Турист Илья Мельник (ilmelnik)
Илья Мельник
был 20 апреля 15:15

Минеральные Воды, Архыз, Кисловодск — Россия Июнь 2021

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Это заключительная, третья часть публикаций, посвященная маршрутам по Приэльбрусью. Каждая часть рассчитана на путешествие выходного дня (2–3 дня), при этом их вполне можно объединить и в одну большую недельную поездку по окрестностям Эльбруса.

Внимательный, пытливый читатель, ознакомившийся с двумя предыдущими статьями про Приэльбрусье, здесь обязательно должен задать вопрос: эй, уважаемый, как же так. Рассказываешь про Северный Кавказ, про самые что ни на есть горы, а при этом ни слова про треккинг и пешие прогулки. Разве такое возможно?

Конечно же, мои маршруты по Приэльбрусью включают в себя и великолепный треккинг, о котором я расскажу сегодня. Третья часть поездки целиком посвящена Карачаево-Черкессии.

Маршрут № 3. Плато Бермамыт, перевал Гумбаши, Шоанинский храм, лик Христа, Архыз

Как обычно — сначала общее описание маршрута и его основных блоков:

• Минеральные воды — плато Бермамыт (примерно 3 часа дороги)
  • Плато Бермамыт — перевал Гумбаши (примерно 3 часа, учитывая выезд с Бермамыта)
  • Перевал Гумбаши — Шоанинский храм (примерно 2 часа)
  • Шоанинский храм — Лик Христа и находящаяся поблизости обсерватория РАН (1,5 часа)
  • Лик Христа — поселок Архыз (30 минут)

Конечно, возможны любые вариации маршрута. Так, например, после Архыза можно заехать на Домбай (находится по дороге в аэропорт Минеральные воды), но можно и просто ехать в аэропорт. Заезд на Домбай имеет смысл, если у вас есть хотя бы полноценный день, чтобы спокойно там все посмотреть. Там же находится Тебердинский заповедник, который также однозначно стоит посещения, если вы оказались в тех краях.

Плато Бермамыт

Прилет в аэропорт Минеральные воды, откуда выдвигаемся в сторону Кисловодска. Из Кисловодска есть несколько дорог до плато Бермамыт (первой точки маршрута). Закладывать на дорогу нужно не меньше 2 часов, поскольку грунтовка до Бермамыта очень плохая. Есть смельчаки, которые преодолевают ее на седанах, но это риск, и ехать туда на чем-то, хуже чем полноприводный кроссовер, я бы не советовал. Если же идет дождь, то и полноприводный кроссовер там застрянет.

Напоминаю про то, что нужно обязательно загрузить в телефон приложение maps.me, куда должна быть сохранена оффлайн-карта Карачаево-Черкессии.

В целом на дорогу к плато Бермамыт и обратно нужно выделить не меньше 6 часов (из расчета по 2 часа в каждую сторону и 2 часа на самом плато).

Есть много публикаций о том, как добраться до Бермамыта из Кисловодска. Самая популярная дорога — это путь по Яндекс.навигатору через село Учкекен. На первом (и единственном) светофоре надо повернуть налево (если ехать из Кисловодска) и дальше держаться указаний навигатора. Довольно скоро вы выедете из села на единственную здесь грунтовку, по которой нужно проехать примерно 15 км до поворота к самому плато Бермамыт.

Ориентиром являются два камня-менгира, которые очень красиво смотрятся.

От этих менгиров ищите отворот вправо, чтобы ехать собственно к плато Бермамыт, вдоль линии электропередач

От них грунтовка уходит влево, а вы выбирайте понравившуюся вам колею и поворачивайте направо, чтобы ехать собственно к Бермамыту и откуда начинается самый сложный этап дороги. Нужно держаться линии электропередач. В начале еще ничего, хотя периодически нужно объезжать пасущихся прямо на дороге коров, но вот в самом конце — на так называемой горе Алебастровая — придется несладко. Таких рытвин я нигде не видел. Huyndai Creta с ними справилась прекрасно, но вот насчет седанов я не уверен (хотя и видел их на самом плато).

Очень хороший отрезок дороги после поворота от менгиров. Нужно ехать вдоль этой ЛЭП, пока не увидите обрыв и Эльбрус

Для себя я решил, что если где-то здесь буду вынужден остановиться, то просто брошу машину на обочине (хаха, если так можно выразиться) и дальше дойду пешком оставшиеся 2–2,5 км.

Однако я доехал до конца и был вознагражден потрясающе красивым утренним Эльбрусом, который соизволил полностью открыться.

Правда, справедливости ради, по мне так виды с плато Канжол (в Кабардино-Балкарии), которое я описывал в части 1, более красивы, однако возможно, это дело вкуса.

Кто-то ночует здесь прямо в палатках, чтобы увидеть звездное небо, кто-то приезжает к рассвету, кто-то к обеду, кто-то к закату — в любое время в этом месте есть народ, в отличие от более уединенного Канжола (к тому же, к Канжолу гораздо лучше дорога).

Выложил видео с квадрокоптера, чтобы было видно общую панораму:

Полет на квадрокоптере над плато Бермамыт

По дороге обратно важно не заблудиться и постараться выехать на ту же грунтовку, к тем же менгирам, от которых вы отворачивали в поле. Я, например, заблудился и сделал очень большой крюк (не меньше часа).

Перевал Гумбаши

Дорога, которая ведет к перевалу Гумбаши, считается одной из самых красивых дорог в Приэльбрусье. Она, конечно, неплоха, но каких-то диких восторгов я не испытал.

Сам перевал довольно красивый, здесь стоит проехать, но опять же, без излишних ожиданий (впрочем, а где они не мешают?!). Прямо на обзорной точке у перевала есть небольшое кафе, где можно перекусить.

Шоанинский храм

Дорога к Шоанинскому храму довольно интересна и проходит через город Карачаевск, один из двух главных городов республики.

Остатки советской эпохи. Интересно, сколько времени должно пройти, чтобы эти уродливые конструкции уничтожились?

Шоанинский храм является одним из старейших христианских соборов на территории нашей страны. Он был возведен жившими на этой территории аланами в первой половине X века в византийской архитектурной традиции.

Храм расположен в довольно труднодоступном месте, на горе, куда ведет узкая тропа, вдали от центра поселения, что существенно затрудняет какие-то многолюдные паломничества. Ученые предполагают, что Шоанинский храм был задуман как резиденция епископа, что предполагало определенное уединение.

В храме до XVIII века хранилась богатая библиотека, однако сейчас от нее ничего не сохранилось, и следов ее не осталось.

От храма ведет короткая дорожка к месту, где установлен небольшой колокол, в который сейчас может ударить любой желающий.

В целом храм действительно очень красив и производит сильное впечатление. Но, как и в любом туристическом месте, готовьтесь к тому, что здесь будет много народа, хотя забраться по грунтовке к храму в дождливую погоду сможет не каждый седан (т. к. она довольно крутая и полна больших камней).

Выезжать от храма обратно на шоссе нужно по той же дороге, по которой заезжали, т. е. не пытайтесь проехать насквозь тот лесок, в котором расположен храм.

Лик Христа

Так получилось, что эта поездка была полна соприкосновений с различными религиозными местами. Одно из таких мест, известных даже за пределами Карачаево-Черкессии, это «Лик Христа», который был обнаружен на скальной стене недалеко от древней столицы Алании города Магас в 1999 году.

Посмотрите, как он выглядит:

Есть предположение, что раньше здесь располагалась келья, стены которой обвалились, и открылось изображение иконы. Это совершенно точно не современная подделка, о чем свидетельствует состав красок, которыми изображен лик, и используемая техника.

РПЦ считает, что лик имеет чуть ли не тысячелетнюю историю, однако, скорее всего, все гораздо прозаичнее, и лик был нанесен в конце XVIII века. Кому интересно, можете почитать более подробную историю этого артефакта.

Чтобы увидеть лик, нужно преодолеть достаточно длинную лестницу:

Обсерватория

Буквально в одной минуте езды от лика Христа находится широко известная Обсерватория РАН с красивым куполом, однако она имеет очень неудобный режим работы (с 10 до 15 часов, и то не каждый день), и попасть в нее мне не удалось. Не получилось даже проехать на территорию, чтобы сфотографировать ее снаружи.

Не уверен, что стоит тратить на нее время, хотя если едете мимо — почему бы не заехать не посмотреть. Если же вас привлекает астрономия, то можно записаться на экскурсию внутрь купола.

Архыз

Конечной точкой маршрута является горнолыжный курорт Архыз. Здесь потрясающе красиво, как, впрочем, и почти везде в горах. Горы, солнце, лес, река.

Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Однако летом жизнь на горнолыжном курорте практически замирает — в том плане, что вечером делать тут совершенно нечего, даже толком не поесть (работает буквально 1–2 ресторана и 1 магазин). Но зато вот такие вот предзакатные виды:

Основное летнее занятие на Архызе — это треккинг. Вариантов маршрута здесь бесчисленное множество. Я выбирал между Софийскими озерами и Семицветным озером, и сделал выбор в пользу последнего, поскольку был ограничен во времени. Также из походной экипировки у меня были только кеды, плавательные шорты и обычный рюкзак:).

Треккинг к Семицветному озеру

Для заброски к Семицветному озеру вам вполне достаточно обычной машины, не нужны никакие внедорожники, которые вам будут настойчиво навязывать местные. Даже седан легко проедет к пункту, откуда начинается трек. Как и везде, здесь прекрасно работает maps.mе, в котором можно проложить маршрут до Семицветного озера.

Примерно через 2–3 км после Архыза нужно съехать с шоссе влево, в лес, и дальше уже ехать на машине до тех пор, пока это возможно. К слову, с Софийскими озерами так не получится — там довольно жесткая грунтовка даже для внедорожника, и там обязательно нужна заброска на джипе.

Дорога к Семицветному озеру (снята с квадрокоптера с самого озера, т.е. точка старта – сверху справа)

Заблудиться невозможно — к озеру ведет тропа вдоль реки Большая Дукка. Расстояние небольшое (около 7,5 км в каждую сторону), однако я в очень быстром темпе шел его примерно два часа в каждый конец. Правда, останавливался для фотографий, поскольку природа там очень красивая.

Этот маршрут считается несложным, однако все равно он требует перепрыгивания ручейков и изредка — скакания по валунам.

Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Везде цветут рододендроны, вокруг зеленая трава, а на вершинах виднеется снег — красота. Очень жарко, поэтому я снял футболку и шел просто в плавательных шортах и кедах.

Кстати, мои кеды Луи Витон прекрасно зарекомендовали себя в этом треке, и вообще я думаю, они зря не позиционируют их как походные:). Они вообще не скользили по снегу (а последняя часть маршрута предполагала движение просто по снегу без всего). Глядя на меня, в плавках и белых кедиках, попадающиеся навстречу опытные туристы ухмылялись, ожидая, что сейчас я покачусь по снегу, но не тут-то было:):

Финальная часть трека к Семицветному озеру

А вообще там солнце, зелень и почти альпийские виды:

Цветущие рододендроны

Народ есть, но не очень много. Готовьтесь к тому, что сотовая связь исчезает после поворота с шоссе, поэтому, если не хотите заблудиться, обязательно закачайте оффлайн-карту.

Озеро Семицветное

В конце маршрута, после преодоления вброд речки Большая Дукка, вы подходите к озеру. Собственно, речка из него и вытекает, поэтому я и говорил, что заблудиться там невозможно.

Кстати, вода в реке и озере — ледянющая, ноги сводит моментально, всего за несколько секунд. Я не мог не окунуться туда, но почти сразу выпрыгнул — было страшно, поскольку сразу онемело все тело и испугался утонуть на двухметровой глубине.

Купание в Семицветном озере

Друзья, это действительно очень красиво. Вода в озере и реке — чистейшая, нет смысла нести с собой специальную питьевую воду, но нужна бутылка, которую вы сможете пополнять по ходу движения.

Озеро Семицветное

Озеро получило свое название от того, что под солнцем оно играет всеми цветами радуги. Здесь и правда невероятно красиво и очень здорово.

В заключение не могу не показать еще одно видео с квадрокоптера:

Это была финальная публикация с рассказом о маршрутах по Приэльбрусью. Удачных путешествий!

P. S. На моем сайте ilmelnik.com можно посмотреть подборку фотографий из моих поездок по Приэльбрусью.

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)