Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 22 апреля 18:17

Сатка, Екатеринбург — Россия Март 2022

7 марта. Сатка

7 марта Сатку мы посещали дважды: у нас был обед в кафе после подъема на хребет Москаль в парке Зюраткуль и была экскурсия по городу после посещения ГЭС в поселке Пороги.
К сожалению времени погулять по городу не было практически совсем, а фото из окна автобуса не всегда получалось сделать. Поэтому часть картинок пришлось искать в Интернете.

Сатка меня сразила наповал, словно место из другого мира.

Но обо всем попорядку.

Сатка была основана в 1758 году как посёлок при Троице-Саткинском железоделательном и чугуноплавильном заводе. Он был построен по распоряжению барона С. Г. Строганова на выкупленной у башкир земле. Название поселок получил от названия протекающей через него реки Большая Сатка.

Продукцию завода отправляли в Центральную Россию водным путём на барках с пристани на реке Ай.

Во время Крестьянской войны, в 1774 году, жители перешли на сторону Пугачева. Перед отступлением завод был сожжён, вместе с ним сгорели заводская контора, церковь и 663 жилых дома. После окончания войны предприятие восстановили.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Завод выпускает продукцию и по сей день — это один из старейших действующих металлургических заводов России. На нем работает около 1000 человек.

В 1898 году на Карагайской горе нашли залежи магнезита, и уже через несколько лет товарищество «Магнезит» первым в России наладило выпуск огнеупорных изделий. Вот уже 100 лет это главное предприятие города, хоть его названия и немного менялись со временем.

Всего в мире открыто 4 месторождения магнезита: 2 в России и 2 за границей. Оба российских месторождения принадлежат «Магнезиту».

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Саткинское месторождение — самое крупное.

Магнезит добывают в основном открытым способом. Глубина карьера — около 400 метров, длина — около 1,5 км, ширина — более 1 км.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Причем огромный карьер находится прямо в центре города.

Население Сатки — 42 000 человек. Большинство работают на «Магнезите».
Зарплаты, прямо скажем, невысокие. Гид нам озвучила цифру в 30 т.р. Правда, сказала, что в последнее времы зарплату начали повышать, чтобы избежать текучки кадров.

Но, по словам гида, «Магнзит» очень вкладывается в социалку и благоустройство города. В городе очень много спортивных секций, включая горнолыжную (склон есть прямо в городе), большой теннис, плавание. Про футбол говорить не стоит — через него проходит подавляющее число мальчишек города.

Так вот, секции бесплатные. Про взрослые не совсем поняла, но детские точно. Любой ребенок города может придти в горнолыжную секцию, получить всю необходимую экипировку напрокат и заниматься бесплатно! Аналогично с большим теннисом и т. д.

Большой популярностью пользуются сплавы и спелеология.

К концу года обещают завершить строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым катком. По словам гида, у них из видов спорта, наверное, только фигурного катания не было — скоро будет. Ну, а у хоккеистов появится крытый каток.

И это в городе на 42 тыс. жителей!

Культурная составляющая не отстает от спортивной.
Много лет проведение фестивалей оперного искусства в Сатке курировала Елена Образцова и сама выступала в Сатке. Послее ее смерти в Сатке установили памятник, изготовленный из корпуса вращающейся печи, которая раньше использовалась в одном из цехов завода «Магнезит», где певица изображена в образе Кармен.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Фото из автобуса у меня совсем плохо получилось. Поэтому добавлю еще из Интернета.

С 2017 года в Сатке проводится фестиваль классической музыки имени Елены Образцовой.
По словам гида в Сатке выступают ведущие артисты России. Денис Мацуев, например, выступает чуть ли не каждый год.
Концерты и театральные представления проходят в ДК «Магнезит».

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Для работников «Магнезита» билеты бесплатные.

Сатка — старый промышленный город. Поэтому «старая» часть города — это частный сектор. И вот оказалось, что весь старый город стоит на месторождении магнезита.
Добывать шахтным способом под жилыми домами опасно. Поэтому в стороне от старого города, по другую сторону карьера, еще в советское время начали строить новый район, куда постепенно переселяют частный сектор.

В плане архитектуры и дизайна Сатка тоже удивила.

Оранжевый цвет, цвет магнезита, очень популярен в городе.

Вот эти столбы — плод воображения архитектора Ивана Коржева. В народе их ласково прозвали «наши виселицы».

Но вечером, когда включается подсветка, улица выглядит очень необычно. И заборчики в том же стиле хорошо смотрятся. Это днем столбы не слишком привлекательно выглядят.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Птички на стене школы — это работа испанца Пабло Пеллуза.

Это тоже школа.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

«Кроссовочки» у школьного стадиона.

А это граффити выполнил немецкий художник Хендрик Байкирх. Персонажи были найдены по фотографиям из местных газет — девочка Арина с прабабушкой, труженицей тыла Марией Фекличевой.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Через несколько лет Хендрик Байкирх вернулся в Сатку, спустился в местную шахту «Магнезитовая» и пообщался с шахтерами. После этого он попросил у Виктора Баженова разрешения сфотографировать его и использовать портрет для граффити. У меня фото из автобуса на ходу не получилось, поэтому выкладываю фото из Интернета.

Виктор Баженов до сих пор работает в шахте.

Старая часть города, скорее, напоминает деревню. Но городская администрация старается сделать эту часть города привлекательнее. По крайней мере улицу Карла Маркса.
Был разработан проект, в соответствии с которым жителям домов предложили сделать бесплатный наружный ремонт домов и палисадников. Условие одно — не перекрашивать, ничего не достраивать, не менять дизайн.

Вот такая яркая улица получилась (фото из Интернета).

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Есть еще один человек, который тоже очень сильно вкладывается в город — местный предприниматель Юрий Китов.
Ему принадлежит парк развлечений «Сонькина лагуна», названный так в честь внучки.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Начиналось все с «Китовой пристани» на озере Зюраткуль. Но из национального парка пришлось перебазироваться в Сатку, где нет таких строгих природоохранных требований.

Псевдо-средневековая развлекательная деревенька «Дупло орла» на бывшем Козьем острове на Саткинском пруду. На острове «Дупло орла» (ну уж как назвал Китов, так назвал) есть домики для проживания и русская баня прямо у воды.

Фабрика Китова и особняки его и детей.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Можно соглашаться или не соглашаться с его чувством прекрасного, но это улица, на которой он вырос. Сам он из бедной семьи. Поэтому когда Китов разбогател, он выкупил участки частного сектора и сделал улицу своего детства красивой в своем понимании.

Беседка, подаренная им городу.

Заправка с китом на гербе.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

В городе с большим уважением отзываются о нем самом и о его семье — все трудяги. Про деньги он говорит, что они как навоз: если ими удобрять, то может быть что-то и вырастет.

Гид рассказывала, что по городу ходит история, как он пришел в местный краеведческий музей и вытряхнул что-то из пакета на стол со словами: «Сказали, что стоящая вещь. Вам надо?»
Музейные работники опешели — перед ними лежал мундир XVIII века, к которому прикасаться должно осторожно и в перчатках.

К политикам и депутатам он симпатии не испытывает. Говорит, что он свои деньги сам заработал, а вот откуда у них деньги, он не знает.

От впечатлений от Сатки до сих пор отойти не могу.

8 марта

Это был день релакса в термальном комплексе «Баден-Баден» в Еткуле.

Я настолько расслабилась, что даже фотоаппарат доставать не стала, поэтому фото опять из Интернета.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Это 2 открытых бассейна с периодически включающимся душем и гидромассажем.

Ну улице температура -17, но вода теплая — не холодно.

В здании есть еще несколько бассейнов, но на улице приятнее.

Помимо бассейнов есть сауна, хамам, римские термы и соляная комната, где можно хорошо расслабиться.

Римские термы были в 2-х ипостасях: теплое каменное ложе, в котором размещаешься полулежа и отдельная комната с теплыми каменными скамейками вдоль стен и «канавкой» с горячей водой под ногами. Только горчицы не хватало — а так противопростудная процедура из детства. Ну, правда, интерьер в моем детстве поскромнее был, и таз с водой поменьше, чем канавка под ногами.

Сходила в «арома-парилку» — профессиональный банщик устраивал сеанс ароматерапии и нагнетания пара.

В общем, 4 часа пролетели незаметно.

Потом было возвращение в Екатеринбург, где у меня тоже намечались новые впечатления.

Запланированное время окончания экскурсии — 20:30, а самолет — в 7 утра. Бронировать гостиницу я не стала, намереваясь снять на несколько часов капсулу в аэропорту Кольцово. Но мне нужно было поужинать перед отъездом из Екатеринбурга. Тем более, что обедать в термах не хотелось, а с завтрака прошло уже много времени.

Поскольку прибытие в Екатеринбург могло задержаться, то я заблаговременно поискала кафе, которые работают допоздна. И наткнулась на бургерную «А ты где?»

Вообще-то бургерные я стороной обхожу, но тут такое название, такие отзывы… В конце концов дочь утверждает, что бургеры — это вкусно. И не надо обо всех судить по Мак Доналдсу.

Вывеска бургерной.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

Рядом пивная. Я пиво не пью, но вывеска пивной понравилась.

Пивная и бургерная сообщаются между собой.

И мне внутри нравится! И обстановка, и атмосфера. Много молодежи, но и постарше тоже есть.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

А какие названия! «Ведро гвоздей» — правда похоже! «Любовь зла» без мяса, «Уснул на пляже» на черной булке…

Заказываю фирменный «А ты где?» — свежайший, только что приготовленный, реально вкусный и нежирный! Запиваю все облепиховым чаем — то, что надо! Прихватываю с собой бутылочку клюквенного морса.

Небольшая прогулка по вечернему Екатеринбургу до метро — мне нужно успеть на вечерний автобус до Кольцово.

8 марта на Южном Урале. Часть 3

С автобусом засада вышла — 1 и 01 не ходили совсем, а на отходящий 65 я не успела. Как оказалось ушедший 65 был последним, хотя в расписании были еще 4 автобуса…
В общем взяли мы такси на троих таких же как я опоздавших и благополучно доехали до Кольцово.

Капсульный отель нашла быстро. Если брать 5 часов и больше, то выдают плед. Вот 5 часов я и взяла.

Девушка с ресепшин показала, как открыть дверь, как погасить свет и настоятельно рекомендовала ознакомиться с инструкцией. Но мне лениво было — и так все понятно.
Я первый раз ночевала в капсуле. Звукоизоляции никакой, но это даже хорошо — свой рейс не проспишь. Внутри мне очень понравилось — матрас и подушка отличные, есть зарядка для мобильника и wi-fi, вентиляция отличная — свежо. Но главная прелесть — свое приватное пространство. Места много — можно лежать, можно сидеть. А можно неплохо выспаться.

Свет можно приглушить — что я и сделала после разговора по WhatsApp с домашними.

Будильник исправно прозвенел в положенное время — решила погуглить погоду. А для этого надо свет включить. Нажимаю на ту же кнопку, которой выключала, а свет не включается. Засада!

В капсуле достаточно светло, но для чтения темновато. Проверяю открытие двери — работает. Собираюсь, подхожу на ресепшин и говорю, что свет не смогла включить. А девушка мне улыбается: «Я ведь предупредила, чтобы инструкцию прочитали». Посмеялись, поблагодарила за комфорт.

Букет новых впечатлений на 8 марта — это здорово!

Цикл материалов "8 марта на Южном Урале"