Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 18 апреля 20:23

Пороги, Сибирка — Россия Март 2022

7 марта

Утром нас поприветствовало встающее из-за хребта солнышко.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Синоптики обещали день без снега, но с морозцем до -17 градусов.

Оперативно позавтракав, наша группа дружно загрузилась в микроавтобус и покатила на встречу новым впечатлениям.

Большую часть дня планировалось провести в национальном парке Зюраткуль — это по другую, западную, сторону Уральских гор.

Первая остановка — Ледовый фонтан. От Златоуста всего около 60 км. Сюда надо успеть приехать в числе первых, пока не подкатили группы из Челябинска и Екатеринбурга.

А история фонтана такая. В 1976 году геологи брали пробы грунта и случайно пробурили до водоносного слоя. Да такого мощного, что из земли начал бить фонтан. Фонтан, понятно дело, заткнули, чтобы не нарушать экологию. При следующей проверке заглушка оказалась выбитой. После нескольких неудачных попыток заткнуть фонтан, эту идею оставили. Вот так и появилось на зюраткульском хребте это природно-рукотворное чудо.
Фонтан круглогодичный. Поэтому к концу зимы образуется сосулька высотой порядка 16 метров.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Форма сосульки зависит от того, куда дует ветер. Поэтому каждый год она разная.

Мы приехали после снегопада, поэтому голубой лед был присыпан белым снегом. По мне так даже красивее получилось.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Из-под сосульки вытекает ручей.

Неподалеку расположились лоточники с горячим чаем и сувенирами.

Ну и туалет имеется в стиле «домик Бабы-Яги».

Следующим пунктом было знакомство с лосями в Доме лося «Сохатка» на кордоне «У трех вершин».

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Начинался Дом лося как реабилитационный центр помощи лосятам, оставшимся без матери.

Лосят кормят и лечат, лосята растут и становятся взрослыми. Зимой они живут на кордоне, летом — на воле в лесу. То есть лоси полудикие: людей не сторонятся, но и панибратства не допускают.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Но март месяц — у лосей начинается гон. Поэтому нам строго рекомендовали не подходить близко к гуляющим не свободе особям, особенно к «мальчикам». И строго следить за лосиными ушами: если прижаты — это признак агрессии, лучше ретироваться по добру по здорову.

Я искушать судьбу не стала — покормила яблоками лосей, которые были в вольере. Класное ощущение — лоси громадные, шерсть одновременно жесткая и шелковистая.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Яблоки берут осторожно губами, а потом сдавливают зубами (раздается негромкий щелчок, как от лопнувшего шарика), а потом начинают аппетитно жевать (ну очень похоже на то, как наша собака морковку хрумкала). Забавно…

Вольно лежащего за пределами вольера лося беспокоить своим присутствием не стала, только сфотографировала издалека.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Ну, а дальше для всех желающих был подъем по тропе на хребет Москаль, гору Большая Калагаза. Название хребта переводится с башкирского и татарского как «Ведьмина гора», а не то, что сразу на ум приходит.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Идти недалеко, всего 3.5 км, но вверх и по снегу.

Плюс у нас жесткое ограничение по времени: заложено 2.5 часа, но можно задержаться максимум на 3 часа. Поэтому велено было трезво оценить свои силы — если чувствуешь, что устал, то возвращайся.

Подъем был существенно круче, чем на Таганае.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Но зимний лес все так же красив.

Погода смилостивилась и ненадолго показывала солнце и синее небо.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Последние метров 500 от смотровой до вершины проходят по заснеженному курумнику — у нас только 2 человека из группы рискнули зайти. Большая часть, и я в том числе, довольствовались смотровой площадкой. Не ровен час подвернешь ногу, а надо еще вниз спуститься…

Внизу виднеется поселок Сибирка.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Спустились гораздо быстрее, чем поднялись. Хотя местами были очень скользкие участки.

Ну, а дальше нас ждал поселок Пороги в котором находится старейшая (на 2017 год) непрерывно работающая гидроэлектростанция России.

Запущена ГЭС была в 1910 году, остановлена в 2017. Оборудование законсервировано.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

«29 сентября 1905 года талантливый инженер Златоустовского горного округа, управляющий Саткинским заводом А. Ф. Шуппе подал прошение в правительство об аренде участка казенной земли в 50 десятин на берегу реки Большая Сатка для постройки первого в России ферросплавного завода, опираясь на достаточную базу для развития производства: энергию падающей воды, наличие руд хромистого железняка и кварцитов Чулковского хребта.
Бурная, энергоемкая река Большая Сатка была перегорожена в самом узком месте уникальной плотиной, сегодня единственной в мире по возрасту и конструкции: кладка каменная, а не земляная, насыпная или бетонная, как обычно, 21 метр высотой, длиной 125 метров. Строили каменщики-мастера из Пскова.»

Камень добывали неподалеку.

Несколько лет назад было проведено комплексное обследование состояния плотины. В общем еще лет 100 простоит.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Электрометаллургический завод был совсем крошечным, но здесь впервые в России были получены многие сплавы железа с кремнием, хромом, марганцем…

Немного выше завода находится здание химической лаборатории, которое размером не сильно уступает заводу.

Впоследствии завод стал цехом Саткинского «Магнезита», но за нерентабельностью был закрыт в 90-х.

Порожский Электрометаллургический завод был единственным ферросплавнам заводом России и СССР до запуска Челябинского ферросплавного завода (ЧФЗ), впоследствии выросшего до ЧЭМК (Челябинский электрометаллургический комбинат).

Решением Саткинского горисполкома от 12 августа 1987 года Пороги объявлены комплексным (природно-историческим) памятником природы и взяты под охрану государства.
В настоящее время решается будущее Порожского комплекса. Решение о приведении комплекса в порядок уже принято, но что в зданиях разместится, еще не решили.

Были попытки организовать в здании завода концерты классической музыки. Говорят забавно смотрелся оркестр в концертных костюмах в цехах завода. Но акустика в цехах отличная.

8 марта на Южном Урале. Часть 2

Концерты вряд ли будут рентабельны. Скорее будет что-то типа музея и выставочного зала…

Сам поселок Пороги выживает неизвестно как — в нем даже магазина нет. Правда на базе отдыха есть телефон. Саму базу тоже хвалят и говорят, что она пользуется спросом.

Приезжают сюда за отдыхом в окружении красивой природы.