилась история государства, царственные особы искали здесь поддержку, и конечно это уникальный архитектурный ансамбль.

Мы не заметили, как прошло несколько часов.

Пасхальная Лавра

Проголодавшись, с удовольствием подкрепились в Трапезной, да еще и прикупили монастырских пирогов с собой. Спросом пользуется и монастырский квас.

Мы прощаемся с Лаврой, небольшая прогулка до железнодорожного вокзала, и поезд нас мчит обратно в Москву.

Когда подъезжали к столице начал накрапывать обещанный дождь.