Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 11:34

Тверь — Россия Май 2021

В Тверь

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

я приехала на Ласточке из очаровательного Торжка немного позднее полудня. Благодаря неуемной энергии, еще не иссякшей за время продолжительного путешествия, оставалась надежда на небольшую прогулку. Электричка прибыла на перрон исторического здания вокзала, памятника культуры, архитектурный облик которого восстановлен в 2015 году благодаря реконструкции.

Здание этого вокзала было построено в 1845–48 годах по типовому проекту вокзала первого класса по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязевича при помощи Константина Андреевича Тона.

С перрона, по очень длинному подземному тоннелю,

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

я вышла на Привокзальную площадь и оказалась перед зданием нового вокзала, построенного в 1984–1990-х годах в духе советского модернизма. Серый и даже мрачноватый фасад здания оформлен как три опрокинутые стеклянные арки.

Читала, что в зале ожидания разбита оранжерея, где собраны более 200 видов и сортов различных растений. Удостовериться не получилось — регламент поездки обязывал не делать лишних движений.

На Привокзальной площади напротив здания вокзала находится очень красивый белоснежный с золотыми куполами Собор Александра Невского.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Участок для строительства храма был выделен и утвержден императором Александром II в. 1879-м году на земле, принадлежащей Николаевской железной дороге. Был утвержден и проект, автором которого стал епархиальный архитектор А. Фёдоров, но далее этого дело не двинулось. Вернулись к вопросу о строительстве лишь в сентябре 1889 года и причина в честь которой решили возвести храм была достойная: в «память чудеснаго избавления Государя Императора Александра Александровича и его Августейшей семьи от угрожающей опасности при крушении поезда на станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 года». Пятиглавый храм в традициях русского зодчества и храмового строительства Древней Руси 17 века смотрелся монументально, но ему не суждено было дожить до наших дней.

В 1929-м году храм закрыли, приспособив его под хлебохранилище, после войны его и вовсе перестроили, на первом этаже разместив магазин, а на втором жилые комнаты. К моменту строительства нового вокзала, от храма остались руины и за ненадобностью они были разобраны. Лишь в 2010-м году на старом месте было заложено новое здание собора Святого благоверного князя Александра Невского и начат сбор средств. В 2015-м году в восстановленном по сохранившемся чертежам храме, произошло первое богослужение. Храм великолепный, высокий цоколь, белоснежные фасады украшены фигурными элементами, пять золотых куполов устремляются в мрачное, грозовое небо.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Пройдя площадь, я направилась к гостинице Турист, расположенной в шаговой доступности от вокзала, на другой стороне улицы Коминтерна,

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

построенной в 1967-м году. И в фойе настоящей советской гостиницы мне пришлось целых полчаса ждать, пока сотрудница не обслужит пару гостей, печатая и подвигая им все новые и новые листики для подписей. Нервничая от такой потери времени, я не смогла промолчать и меня она уже обслужила почти мгновенно. Гостиница самая обычная, все необходимое присутствовало.

Забросив вещи в номер, я на лифте спустилась вниз, вызвала такси и отправилась в район Пролетарки в Морозовский городок.

На завтрак я спустилась в ресторан, но предложенная еда удивила: четко каждому клиенту было выдано по тарелке с минимум набора продуктов и пиалка с кашей.))

Далее предстояло знакомство с Тверью, для этого на автобусе (в Твери все автобусы одной марки и в единой цветовой гамме)

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

по Чайковскому проспекту я доехала до самой древней части Твери. Небо хмурилось, пугая мрачным покрывалом, низко спустившемся на город, но я надеялась, что мне все же будет позволено прогуляться в сухую погоду, без участия дождя.

На Тверской площади в разные времена возникали толкучий рынок, Хлебная площадь, на которой торговали зерном. Название площади также менялось: после Революции площадь называлась Крестьянской, с 1965-го года она носила название Площадь Победы, с 1976-го года ей вернули историческое название — Тверская площадь.

Площадь на самом деле и не площадь вовсе, как мы это представляем, а красивый уютный сквер с зелеными насаждениями, аллеями, фонтаном,

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

построенным в 1978-м году.

В 2016-м году на площади в День семьи, любви и верности был открыт Памятник семье.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Бронзовая композиция представляет счастливую многодетную семью в натуральный рост, созданную скульптором Карэном Саркисовым и отлитую на скульптурно-производственном комбинате «Лит Арт» в городе Жуковском Московской области.

Все члены семьи представлены в движении, они застыли в предвкушении посещения развлекательного и зрелищного мероприятия в цирке, в сторону которого и направлены их взоры.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Первый тверской цирк был открыт в далеком 1924-м году. Настоящее же здание на 1657 мест было построено в 1971-м году по типовому проекту архитектора А. Л. Сегала.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

От Тверской площади по улице Ивана Седых я направилась на главную улицу исторического центра Твери — улицу Советскую. Улица была спроектирована при Екатерине II

архитектором Петром Романовичем Никитиным согласно генеральному плану застройки города. Проложена улица в 1760 и 1770-е годы и многие здания, расположенные на ней и сохранившиеся до наших дней, являются памятниками истории и архитектуры. Вот, например, восточная линия северного корпуса Тверского Гостиного двора, построенная в 1751–1800 году, позднее рестарированная.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Изначально улица носила название Екатерининская, а с 1919 — го года ей присвоено настоящее название.

У меня не было цели пройти по улице от ее начала и до конца, но периодически я все же буду к ней возвращаться.

Первое здание, расположенное на улице Советской под № 5 и привлекшее мое внимание -это бывшее Реальное училище, постройки 1910–1915 годов, где учился и начал революционную деятельность Александр Александрович Жданов. С августа 1866 года это Тверской государственный объединенный музей.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Открыт музей в присутствии наследника цесаревича Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича. К началу Великой Отечественной войны коллекция музея составляла около 100 тысяч единиц хранения, но страшно подумать, что в военные годы она практически в полном объеме была уничтожена.

В 1977-м году создается музейное объединение, в состав которого на сегодняшний день входит 31 филиал в 19 районах Тверской области. Сегодня, возрожденная и вновь пополненная экспозиция расположена в 15 залах главного здания музея.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Тверской государственный объединенный музей большое внимание уделяет детской аудитории и поэтому в 2005 году был создан Детский музейный центр, здание которого расположено рядом.

По улице Советская № 7 расположен жилой дом, постройки середины 18-начала 19 века, памятник архитектуры федерального значения. В этом доме в 1856-м году проживал драматург Александр Николаевич Островский. В 1949-м году несколько зданий были объединены в одно.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Слева от Тверского государственного объединенного музея и Детского центра, по адресу Советская, 3, расположен Спасо-Преображенский собор, история которого делится на два периода: древний храм и собор, возведенный в конце 17 века, восстановление которого в настоящее время еще в процессе.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году в сердце города-центре Тверского кремля Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси, построенным после монголо-татарского нашествия.

Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена и внутренняя роспись собора, но еще до окончания строительных работ, в 1289 году Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей.

Первым находит упокоение его основатель епископ Симеон, в последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык.

В начале 17 века древний Спасо-Преображенский собор был разобран, а на его месте в 1689–1696 годах был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор, который и простоял практически в неизменном виде до момента своего разрушения. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года великолепный собор, бывший главным кафедральным храмом Твери и духовным символом Тверской земли был взорван.

14 августа 2014 года было начато строительство нового собора. Благодаря археологическим изысканиям, обмерным чертежам, сделанным практически за месяц до взрыва, фотографиям фасадов и интерьеров воссоздаваемый храм будет точной копией исторического.

Напротив Спасо-Преображенского собора расположен Императорский путевой дворец, который своими двумя выдвинутыми по обе стороны от центрального корпуса флигелями, словно обнимает храм.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Дворец в стиле классицизма с элементами барокко был построен в 1764–66 годах по проекту уже известного нам архитектора Петра Романовича Никитина и предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву.

В начале 19 века во дворце жила сестра Александра I Екатерина Павловна, бывшая замужем за губернатором Твери Георгом Ольденбургским.

По ее распоряжению и согласно проекта Карла Ивановича Росси дворец был перестроен и превращен в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, в котором собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

С 1896 года (с перерывом 1936–1961 годы) в бывшем Путевом дворце располагается Тверская областная картинная галерея.

Во время Революции и позднее в здании дворца располагались советы рабочих и крестьянских депутатов, а затем губернский исполнительный комитет. Во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны путевой дворец существенно пострадал, но начавшаяся сразу после ее окончания реставрация и восстановление уже к 1948 году были закончены.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Последняя реставрация здания Путевого дворца и Картинной галереи была закончена в 2017 году. В процессе реставрации были воссозданы купола в конце флигелей: восточный купол украшает звезда, так как изначально дворец строился как путевой, купол западный венчает крест: раньше в этой башне была домовая церковь Екатерины.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

В настоящее время в бывших императорских покоях выставлены картины местной галереи, самый ранний экспонат относится к 14 веку. Также в здании расположены литературный и историко-архитектурный музеи, посещение которых мною изначально не планировалось.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Напротив, на улице Советской № 4 находится Медицинский институт, созданный в 1954-м году на основе переведенного в Тверь Ленинградского стоматологического института, основанного в 1936 году и имеющего к моменту богатую биографию.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Далее я перехожу через Волжский проспект. На Тверская площади находится вход в базовый стадион местной футбольной команды «Волга» — стадион Химик, открытый еще в 1920-м году.

Рядом со стадионом, на улице Советская, № 1, расположено старое здание Гимназии № 6 из красного кирпича,

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

построенное в 1905 году и являющееся памятником истории регионального значения. В 1932–39 годах в помещении единой трудовой школы № 2 проходил I Губернский съезд рабочей и крестьянской молодежи учился Герой Советского Союза Вячеслав Борисович Ефимов.

Прежде чем повернуть направо и отправиться на прогулку по набережной реки Волги, я решила немного изучить достопримечательности, расположенные слева, где улица Советская плавно переходит в улицу Софьи Перовской.

В этом месте где река Тьмака впадает в Волгу, окрестности очень живописны, можно наблюдать сразу два моста, расположенные рядом — на улице Бебеля и улице Софьи Перовской.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

С мостов виден Мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной Войны, Обелиск Победы, открытие которого состоялось в 1970 года и было приурочено к дате освобождения города от фашистов. Памятник увенчан чашей с Вечным огнем, до которого я уже не дошла.

Нижняя часть величественного 45-метрового Обелиска из гранита оформлена чугунными плитами с барельефами. С моста виден весь остров Памяти, Церковь Михаила Тверского, Монастырский мост.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Я полюбовалась всем этим издали и направилась к скверу Крылова, в котором установлен и гранитный памятник великому русскому писателю Ивану Андреевичу Крылову.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

Крылов прожил в Твери достаточно долгое время, и даже написал тут несколько небезызвестных произведений. Рядом с памятником находятся пилоны с изображениями самых любимых и известных персонажей из басен «Волк и Журавль», «Лев и Волк», и других поучительных сочинений автора.

Затем я отправилась назад, в сторону набережной, но прежде зашла в сквер Казакова, где в 1997- м году был открыт памятник жертвам репрессий. Авторами этого небольшого монумента стали скульптор Феликс Азимович Азаматов и архитектор Валерий Алексеевич Давыдов.

Далее я продолжила знакомство с городом по набережным, периодически покидая их, но вновь возвращаясь.

На территории Городского сада и сада Любви прежде располагались укрепления города, форты и Кремль. В годы ВОВ вся зеленая зона существенно пострадала, практически все насаждения парковой зоны были уничтожены, территория вытоптана. Однако постепенно деревья высадили заново, обустроили участки для отдыха и создали аллеи.

На главной аллее парка в ноябре 1996 году был установлен Поклонный крест небесному покровителю Твери Михаилу Ярославичу Тверскому. Михаил Ярославич Тверской — военный и государственный деятель, является одним из первых русских князей, который бросил вызов Золотой Орде, также он ввел в употребление титул «князь всея Руси», и он одним из первых начал производить шаги к объединению Русских земель

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

В 2001 году была изготовлена копия Поклонного креста из камня в сером цвете, установлена она не на изначальном месте, а вблизи от центральных ворот Городского сада, на месте бывшего Спаса-Преображенского Собора, строительство которого было начато в 1285 году, в годы княжения Михаила Ярославича.

На выходе из Городского сада

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

на улице Советской в 1919-м году установлен бюст Карлу Марксу, это один из первых памятников немецкому философу, писатею, политическому журналисту, общественному деятелю. Содержит цитату «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетарии в ней могут потерять только свои цепи. Приобретут же они целый мир.». В 1991 году памятник был разбит, но в 1997 году вновь восстановлен.

Напротив Городского сада по улице Советской, № 10–12 находится целый комплекс зданий — бывший Дом Губернатора, построенный в 1760-м году в стиле классицизма с элементами барокко: сам двухэтажный дом, два флигеля, ворота.

Тверь – вот и пришло время познакомиться с этим городом (часть 1-я)

В 1898 году резиденция губернатора переехала в долго пустовавший Императорский путевой дворец, а освободившееся здание отдали под зимнюю резиденцию архиепископа Тверского и Кашинского. При перестройке здания в западном крыле была устроена домовая церковь Двенадцати Апостолов.

Во время войны здание сильно пострадало, в 1945–1946 году восстанавливалось по проекту архитектора А. П. Гусарова. После войны в здании располагался калининский облисполком, в 1970–1991 годах его занял Калининский горпищеторг. С 1991 года бывший губернаторский дом был передан на 20 лет областной картинной галерее для устройства здесь музея декоративно-прикладного искусства, но в 1995 году дом бы передан Тверской епархии, которая находится в нем и поныне.

Рядом, по адресу улица Советская № 14, расположено одно из самых старинных зданий города — бывший Дом дворянского собрания, построенный в 1842 году по проекту Ивана Федоровича Львова.

После Революции здание было преобразовано в Дом Красной Армии, а затем в Дом офицеров, который размещается в нем и по сегодняшний день.