Лучший материал
недели

Камерный музей с необычной историей

Не посетить музей В. А. Тропинина я не могла, расположен он в Замоскворечье, в Щетининском переулке, что между улицами Большой Ордынкой и Полянкой. Очень близко относительно моего отеля.

Район Замоскворечье богат старинными особняками, в них разместились посольства иностранных государств, рестораны, различные офисы, медицинские учреждения и т. д.

Музей В. А. Тропинина не стал исключением. Дом с мезонином, в котором размещается музей, является историко- архитектурным памятником XIX века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

7
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Когда -то эта купеческая усадьба, пострадала во время пожара 1812 года, собственно как и вся Москва. После войны с французами усадьба была перестроена в стиле ампир. В свое время она принадлежала семье Бородиных — древнему русскому дворянскому роду, затем семье Петуховых, вхожей в творческие круги Москвы. Петуховы владели усадьбой с 1885 года. После революции 1917 года новые власти оставили семье Петуховых дом за заслуги перед Отечеством. Усадьбу купцов Петуховых, дом и дворовый флигель в самом центре города, советская власть удивительным образом оставила в собственности прежнего хозяина — этнографа и экономиста. В гостях у этой семьи бывали многие творческие люди, среди них композитор Александр Скрябин. Петуховы создали в доме своего рода один из центров культурной жизни Замоскворечья.

6
В залах музея.
В залах музея.
6
В залах музея.
В залах музея.

Профессор, Николай Григорьевич Петухов (1879–1965) — последний представитель династии в особняке, после революции хранил собрание произведений живописи и предметов старины, вместе с библиотекой, всего в трёх комнатах, отведённых ему для проживания. Близким друг семьи Петуховых, был московский коллекционер Феликс Вишневский. Николай Петухов перед своей кончиной завещал дом Вишневскому, чтобы он создал там постоянную экспозицию из своей коллекции картин. Завещание вступило в силу еще при жизни последнего из рода Петуховых.

8
 Портрет каменотеса Самсона Ксенофонтовича Суханова. 1823 г.
Суханов работал под руководством архитектора Андрея Воронихина при возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, высекал для Ростральных колонн скульптуру. Именно артели Суханова было поручено высечь монолитный постамент для пьедестала памятника «Минину и Пожарскому» в Москве. Портрет был написан по инициативе издателя, основателя первого «Русского музеума» Павла Свиньина, который в своем журнале «Отечественные записки» писал о Суханове.
Портрет каменотеса Самсона Ксенофонтовича Суханова. 1823 г. Суханов работал под руководством архитектора Андрея Воронихина при возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, высекал для Ростральных колонн скульптуру. Именно артели Суханова было поручено высечь монолитный постамент для пьедестала памятника «Минину и Пожарскому» в Москве. Портрет был написан по инициативе издателя, основателя первого «Русского музеума» Павла Свиньина, который в своем журнале «Отечественные записки» писал о Суханове.

В 1969 году Феликс Вишневский передал государству дом и свою коллекцию из двухсот картин В. А. Тропинина, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, С. Ф. Щедрина и др., а также предметы мебели, фарфор и многое другое. 1969 год является основанием музея, а в 1971 году происходит его открытие широкой публике. Возможно, Вишневскому так было проще сохранить свою коллекцию и быть с ней рядом, в прошлом у него отнимали ее неоднократно. Такая непростая судьба у музея, полная тайн. Прочитала в одном источнике, что якобы потомки Вишневского продолжают жить в бывшем флигеле усадьбы Петуховых.

7
Портрет Платона Николаевича Зубова. 1830-1840 гг.
Портрет Платона Николаевича Зубова. 1830-1840 гг.

Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений В. А. Тропинина — основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века. В музее также можно встретить работы И. Я. Вишнякова, И. П. Аргунова, А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боро¬виковского, С. Ф. Щедрина, С. С. Щукина и др.

11
Девочка с собакой. В.А.Тропинин. 1831 г.
Девочка с собакой. В.А.Тропинин. 1831 г.
7
Портрет Михаила Андреевича Оболенского ребенком.  около 1812 г.
Портрет Михаила Андреевича Оболенского ребенком. около 1812 г.

Во время моего посещения в музее проходила выставка «Василий Тропинин. Удача гения». Среди работ Василия Тропинина пожалуй самой известной является «Кружевница», которая в нынешнем году отмечает 200 летний юбилей, она первая встречает гостей музея.

11
Кружевница В.А.Тропинина
"Кружевница" В.А.Тропинина

В музее хранится её первое авторское повторение. Оно идентично по размеру, композиционному и цветовому решению первоначальному варианту «Кружевницы».

До 1969 года картина была в частной коллекции в Ленинграде, но благодаря Феликсу Вишневскому попала в музей. Данное авторское повторение было заказано известными астраханскими рыбопромышленниками и купцами, А.П. и П. И. Сапожниковыми в 30-ые годы 19 в., собиравшими русскую и западноевропейскую живопись.

8
«Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Холст, масло»
«Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Холст, масло»

«Кружевниц» у В.Тропинина несколько, первая была написана сразу после получения вольной, которую ему подарил на Пасху барин. Лишь в 43 года Василий Тропинин обрел долгожданную свободу. Но его жена и дети продолжали оставаться крепостными. Необходимы были деньги, и художник брался за любую работу. Через пять лет вся семья Тропининых становится вольной, Тропинин наконец выкупает у помещика жену и сына.

3
Имитация двери из дома Тропиниых с автографами знаменитых гостей.
Имитация двери из дома Тропиниых с автографами знаменитых гостей.

В квартире на Волхонке, где одновременно и мастерская художника, частыми гостями бывают известные литераторы, художники, музыканты. Если гости не заставали хозяина дома, они расписывались на входной двери. Дверь была уникальным памятником русской культуры первой половины 19 века. К сожалению, до нашего времени она не сохранилась. В музее создана имитация двери квартиры Тропинина с автографами известных людей того времени.

9
Портрет Варвары Ипполитовны Лизогуб.около 1847 г.
Из собрания Татьяны и Сергея Подстаницких.
Портрет Варвары Ипполитовны Лизогуб.около 1847 г. Из собрания Татьяны и Сергея Подстаницких.

Портрет В. А. Лизогуб представлен на выставке «Василий Тропини. Удача гения» из частной коллекции семьи Подстаницких. Героиня портрета -Варвара Ипполитовна Лизогуб-русская поэтесса и писательница, автор поэмы «Зулейка».Лизогуб принадлежала к старинному малороссийскому дворянскому роду.

10
Девушка украинка в пейзаже. 1820 г.
Девушка украинка в пейзаже. 1820 г.
7
Девушка украинка собирающая сливы. В.А.Тропинин 1820-е г.
Девушка украинка собирающая сливы. В.А.Тропинин 1820-е г.

«Девушку с цветочным горшком» В.Тропинин написал когда ему было уже за 70 лет. Это одна из лучших его работ этого периода. Картина из коллекции Феликса Вишневского, которую он купил на Арбате в 50-е годы, как работу неизвестного автора. Опытным глазом Вишневский увидел шедевр. В процессе исследований пропавших ценностей во время Великой Отечественной войны выяснилось, что картина находилась в музее Александра III, затем в Русском музее, откуда и поехала на выставку в Крым, где во время войны оказалась в частных руках.

12
Девушка с горшком роз. 1850 г.
Девушка с горшком роз. 1850 г.

В 2003 году Русский музей официально передал портрет на постоянное хранение в Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени». Свое имя художник выписал на цветочном горшке, а цветочница пальцами рук подсказыает зрителю.

В двух залах музея расположилась выставка «Мода на чай» , где представлена часть картин музея В. А. Тропинина, а также из частных коллекций.

5
Камерный музей с необычной историей

Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано с изобретением самовара, появлением широкого ассортимента фарфоровой и фаянсовой посуды для чаепития. В 19 веке Москва стала центром чайной торговли и традиций русского чаепития. Сюжеты чаепития воплотились в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах.

6
 Мазер Карл Петрович. Портрет китайца с пиалой и трубкой. 1840 г.
Мазер Карл Петрович. Портрет китайца с пиалой и трубкой. 1840 г.
7
Неизвестный русский художник. Портрет Марфы Сергеевны Варенцовой. 1824 г.
Неизвестный русский художник. Портрет Марфы Сергеевны Варенцовой. 1824 г.

Представлены на выставке чайные и кондитерские упаковки известных кондитерских фирм 19 века.

4
Камерный музей с необычной историей
8
Камерный музей с необычной историей

Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких.

5
Зал выставки Мода на чай
Зал выставки "Мода на чай"
На выставке представлены образцы этого вида женских платьев из фонда историка моды и коллекционера Александра Васильева.

«Музей В. А. Тропинина и художников его времени» небольшой и уютный, выставки, как я поняла обновляются часто. К тому же музей сотрудничает не только с государственными музеями, но и с коллекционерами. Частенько бывают дни бесплатных экскурсий, что хорошо для москвичей.

По всем вопросам о работе музея и обновляющихся выставках можно узнать, если зайти на Официальный сайт музея В. А. Тропинина и московских художников его времени.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Щетининский пер., д. 10, ст. 1 Подробнее об объекте