Турист Илья Мельник (ilmelnik)
Илья Мельник
был вчера 11:32

Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)

Терскол, Эльбрус, Минеральные Воды — Россия Май 2021

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Я неоднократно писал о том, что наш Северный Кавказ — это настоящая туристическая жемчужина нашей страны. Как говорилось в известном фильме, это и всесоюзная кузница, и здравница, и житница:).

В этой статье я поделюсь вариантами маршрутов по Приэльбрусью и опишу наиболее интересные, на мой взгляд, достопримечательности этого региона. Маршруты рассчитаны на короткие путешествия «выходного дня», однако их вполне можно объединить и в недельную поездку.

Логистика

Вкачестве начальной точки маршрута рекомендую выбирать из двух аэропортов, в зависимости от удобства рейсов из вашего города:

• Минеральные воды (крупнейший аэропорт Ставропольского края)
  • Нальчик (столица Кабардино-Балкарии)

Рейсов из Москвы и Питера в эти города множество, поэтому можно подобрать тот, который будет наиболее удобен. Например, я каждый раз прилетал в Минводы около 2 часов ночи, брал машину и к 5–6 утра уже оказывался в первой точке. Но для большинства я бы рекомендовал, конечно, менее извращенные варианты. 🙂

Все предлагаемые мной маршруты рассчитаны исключительно на передвижение на автомобиле. Без личной машины вы, конечно, тоже сможете выкрутиться (так, есть много компаний, которые организуют экскурсии по Приэльбрусью), однако посмотрите вы заметно меньше и с меньшим комфортом, а заплатите больше.

За 2020—2021 гг. из-за закрытых в пандемию границ турпоток в Приэльбрусье сильно вырос, и инфраструктура отстает от спроса. Ключевая сложность — найти хорошую машину в аренду. О том, чтобы взять напрокат внедорожник, не может быть и речи (таких предложений просто нет), но вот полноприводным кроссовером разжиться у меня получилось. Если вы прилетаете в Минводы, то могу порекомендовать компанию ВОДИ, где как раз и можно взять напрокат кроссовер. У ребят немаленький ценник, но сами по себе они нормальные и не выставляют дурацких ограничений во время проката (типа запрета на посещение каких-то труднодоступных мест). Тем не менее, внимательно читайте все пункты договора.

Въезд в Баксанское ущелье

Перед поездкой обязательно установите приложение maps.me в дополнение к обычному автомобильному навигатору, и закачайте в него оффлайн-карты Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Они вас будут выручать в горах, где зачастую нет не то что интернета, но и сотовой связи вообще. Шоссейные дороги в регионе хорошие, никаких претензий к ним нет. На них уже полным-полно федеральных сетей АЗС (моя любимая — Газпромнефть), поэтому вы без проблем и заправитесь, и перекусите в любое время суток.

Маршрут № 1. Гижгитские озера, Эльбрус, Канжол

Первый маршрут предполагает подъем на сам Эльбрус (опционально — подъем на Чегет). По дороге к Эльбрусу посещаем живописные Гижгитские озера, а на второй день запланирована поездка на очень красивое плато Канжол, откуда открывается великолепный вид на Эльбрус.

Расстояния и примерный график:

День 1:

• Аэропорт Минводы — Гижгитское озеро (136 км, 2 часа на машине)
  • Гижгитское озеро — подъемник на гору Чегет (60 км, 1–1,5 часана машине), ориентир — поселок Терскол
  • Подъем на Чегет (два подъемника, прогулка) — примерно 1–1,5 часа
  • Чегет — подъемник на Эльбрус (10 минут)
  • Подъем на Эльбрус (с тремя пересадками на подъемниках, по желанию — поездка на снегоходе или ратраке, прогулка) — планируйте не меньше 2 часов, лучше — больше. Наверху очень красиво, уходить совершенно неохота.
  • Ночевка в поселке Терскол

День 2:

• Утром выезд на плато Канжол. Ехать от Терскола на машине примерно 3–3,5 часа. После отворота с трассы у села Кенделен заканчивается асфальтовая дорога и начинается грунтовка. На Канжол лучше всего ехать на внедорожнике (впрочем, в дождь в горы лучше не ехать вообще, а где-то переждать). Наш опыт показывает, что не то что на седане, а даже на кроссовере-паркетнике на плато сейчас не проехать — дорогу очень сильно разбили. Так что лучше не экономить и заказать водителя с джипом.
  • На самом плато легко можно провести несколько часов — там потрясающе красиво (об этом ниже). В идеале, конечно, приезжать сюда после обеда, чтобы дождаться предзакатного солнца.
  • После плато Канжол — возвращение или в Минводы, или в Нальчик (ехать примерно 3 часа), откуда можно продолжить путешествие по маршруту № 2, но об этом — в следующей статье:).

Ниже — обзорное описание основных точек по маршруту. Я специально не вдавался в детали, они легко гуглятся в многочисленных путеводителях.

Гижгитское (Былымское) озеро

Красивое рукотворное озеро, расположенное в Баксанском ущелье, на пути к канатным дорогам Эльбруса. Подъехать к смотровой площадке можно даже на седане, с трассы есть указатель на озеро — не пропустите. Подъезжать к озеру можно как с левой, так и с правой стороны. Я поехал с левой. Если вдруг где-то дорога вас смутит настолько, что не захочется рисковать машиной, вполне можно ее оставить в любом месте и дойти остаток пути пешком.

Восход на Гижгитском озере

Несмотря на свой живописный вид, озеро имеет грустную историю. На протяжении десятилетий оно использовалось для слива химических отходов местного металлургического комбината. Сейчас местные уверяют, что озеро полностью очистилось, и даже предлагают туристам форель из него, но моя рекомендация — не рисковать.

Обратите внимание, что для того, чтобы увидеть озеро во всей его красе, нужно дождаться, когда солнце нормально взойдет. Я посещал озеро прямо на восходе, поэтому все оно в полусумраке.

Гижгитское озеро

Чегет

Как по мне, подъем на Чегет имеет мало смысла. Путеводители расхваливают вид, который открывается с этой горы на Эльбрус, но я этот вид не заценил. Единственное, ради чего стоит подняться, это чтобы воспользоваться старой, еще советской канатной дорогой, прямо как из мультика «Ну, погоди!».

Верхний подъемник на Чегет

Билет снизу покупается сразу на два подъемника, очередь в кассу — прямо рядом с турникетом на проход.

Вид на нижний подъемник к горе Чегет

Одна из знаковых достопримечательностей Чегета — легендарный ледник «Семерка». Как кричала в мегафон гид, «Если вы не сфотографировались с Семеркой, считайте, что не были на Чегете. Поэтому быстро все встали и сделали фотографии!». Я не стал с ней связываться и тоже на всякий случай отфоткал.

Эльбрус

В отличие от Чегета, Эльбрус — прекрасен, причем прекрасен во всем. Отличная канатка, позволяющая доехать почти до самого верха. Великолепные виды, открывающиеся во все стороны.

Возможность погулять в самой верхней точке, позапускать дрон и просто посмотреть на Приэльбрусье во всей его красе.

Почему-то местные жители в слове Эльбрус привыкли ставить ударение на первый слог, хотя сами знают, что правильно — на второй.

Подняться на Эльбрус можно как по современной линии канатной дороги, так и по старой советской:

Восхождение на Эльбрус в широких народных массах почему-то считается очень легким, хотя это — заблуждение. Это тяжелый труд, требующий серьезной подготовки и сопряженный с риском. Так, например, когда я был здесь (в начале мая), на вершине активно таял снег, и с нее по склону летели освободившиеся булыжники. Корка льда была настолько скользкой, что на ней с трудом можно было удержаться даже в альпинистских «кошках».

Восхождение на Эльбрус

Когда будете гулять по Эльбрусу, не забудьте помазаться кремом от загара с самой высокой степенью защиты. Я вот не подумал об этом и жестко спалил все лицо.

Ваш покорный слуга 🙂

После поездки к вершине Эльбруса можно пообедать или поужинать в любом из многочисленных ресторанчиков внизу, в поселке Терскол. Там же можно переночевать, хотя вечером делать там решительно нечего.

Плато Канжол

Плато Канжол произвело одно из самых сильных впечатлений за все мои поездки по Северному Кавказу. С плато открываются виды совершенно невероятной красоты.

Вид с плато Канжол на Эльбрус

При этом плато Канжол известно гораздо меньше, чем плато Бермамыт, хотя, на мой взгляд, картинка с Канжола гораздо красивее, народа там сильно меньше, да и добраться легче.

Есть такой избитый штамп — «место силы», так вот, мне кажется, Канжол однозначно относится к такого рода местам.

Я ехал сюда в рамках индивидуальной экскурсии на внедорожнике, но дорога хороша и понятна, достаточно легко проходима (в отличие от дороги на плато Бермамыт), поэтому нет особой необходимости заказывать водителя с джипом. Хотя понятно, что в этом случае вы гарантируете себе отсутствие неприятностей, которые в горах нет-нет, да случаются.

Мой водитель Амирхан, который показал все самое интересное и вообще оказался очень приятным человеком. Могу его искренне рекомендовать в сопровождающие

Я готов был оставаться на этом месте до ночи, но, к сожалению, начала портиться погода, и решили ехать обратно.

Дорога до Канжола, кстати, также очень живописная:

Кроме красивейшего ущелья, также интересно побродить по руинам советской радиолокационной станции:

Если повезет, то можно догнать и вот так вот потискать буквально только что родившегося одно-двухдневного барашка. Не милота ли?

P. S. Кому понравилась идея путешествий по Северному Кавказу, обязательно прочитайте отдельные статьи, посвященные Чеченской республике и Ингушетии:

1. Ингушетия. Страна башен и гор
  2. Чеченские маршруты

Также приглашаю вас на свой сайт ilmelnik.com, посвященный исключительно фотографиям. Там в отдельных альбомах собраны мои лучшие фотографии из разных уголков нашей страны и мира. Вот здесь можно посмотреть подборку фото из путешествий по Приэльбрусью.

Обратите внимание на мой бесплатный путеводитель для фотографов по Санкт-Петербургу, где приведены лучшие места и ракурсы для съемки моего любимого города.

Цикл материалов "Маршруты по Приэльбрусью"

1. Маршруты по Приэльбрусью (часть 1)
  2. Маршруты по Приэльбрусью (часть 2)
  3. Маршруты по Приэльбрусью (часть 3)

Теги: Автопутешествия, Горнолыжный отдых, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия