Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 23:20

Умаг, Новиград — Хорватия Сентябрь 2021

Истрия — чудесный регион Адриатики. История Истрии записана в старых документах и отмечена каменными свидетелями. Берега омываются морем, богатым рыбой, а прекрасная природа поддерживается мягким средиземноморским климатом. Старые городки могут похвастаться красивыми улицами, старинными церквями и дворцами, вневременными стенами и многими другими сокровищами, которые бережно хранятся как вечное напоминание о человеческом присутствии и относительной быстротечности государств и культур.

По всему побережью и недалёким холмам раскинулись места, полные ярких красок и трогательной красоты. Регион славится природными ресурсами — плодородной землёй, богатой виноградом и оливками, высококачественным камнем, реализованным в высоких колокольнях церквей, с которых нет предела синему небу, чистому морю и пробуждающемуся чувству восторга. А вечером — гастрономические праздники и великолепные закаты.

У нас была возможность с разрывом в месяц познакомиться с Истрией словенской и Истрией хорватской, на территории последней находится подавляющая часть полуострова.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Наблюдения каждого субъективны, и всё же. Словения — просто продолжение части Италии. Где названия улиц на итальянском, второй язык итальянский, городки Приморья не отличишь от городков Фриули. В Хорватии всё же чувствуешь себя как в Хорватии, не скажешь — чистая Италия. Словения немного по-богаче, немного по-интеллигентнее, немного по-ухоженнее. Вроде кухни похожи, но словенская по-разнообразнее и по-вкуснее. За исключением рыбо-море-продукции, на гриле кальмар везде кальмар.

Вина хорватские вполне употребляемы, но словенские лучше. Памятниками и примечательными местами в расчёте на км квадратный Словения без спора богаче, особенно что касается внутренней части.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Но зато значение отдельных памятников в хорватских городах исключительно, они реально мирового значения. Хорватия привлекает многих яхтсменов. Здесь самая на Адриатике удобная система марин, рейдовых стоянок, создана отличная инфраструктура для отдыха и спорта. Ездил долгие годы и я, при этом считая, что с познавательной точки зрения можно Хорватию посмотреть, но когда-не-будет-денег-на-Италию. Или когда-не-смогу-попасть в Италию. Так сказать запасной вариант. Реальность оказалось иной. После полного изучения страны могу с уверенность сказать — Хорватия отличная страна для изучения сама по себе, без сравнения с тем или иным регионом, дарящая отличные воспоминания. А Истрия — самый насыщенный регион. Береговую линию мы проехали всю с севера, почти от границы со Словенией до Дубровника. Сегодня рассказ о двух самых северных городках на этой трассе. Скромных, но без них представление о маршруте было бы неполным.

От Буйе до Умага всего 15 минут езды. Город находится на самом севере Истрии, в шести километрах от Словении и поэтому известен как «ворота в Хорватию». Благодаря идеальному расположению Умаг стал одним из самых популярных курортных районов в стране.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Курортный регион состоит из крохотного старого города и множества туристических посёлков, расположенных вокруг центра. На побережье протяжённостью около 45 километров — настоящий рай для отдыха с прекрасными пляжами, удобными апартаментами и великолепными пейзажами для любителей подобного отдыха.

В широком заливе к северу от старого города расположилась удобная марина.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Громадная автостоянка, которая находится на берегу посреди парка, практически пуста.

С автостоянки — прямой выход на длинную набережную. Красивая и живописная, с хорватскими каменными домами, вдоль которых выстроились рестораны и уютные кафе с чудесным видом на море, она пожалуй основная достопримечательность Умага.

По пути вдоль края набережной наблюдали сходку чаек в статическом

и динамическом виде.

cajki um

Непосредственно старый город реально очень мал, его нельзя назвать сильно запоминающимся или ценным с познавательной точки зрения. Таких городов, вероятно, десятки вдоль всего побережья. Он был выбран, скорее, как пример обычного приморского городка вдоль побережья, с крохотной исторической частью и обширной курортной зоной. После Умага такие точки можно и не посещать, они все похожи. А так как нас интересовала только первая, историческая составляющая, Умаг был пройден за час.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

История центра города восходит к древним временам, начиная с Рима. Но сегодня от городских стен и башен остались жалкие остатки, к которым кое-где прилепились террасы ресторанов.

В каменном доме на фундаменте бывшей оборонительной башни сегодня расположился городской музей.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

На этой небольной круглой площади начинается пешеходная улица Гарибальди, под зелёный зонтик мы присели перекусить.

Поглощая сардинки, заметили напротив через площадь крохотную церквушку. Эта часовня Святого Роша была построена после эпидемии чумы в 1507 году. Внутри церкви необычный деревянный потолок XVIII века, расписанный маслом.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Пешеходная улица Гарибальди в итальянском стиле считается центральной в старом городе.

Находится на ней и городская ратуша. Так же, как и весь городок, она небольшая.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Разок-другой прогулятся по улице Гарибальди можно. Но, если отдыхать неделю на одном из курортов Умага и не выезжать на экскурсии, этот городок быстро наскучит.

В самом центре города находится площадь Свободы. Здесь отдыхающие найдут несколько уютных кафе и ресторанов, сами здания уже давно перестроены.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Самой важной достопримечательностью здесь является церковь Успения Пресвятой Богородицы и Святого Перегрина, диакона и мученика. Старая приходская церковь XIV века Пресвятой Девы Марии была расположена на том же месте. Была сильно повреждена в XVIII веке, поэтому было решено её снести и построить более крупную церковь. Проект был разработан архитектором Филиппо Донжетти, строили церковь Антионио Сентенари и Аурелио Алессандри.

Западнее от площади Свободы начинается лабиринт романтических каменных переулков самой старой полностью сохранившейся средневековой части.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Некоторые считают Умаг одним из наименее привлекательных городов на побережье Истрии. Я не согласен с этим. Здесь нет ничего выдающегося, но в целом городок произвёл на нас положительное впечатление. Приятно было пройтись по узким атмосферным улочкам маленького старинного городка с неярко выраженным итальянским вкусом.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

И — опять к морю. Набережные занимают основную часть Умага. Есть здесь и особый променад — на конец волнолома к маяку, обозначающему вход в бухту.

Большие камни приглашают сфотографироваться на фоне живописной гавани.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

После Умага следущая остановка, долгая — на ночь, была запланирована в Новиграде, лежащем точно на полпути между Умагом и Поречем. Сравнительно недорогое жильё в виде апартамента с двумя спальнями нашлось в тихом районе с индивидуальной застройкой всего 15–20 минут пешком от центра города.

В настоящее время Новиград, также как и предыдущий Умаг — прежде всего центр обширного курортного района с кемпингами, пляжами, маринами. С познавательной точки зрения городок тоже пока мало кому интересен, кроме отдыхающих в округе, которые приходят в центр в конце долго дня поесть, кое-что купить и посланяться по старым улочкам. В сезон приезжих здесь большинство, постоянное население Новиграда всего 4 400 жителей.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

«Новый город» не менял сути своего названия никогда. Новиград был до XVIII века итальянским Читтанова, а до этого римским Неаполем, известен же был ещё раньше как древнегреческая колония. Вообще все старые прибрежные городки возникали как будто по одному типовому проекту. Заметил это ещё в Словении. Копер, Изола, Умаг, Новиград — все строились на небольших прибрежных островах, которые были соединены с материком только 150–200 лет назад.

Новиград в древние времена был позначительнее Умага. В V веке он стал центром епархии, а также важным политическим и экономическим центром. В VI и VII веках эта территория находилась под властью Византии. В VIII веке он попал под власть франков, после которых до конца XII века принадлежал немецким феодальным князьям. А потом пришла Венеция, которая оставалась здесь до конца XVIII века.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Всё типично для этого региона, включая и последующих Габсбургов или Югославию, сначала царскую, потом социалистическую. Венеция помимо прогресса принесла и конфликт с Генуей, солдаты которой сильно разрушили город в XIV веке. В XVII веке побывали в городе турки, а позднее французский самозванец, и конечно же не с дружественным визитом.

Гавань по-прежнему занимает центральное место. Яхтенная марина находится поодаль, а в городской гавани всё веками классически — суда для перевозки пассажиров и рыболовные кораблики.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Как и в Умаге, от гавани начинается романтическая набережная, которая приглашает на длительные прогулки или посиделки в бесчисленных ресторанах и кафе.

Обогнув полуостров, набережная превращается в каменный «пляж», дальше идти не имеет смысла.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Набережная ограничена исторической городской стеной, которая была построена еще в XIII веке.

Иногда встречаются башни эпохи Возрождения, встроенные в застройку, которые когда-то придавали старинной городской стене особенно красивый вид.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

С приходом Венеции во владение городом в XIII веке эти стены были построены на остатках поздне-античных укреплений. Их реставрировали в разные периоды.

На центральной квадратной башне в XVI веке венецианцы построили лоджию. Она уникальна тем, что это единственная лоджия, по крайней мере на восточном берегу Адриатики, которая не находится традиционно на главной площади, а на берегу моря.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Если сравнить цепочку городов, рассыпанных по восточному берегу Адриатики с драгоценным украшением, то Новиград, конечно же, не первый бриллиант и не самая большая жемчужина. Но город по своему интересен и очень живописен. Я говорю о старом центре.

Прогуливаясь по нему, можно увидеть много интересных зданий разных эпох. Например, дворец Риго, венецианский дом эпохи барокко. Дворец был построен около 1760 года и был домом для семьи патрициев Риго. Это пример центральноевропейского барокко, которое проникло на побережье Истрии через австрийский Триест. Правда, сейчас дворец не в самом лучшем состоянии — фасад бы почистить.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

На центральной площади можно выделить красную ратушу с часовой башней, построенную около 100 лет назад в стиле венецианской неоготики.

Трёхнефная базилика святого Пелагия является одной из самых важных достопримечательностей Новиградского старого города.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Была построена между V и VIII веками. С годами, конечно, была несколько раз видоизменена. Сегодняшний вид возник в XVI веке, а жёлтый фасад в неоклассическом стиле был создан в 1935 году.

Стоит посмотреть интерьер церкви, где можно увидеть прекрасные картины и серию портретов бывших епископов.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Характерен глубоким хором с алтарём в стиле барокко, под которым находится ранний романский склеп.

Рядом стоит отдельно 45-метровая кампанила с деревянной статуей Пелагия наверху, которая покрыта бронзовым листом.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Сакральных объектов в Новиграде очень мало. Кроме базилики разве что ещё расскажу о церкви Пресвятой Девы Марии Кармелитов. Церковь была построена в конце XV века, а во второй половине XVIII века была реконструирована.

Это образец однонефного здания, типичного для венецианской Истрии того времени. Рядом был монастырь, который не сохранился.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Чтобы сделать покупки, лучше всего посетить знаменитую Великую улицу, украшенную зонтиками, где можно найти много фирменных магазинов и бутиков.

Постепенно подошёл вечер. Ужин выбрали в этом ресторанчике, который находится прямо под колокольней базилики святого Пелагия.

Знакомая и незнакомая Хорватия. Умаг и Новиград

Место удобно ещё и тем, что от колокольни прямой выход на набережную, на самый западный мыс острова, отличное место для наблюдения за закатом Солнца.

Сегодня Новиград — гостеприимный город Истрии. Здесь есть узкие улочки с магазинами и барами, а также типичная средиземноморская атмосфера. Порт тоже интересен, а набережная живописна. Утром нас ждёт город позначительнее — Пореч

Цикл материалов "Знакомая и незнакомая Хорватия"

1. Знакомая и незнакомая Хорватия. Вараждин
  17. Реальный Клис или выдуманный Миэрин
  18. Знакомая и незнакомая Хорватия. Дубровник
  19. Знакомая и незнакомая Хорватия. Загреб

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия