Турист Илья Мельник (ilmelnik)
Илья Мельник
был 20 апреля 15:15

Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)

Безенги, Верхняя Балкария, Нальчик + 1 город — Россия Июнь 2021

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

В первой части статьи (доступна по ссылке) я рассказал о том, как устроить двухдневное путешествие непосредственно к Эльбрусу, а также испытать восторг от совершенно нереальных видов на эту необычную гору с плато Канжол. Предыдущий маршрут можно закончить в аэропорту Минеральных вод, но можно поехать и в Нальчик, откуда начинается маршрут № 2.

Маршрут № 2. Язык тролля, «Замок людоеда», ущелье Безенги, Голубое озеро, Верхняя Балкария

Это очень интересный маршрут, который можно проехать на простом седане за один день, если, конечно, не стоит задача доехать до альпинистского лагеря Безенги. Если собрались туда, нужен более серьезный транспорт, а сам маршрут нужно делить на два дня.

Расстояния и примерный график:

• Нальчик — язык тролля (60 км, около 1,5 часов) — дорога проходит по Безенгийскому ущелью, мимо т.н. «Замка людоеда»
  • Язык тролля — Нижнее голубое озеро (40 км, 50 минут)
  • Нижнее голубое озеро — Верхняя Балкария (15 км, 20 минут)
  • Прогулка по Верхней Балкарии и обед (2–2,5 часа)
  • Возвращение в Нальчик (55 км, около 1 часа)

Несколько слов о городе Нальчик, который выступает начальной и конечной точкой данного маршрута. Когда туда ехал, не ожидал вообще ничего особенного. Провинциальный город в достаточно небогатом регионе, есть приличные гостиницы, и на том спасибо. Город оказался очень приятным. Чистый, ухоженный, компактный, со трех сторон окруженный горами.

В путеводителях тиражируется история о том, что название Нальчик происходит от слова «Нал», который означало подкова, мол, горы вокруг города напоминают подкову. Название «Нальчик» и правда происходит от слова «Подкова», только связано это не с рельефом местности, а с тем, что здесь был настолько сложный берег реки, что лошади часто теряли подковы, застревая в грязи и пытаясь выбраться из нее, отсюда и произошло название.

В общем, переночевать в городе — одно удовольствие, да и побродить есть где (хотя, понятное дело, это вам не Рио-де-Жанейро).

«Язык Тролля»

Вы удивитесь, но в Кабардино-Балкарии есть свой «язык тролля», расположенный недалеко от селения Безенги в одноименном ущелье. Это ущелье само по себе очень красивое, в его конце находится так называемая Безенгийская стена и лагерь, где тренируются альпинисты. К сожалению, туда я не доехал, поскольку требовался хотя бы кроссовер. Однако до «языка тролля» доехать вполне можно, в крайнем случае (если будет мокрая дорога), остаток пути можно пройти пешком.

Сам «язык тролля» довольно сложно найти, не зная точных координат. Ориентируйтесь по приложенной к статье карте, и тогда без проблем сможете доехать до этого места. Важно понимать, что язык тролля — совсем небольшой выступ, и красивые фотографии на фоне гор получаются лишь с определенного ракурса.

Посмотрите, вот так выглядит язык тролля издалека:

Вот он – “язык тролля”, совсем небольшой выступ, еле заметный, если не всматриваться

Вот еще один ракурс:

Вид на “язык тролля”

В целом место — совершенно удивительное. Я приехал сюда один и наверное не меньше часа в полном одиночестве сидел и наслаждался горной природой. Солнце, зелень, снежные верхушки гор, блеяние овец где-то вдалеке, какие-то хищные птицы, и больше ничего. Красота, просто что-то невероятное.

Рядом есть вот такая вот арка в скале:

Замок Жабо-Кале

По дороге к «языку тролля» находятся развалины замка Жабо-Кале. Туда в принципе ведет дорога и можно даже подняться, но я поленился и слетал туда на квадрокоптере.

Вид на замок Жабо-Кале

Кале — общая для всех тюркских языков приставка, означающая «крепость». «Жабо» — имя женщины, положившее основу фамилии «Жабоев».

Это место еще называют замком людоеда от того, что, по легенде, владелец этого замка решил отомстить своему кровнику (т. е. человеку, который убил его родственника и теперь стал для него кровным врагом), пригласил того в гости, зарезал и сварил из него суп, после чего отправил этот суп родственникам убитого.

Кому интересно, по этой ссылке можно почитать душераздирающие подробности средневековой легенды.

Для нас важно, что место красивое и заслуживает как минимум фотосессии, хотя если у вас есть время, то можно и прогуляться к нему.

Маршрут к замку Жабо-Кале

После «языка тролля» и Жабо-кале нужно немного вернуться в сторону Нальчика, чтобы на развилке поехать к селению Верхняя Балкария, посетив по дороге Нижнее голубое озеро.

Нижнее Голубое озеро

Это озеро является самым глубоким карстовым озером России, глубина его составляет около 370 метров. Озеро называется голубым за удивительно чистый, как пишут путеводители, цвет воды. Впрочем, чтобы его оценить, нужен хороший солнечный день, а мне не очень повезло с погодой.

Местные называют озеро «Гнилым» из-за специфического запаха сероводорода.

Скажу честно, я не испытал особых восторгов от увиденного. Озеро как озеро. По берегу окружено шалманами средней руки и торговцами сувенирами, все в традиционном кавказском стиле. В ресторанчике у озера находится небольшой музей окаменелостей, найденных в этом регионе.

В общем, так как озеро находится по дороге, то заехать туда можно, но специально я бы сюда не поехал.

От Нижнеголубого озера совсем недалеко до Верхней Балкарии, но по дороге имеет смысл притормозить у тоннеля (он единственный на пути), откуда открываются красивые виды.

Кстати, в этой местности проходили съемки фильма Алексея Балабанова «Война». В частности, у въезда в этот туннель (если ехать от Нальчика в Балкарию) была снята сцена, где джип сбрасывают в пропасть.

Ущелье, в которое был сброшен джип в фильме А.Балабанова “Война”

А вот это — вид в сторону Верхней Балкарии почти сразу после выезда из туннеля:

Дорога в сторону Верхней Балкарии

Верхняя Балкария

В Верхней Балкарии сохранилась одна из башен замкового комплекса. Из этой башни отстреливался герой Сергея Бодрого-младшего, ожидая подкрепления в вышеупомянутом фильме «Война».

Место довольно колоритное и интересное, хотя с замковыми комплексами Ингушетии, конечно, не сравнить — там и больше, и колоритнее, и народа гораздо меньше (более подробно о маршруте по Ингушетии можно почитать в моей статье вот здесь).

Вид с одной из террас Верхней Балкарии

В целом тут есть где погулять — горы, террасы, а после можно пообедать в одном из ресторанчиков.

От Верхней Балкарии можно сразу возвращаться в Нальчик, но можно и поехать дальше, в приграничную территорию, через шглагбаум, к красивому горному перевалу. Я до него не доехал из-за того, что вконец испортилась погода и машина была совсем не для этих целей, но вообще — можете попробовать. Настраиваться надо примерно еще на час дороги от Верхней Балкарии по единственной ведущей из села дороге. С собой обязательно нужно иметь паспорт, иначе не пустят пограничники.

Конечная точка маршрута — Нальчик, откуда начинается третья часть путешествия по Приэльбрусью (о ней — в третьей, заключительной части статьи).

Впервые в жизни увидел таких животных. Было очень не по себе

P. S. Кому понравилась идея путешествий по Северному Кавказу, обязательно прочитайте отдельные статьи, посвященные Чеченской республике и Ингушетии:

1. Ингушетия. Страна башен и гор
  2. Чеченские маршруты

Также приглашаю вас на свой сайт ilmelnik.com, посвященный исключительно фотографиям. Там в отдельных альбомах собраны мои лучшие фотографии из разных уголков нашей страны и мира. Вот здесь можно посмотреть подборку фото из путешествий по Приэльбрусью.

Обратите внимание на мой бесплатный путеводитель для фотографов по Санкт-Петербургу, где приведены лучшие места и ракурсы для съемки моего любимого города.

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия