Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 18 апреля 20:23

Екатеринбург, Златоуст — Россия Март 2022

Иногда, в круговерти дней, в череде обязанностей на работе и дома, очень хочется сбежать куда-нибудь хотя бы на несколько дней, где можно расслабиться, где никто от тебя не будет ничего требовать. Эта поездка стала подарком себе любимой на 8 марта.

Прошерстив Интернет на предмет предложений на мартовские выходные, наткнулась на 3-дневную экскурсию из Екатеринбурга по Южному Уралу. Да еще и с кэшбеком.

Отправление было назначено в 7:30 утра 6 марта. Здоровая паранойя нашептывала, что прилететь в Екатеринбург надо заранее — не дай бог задержка рейса, и поездка моей мечты накроется медным тазом.

Поэтому билеты на самолет взяла на утро 5 марта — несколько дней от отпуска превратят мартовские праздники в полноценный отпуск.

Для ночевки выбрала отель Авиатор на улице Вайнера, 13 — самый центр, и до места отправления минут 5 пешком.

5 марта

С отелем одна сложность вышла — найти его турдновато. Потому что это не совсем гостиница в привычном виде. В этом здании находятся: гостевые комнаты по крайней мере на 2 этаже, офисы на 3-м этаже и, собственно, сам «Авиатор» на 4-м этаже.

Вход тоже не сразу нашла — пришлось созваниваться с ресепшин.
Бронировала через Booking, но к моменту заселения Booking уже объявил, что в России не работает. Тем не менее, встретили приветливо — грех жаловаться. Заселили моментально, выдав ключи от входной двери, от входа на этаже и от номера — этакая связка из брелка, «таблетки» и ключа.

Номер достаточно просторный, санузел с душевой кабиной, чайник с «приветственными» чайными пакетиками, сахаром и бутылкой воды. Даше тапочки одноразовые были.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Не хватало только холодильника. Но купленные на завтрак пироги отлично переночевали на подоконнике: в номере тепло, но возле окна все-таки было прохладно.

Екатеринбург встретил теплой погодой — всего -3 было.

Планы на вечер были скромные: пообедать-поужинать, купить что-нибудь на завтрак и погулять по центру.

Выполнить первые два пункта труда не составило — зашла в «Вилку-Ложку» и купила пирогов в пекарне. А вот с прогулкой не заладилось. Метель окутывала все снежной пеленой и снижала и так небольшую видимость в наступающих сумерках.

Плюс заметенные снегом улицы оказались очень скользкими. И дело не в плохой работе коммунальщиков, а в активно сыпавшемся мокром снеге.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Поэтому после небольшой прогулки вернулась в гостиницу и легла спать — на следующее утро мне предстоял ранний подъем (учитывая разницу во времени в 2 часа) и насыщенный экскурсионный день.

6 марта

Место отправления экскурсионного автобуса я разведала еще в день прилета. Поэтому утром без труда дошла до театра Эстрады по пустынным заснеженным улицам.
К своему удивлению обнаружила большое количество народа с рюкзаками и сумками, явно не на 1 автобус, растянувшееся вдоль театра Эстрады. Поэтому отдельным квестом было найти своих.

В итоге у нас подобралась отличная группа, состоящая из 17 экскурсантов, плюс гид Елена и водитель Валерий.

В Златоуст добрались только к обеду при том, что дорога отличная, водитель шикарный, но местами настигала метель. Как потом выяснилось, нам очень повезло, что мы успели проскочить до закрытия трассы Екатеринбург-Челябинск — метель разыгралась такая, что выезд из Екатеринбугра закрыли из-за нулевой видимости.

Температура заметно снизилась — до -10 днем.

На обед нас привезди в гостиницу «Таганай». Насторожило то, что вход был с тыльной стороны через цокольный этаж. Ну и внешний вид оставлял желать лучшего. Нам предстояло провести в «Таганае» 2 ночи, но заселение откладывалось на вечер. Но покормили вкусно, внутри все чистенько.

Первым пунктом нашей экскурсионной программы был Горный парк Бажова в районе Красная Горка.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

В парке как раз шли гуляния — последний день Масленицы.

Принять участие в народных гуляниях можно было в свободное время. А обязательными пунктами нашей программы было посещение 2-х небольших музеев на территории парка: минералогического и оружейного.

Минералогический — очень приятный и красивый, но для меня был не слишком познавательным (если сравнивать с Екатеринбургским, Челябинским и Московским).

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Хотя впечатление оставил самое приятное.

А вот оружейный был не зрелищным, но поведал много нового для меня.
Нам рассказали про создателя булатной стали Павла Петровича Аносова, которого можно считать основоположником металловедения как науки.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

В отличие от дамасского булата, который выковывается из «бутерброда», состоящего из большого числа высоко и низко углеродистых сталей, аносовский булат — это углеродистая легированная булатная сталь.

«Булат, созданный Аносовым, имел фантастическую твердость и прочность. Это подтверждено многими опытами и свидетельствами очевидцев — специалистов в области металлургии и горной инженерии. Например, инженер Илимов, который проводил обследование производства Златоустовской оружейной фабрики, в своем отчете писал о том, что отполированная и закаленная пластинка булата крошила лучшие зубила английского производства. А известный металлург Чернов называл аносовский булат лучшей в мире клинковой сталью.»

«В 1841 году ученый из Англии Р. Мурчисон, побывав на оружейном Златоустовском заводе, писал о том, что во всем мире нет другого оружейного предприятия, где могли бы произвести такое же прекрасное клинковое оружие. Булатные клинки из Златоуста были представлены западной публике на выставке в Лондоне в 1851 году. Российским представителем на выставке был известный мастер и помощник Павла Петровича, Николай Иванович Швецов, который впоследствии рассказал, как англичане решили испытать качество русского булата. Они рубили русским булатным клинком по английскому, из-за чего английский клинок получал зазубрины, без каких-либо явных повреждений на русском клинке. Англичане сгибали русские клинки в крутую дугу и отпускали, после чего те идеально распрямлялись.»

Вторым героем, про которого хотелось бы рассказать был гравер Иван Бушуев, придумавший символ Златоуста — крылатого коня.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

«Иван Бушуев учился в горнозаводской школе, а с 1815 года начал работать в заводской чертёжной мастерской. В 1817 году был принят на обучение к немецким художникам-оружейникам Шафам, а уже в 1823 году, после ухода Шафов со Златоустовской оружейной фабрики, стал старшим мастером отделения украшенного оружия, значительно превзойдя своих учителей.»
«Бушуев усовершенствовал технику украшения холодного оружия — золочение „через огонь“, добившись более прочного и надёжного соединения золота со сталью. Впервые на Златоустовской Оружейной фабрике Бушуев стал украшать клинки многофигурными батальными сценами, главными героями которых стали солдаты русской армии.»

Умер Иван Николаевич в Златоусте в 1835 году, не дожив и до сорока лет — пары ртути при золочении делали свое черное дело.

С 1987 года златоустовским художникам за создание высокохудожественных произведений присуждается премия им. И. Н. Бушуева
Про Ивана Бушуева и его летающих коней есть сказ Павла Петровича Бажова «Иванко Крылатко».

Главной достопримечетельностью парка является 53-метровая башня-колокольня с часовней Иоана Златоуста на первом этаже.

Подъем осоществлялся по винтовой лестнице. В центре башни есть выставочный зал с картинами местных художников. Мне вот эта особенно понравилась.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

На башне есть 2 смотровые площадки, откуда открываются красивые виды на город Златоуст и окружающие хребты Урал-Тау, Уреньга и Таганай.

Верхняя смотровая площадка находится на высоте 37 метров. Здесь нам предоставилась возможность каждому ударить в колокол, загадать желание и руками ошутить вибрацию поющего колокола — ощущение классное!

К сожалению видимость была так себе.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Зато хорошо удалось рассмотреть сам поселок Красная Горка, построенный заводом «Стройтехника» для своих работников.

А потом было время немного прогуляться по самому поселку.

Собственно, Горный парк Бажова — это тоже частная территория, которая принадлежит заводу «Стройтехника».

8 марта на Южном Урале. Часть 1

К сожалению, Валерия Алексеевича Ростова, основателя завода «Стройтехника» и создателя поселка и парка, уже нет в живых. Но у предприятия, по словам гида, дела идут нормально, хотя некоторые опасения у работников остаются.

После горного парка у нас была прогулка по Таганаю на вершину Черной скалы.

Это самый короткий трекинговый маршрут, в один конец всего порядка 600 метров, но со смотровой площадки должен был открыться вид на Большой Таганай и гору Круглицу.

Начало маршрута идет по деревянным ступенькам, а дальше уже по тропе, которую протоптали шедшие перед нами группы. Говорят, что тем, кто поднимался 5 марта пришлось тропить.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

К сожалению погода опять внесла свои коррективы — вдали не было видно ничего, кроме белой пелены.

Но ближние скалы и зимний лес было хорошо видно.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Зато какие елки красивые!

8 марта на Южном Урале. Часть 1

А еще полюбовались на снегирей — такую большую стаю я видела впервые. Жаль что ближе подойти не получилось.

После пешей прогулки отправились на фабрику холодного оружия «АиР».

История златоустовского оружейного промысла началась с организации в 1815 году Златоустовской фабрики «белого оружия» (так тогда называли холодное оружие). С первых дней фабрика выпускала не только боевое, но и парадное/наградное украшенное оружие. Основу заложили немецкие мастера оружейного дела, специально приглашенные для обучения из Золингена.
Первоначально рисунки на клинках состояли из нескольких традиционных композиций, не связанных между собой. Со временем появились развернутые тематические сюжеты: реальные фигуры воинов, массовые батальные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи.

В 90-х годах ХХ века настали трудные времена.

Компания «АиР» была создана 26 июля 1999 года с целью возрождения и развития лучших традиций изготовления холодного оружия и предметов быта, украшенных в стиле златоустовской гравюры. На тот момент в Златоусте работало до десятка малых предприятий, занимавшихся изготовлением украшенного холодного оружия. В отличие от фирм, производивших дорогие, украшенные золотом клинки, в Компании «АиР» приступили к серийному выпуску простых и надежных охотничьих ножей.

Сейчас в ассортименте фабрики есть также дорогое наградное оружие. Для гравировки используется золото самой высшей пробы.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Идейными вдохновителями и организаторами дела по налаживанию массового выпуска ножей стали Дмитрий Борисович Архипов и Михаил Иванович Рагозин. Компания «АиР» была названа по первым буквам их фамилий.

В 2010 году было начато производство собственной дамасской стали. В том же году разработана уникальная технология создания дамаска под брендом Zladinox.

Помимо обычного дамаска, производятся изделия из титанового дамаска и арт-дамаска.

8 марта на Южном Урале. Часть 1

Арт-дамаск делается так: в заготовке вырезается рисунок, в который потом вставляются детали, вырезанные из других сортов стали. Потом заготовка передается в кузницу. Как при ковке не происходит деформация рисунка, у меня в голове не укладывается!

Самый длинный меч России «Святогор».

Стилет — это дамское оружие!

8 марта на Южном Урале. Часть 1

После экскурсии и ужина произошло, наконец, заселение в гостиницу «Таганай». Номера оказались чистые и уютные. Вот только ванные комнаты не видели ремонта со времен позднего социализма — ДСП-шные полки порядком расслоились. Но сантехника работала исправно. Так что кому вид ванной комнаты не нравился, тот значит с подъемом на гору и колокольню халтурил. Потому что для уставшего путешественника на первое место выходит функциональность, а с этим все было в полном порядке.

К тому же, прошедший день был «подготовительным» к насыщенной программе дня следующего. Так что здоровый сон стал отличным завершением первого дня поездки.

Цикл материалов "8 марта на Южном Урале"