Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 23:20

Загреб — Хорватия Сентябрь 2021

О Загребе меня предупреждали, причём все друзья или знакомые — в Загребе есть что делать максимум 1 день. Потом надо оттуда уезжать. Могу констатировать, что мне повезло — во-первых Загреб был последней точкой в путешествии по Хорватии, и мы не торопились. И во-вторых — в Загребе есть что делать целых полдня. Потом надо долго и, не побоюсь этих слов — мучительно долго искать что бы ещё посмотреть в этой столице любознательному среднестатистическому туристу.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Каждая страна начинается со столицы, по крайней мере говорю о странах, где был до этого времени. И даже соседняя с хорватией Словения может вполне гордится Любляной, как центром изумительного балканского сецессиона. Хорватская же столица не произвела на меня должного впечатления. Во-первых, город достаточно серый, многие здания в запущенном состоянии, в центре безобразные граффити на домах.

Очень многие объекты находились на реставрации и были окутаны лесами — это тоже смазывало впечатление о городе. Тем не менее, не жалею, что посетили хорватскую столицу. Всё ж таки город со своей самобытной историей и культурой, стремящийся соответствовать европейским стандартам.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

В стране великолепных береговых линий, множества похожих на рай островов, фотогеничных водопадов и сказочных исторических венецианских городов столица, не имеющая выхода к морю, может оказаться отодвинутой на задний план. Такова судьба Загреба, столицы Хорватии и, возможно, самого недооцененного места в стране.

Но в любом случае, каждый, кто хочет получить «полную хорватскую картину», не может пропустить Загреб. Далёкий от пляжных курортов Далмации и загородной тишины Истрии, Загреб предлагает изощренность жизни большого города в зачаточном состоянии. Рестораны и пивнушки с крафтовым пивом процветают, музеи появляются на каждом углу, а ремесленные бутики добавляют городу атмосферы. Загреб также полон парков, променадов и зелёных пешеходных дорожек, которые уравновешивают городскую суету. В Загребе проживает примерно каждый шестой хорват, а его население составляет около 800 000 человек. В конце концов здесь есть яркая культура кафе и связанное с ней наблюдение за людьми.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Кое-какие исторические районы, довольно большая коллекция превосходных ресторанов и не самые худшие музеи страны. По сравнению с многолюдными хорватскими побережьями, здесь туристов так мало, что во многих местах можно увидеть только местных жителей.

Проведение неполного дня в столице страны может показаться спешкой, но Загреб — идеальный пример для изучения за такое количество времени. Конечно, вы можете провести в городе дольше, если хотите, посетив каждый музей, каждый парк или кладбище. Но и не делая этого, можно быть уверенным, что за неполный день увидите лучшее в Загребе и не упустите ничего важного.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Говоря о популярности Загреба по сравнению с приморскими центрами, достаточно привести факт, что мы забронировали два номера в отеле с охранямой автостоянкой всего в 200 метрах от Кафедрального собора за ½ цены одного частного апартамента средней степени паршивости в Сплите или Дубровнике в километре от центра. Загреб — город, где исторические улицы идеально подходят для бесцельных прогулок. Темп жизни медленнее, можно легко добраться до главных достопримечательностей города пешком.

Загребский собор — по логике, первый в моём повествовании. Потому что буквально напротив входа в отель, он — первое, что мы увидели. Самое высокое здание в Хорватии. У него есть двойные шпили, которые можно увидеть со всех точек Загреба.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

К сожалению, кажется, что один из шпилей постоянно находится на реконструкции. Утверждаю так, потому что видел много чужих фото разных лет. Посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, собор был основан в 1093 году и до сих пор сохраняет большую часть своего готического стиля, несмотря на то, что на протяжении многих лет он был разрушен пожарами, войнами и стихийными бедствиями.

Загребский собор, который мы видим сегодня, был построен в середине XIII века. Наиболее яркими архитектурными частями этой церкви являются две детализированные симметричные башни высотой 108 м в готическом стиле. А интерьер был, к сожалению, на замке. Собор имеет красивую и просторную площадь и прилегающую территорию перед собой.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

От собора недалеко до площади Бана Елачича, которая является центром практически всего, что происходит в Загребе, от общественной жизни до транспорта. Площадь, утонувшую в архитектуре времён Габсбургов, называют бьющимся сердцем Загреба.

Названная в честь Йосипа Елачича, полководца Австрийской империи и хорватского государственного деятеля, площадь украшена его большой статуей. Помимо статуи Йосипа Елачича верхом на площади, на площади также есть небольшой встроенный фонтан и элегантная архитектура по бокам.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Можно сказать, что площадь Бана Елачича выглядит очень «по-европейски», но кажется, что она приносит более камерную уютную атмосферу, чем в других западноевропейских столицах. Это место сбора молодежи. Самые популярные места сбора находятся под часами, на западной стороне площади и у хвоста — намёк на скакуна Елачича.

Всего в нескольких шагах от площади находится рынок Долац, оживленный фермерский рынок Загреба. Но он был уже закрыт, народ мирно посиживал в кафе по периметру.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

На краю рынка приютилась первоначально монастырская церковь, а с начала XVI века приходская церковь Святой Марии.

От площади и рынка на север убегает самая популярная в Верхнем городе улица Ткалчичева. Состоящая из нежно окрашенных низкоэтажных домов в восточно-европейском стиле, она полна кафе, ресторанов. Прийти сюда отдохнуть и попить кофе очень комфортно.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Но даже и это место в Загребе не отличается особой многолюдностью и суетой.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Направляясь от Загребского собора к средневековому центру города, практически все проходят через Каменные ворота.

Они — одни из немногих сохранившихся старинных городских ворот, построенных в XIII веке в Загребе. Исторически столица Загреб была сожжена четыре раза, пострадала большая часть города, но только Каменные ворота до сих пор остаются вызовом богу огня, и эти древние городские ворота до сих пор скрывают множество загадочных историй. Может быть, и потому что внутри находится небольшая часовня.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Церковь Святого Марка, пожалуй, одно из самых примечательных зданий в Загребе. Окружённая пустой площадью, церковь привлекает благодаря своей черепичной крыше. На крыше церкви, покрытой разноцветной черепицей, два герба: один города Загреб, а другой бывшего Хорватского королевства: Славонии и Далмации.

Красочная церковь Святого Марка впервые упоминается в списке приходских церквей 1334 года. От первого, романского периода сохранились только окно в южной стене и фундамент колокольни. Готические своды и святыня были построены во второй половине XIV века, когда церковь получила свою самую ценную часть — роскошный южный портал. Фигуры были изготовлены в мастерской Парлера, одной из самых известных средневековых скульптурных мастерских.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Церковь была основательно перестроена во второй половине XIX века по проектам венских архитекторов Фридриха Шмидта и Германа Болле. В первой половине XX века подверглась очередной реконструкции.

Слева от церкви — Банские дворы, историческое здания, которое было официальной резиденцией банов, они были хорватскими вице-королями после 1102 года. Сейчас в нём располагается правительство Республики Хорватия.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Направо — здание парламента. Хотя история хорватского парламентаризма началась еще в XIII веке, здание для официальных заседаний было построено лишь в 1737 году. Со временем строение стало тесным, его постепенно расширяли и мы видим здание парламента версии 1908 года, эдакую стилистическую смесь неоренессанса, неоклассицизма и модерна.

Одна из улиц около площади Святого Марка приведёт нас к историческому музею.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

В Верхнем городе с XVII века находилась церковь Греко-католической семинарии, построенная в 1681 году для послушников семинарии и верующих греко-католиков, живших в Загребе и окрестностях. Однако пожар 1766 года уничтожил большую часть церковных книг, которые могли точно датировать, как долго фактически существовала греко-католическая церковь в Верхнем городе.

Нынешняя церковь была построена в 1886 году, когда на месте бывшей церкви святого Василия воздвигли новый храм, посвящённый святым Кириллу и Мефодию.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Башня Лотршчак, построенная в XIII веке на окраине Верхнего города, предлагает увидеть современный центр Загреба и насладиться его довольно разнообразным городским пейзажем.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Но в принципе, можно и не подниматься на башню, на набережной Штроссмайера под башней есть несколько хороших смотровых площадок с видом на Нижний город.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Напротив башни находится церковь Святой Екатерины, реконструированная римско-католическая церковь XVII века, известная своими интерьерами в стиле барокко.

Нижний город, в отличие от исторической части, появился на картах Загреба всего полтора века назад. Яркость и помпезность кварталов не позволяет сомневаться в том, что и в Загребе в традициях того времени щедрые Габсбурги фактически подарили городу целый район с образцовой архитектурой и единой планировкой.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Хотя говорить о том, что эти кварталы напоминают Вену или Будапешт, преувеличено. Масштабы не более, чем в Риеке или Триесте.

Нижний центр более многолюдный, чем верхний город. Здесь расположились основные торговые улицы. Эту часть Загреба так же принято считать бизнес-центром столицы.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Улица Илица является одной из туристических достопримечательностей Загреба, известной своим самым оживленным торговым центром. Это место идеально подходит для тех, кто любит шоппинг, выпить на террасе или поужинать. В магазинах вдоль улицы вы найдете всё, от самых дорогих до самых дешевых вещей. Каждый уважающий себя торговый бренд старается иметь свой собственный магазинчик на Илице.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Главной культурной достопримечательностью Загреба, которая также особенно бросается в глаза, является Хорватский национальный театр, построенный в 1895 году на площади Хорватской республики.

В окружении других учреждений искусства в центре города его трудно не заметить благодаря его величественной архитектуре и горчичным цветам.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

На противоположной стороне площади в длинном здании с островерхой крышей расположился Музей искусств и ремёсел, хранящий собрание мебели и тканей от эпохи Средневековья до наших дней. В футуристическом здании за музеем находится Музыкальная академия.

Этнографический музей Загреба был основан в 1919 году по инициативе Соломона Бергера, торговца текстилем и фабриканта родом из Словакии. Музей расположен в здании в стиле модерн бывшего Дома ремёсел 1903 года.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

А в этом красивом здании находится Академия драматического искусства, которая является частью Загребского университета.

Хорватский школьный музей был основан Хорватской педагогической и литературной ассоциацией в 1901 году. Находится в бывшем здании Хорватского дома учителей.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Памятник знаменитому ученому и изобретателю в области электро- и радиотехники Николе Тесле был открыт в 2006 году в честь 150-летия со дня рождения.

Святой Георгий убивает дракона. Произведение было создано австрийским скульптором Антоном Фернкорном. Тема святого Георгия, убивающего дракона, была популярна со времен средневековья, символизируя борьбу добра и зла и победу христианства над язычеством.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Но в Загребе эта тема как-то особо популярна. Вот статуя рыцаря над побеждённым змеем около Каменных ворот. Создатели «Игры престолов» несмотря на свою любовь к Хорватии, в Загреб бы не поехали. Здесь с драконами разговор короткий.

Возвращаемся домой через Зриневац — типичный городской парк конца XIX столетия с тенистыми аллеями, трибуной для оркестра и фонтаном, созданным по эскизам Германа Болле.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Наше автопутешествие по Хорватии закончилось. Длилось оно 12 дней, 11 ночей. Только по самой Хорватии мы проехали 2070 км и нигде не ночевали дважды. Посетили 31 пункт — город, или замок-крепость, или Национальный парк. Впечатлений море, учитывая, что эту страну изучили практически полностью.

Цикл материалов "Знакомая и незнакомая Хорватия"

1. Знакомая и незнакомая Хорватия. Вараждин
  17. Реальный Клис или выдуманный Миэрин
  18. Знакомая и незнакомая Хорватия. Дубровник
  19. Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия